» » » Елена Окладникова - Сакральный ландшафт


Авторские права

Елена Окладникова - Сакральный ландшафт

Здесь можно купить и скачать "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Окладникова - Сакральный ландшафт
Рейтинг:
Название:
Сакральный ландшафт
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9572-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сакральный ландшафт"

Описание и краткое содержание "Сакральный ландшафт" читать бесплатно онлайн.



Сакральный ландшафт – это особая часть культурного ландшафта, сформированная духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое пространство. Будучи также географическим феноменом, этот вид ландшафта создавался людьми традиционной культуры с помощью следующих социальных технологий управления окружающей средой: 1) [b]структуризации[/b] (сооружение мегалитических ансамблей, в состав которых входили оленные камни, херексуры (поминально-жертвенные комплексы), плиточные могилы (мемориалы), скалы с писаницамиидеограммами, исполненными эзотерической символикой) и 2) [b]«оживления»[/b] или иеротопии (т.е. с помощью священнодействий, жертвоприношений, обрядовых и церемониальных действий). В настоящем издании публикуются работы автора, посвященные: 1) изучению теоретических подходов к изучению сакрального ландшафта; 2) осмыслению качественных характеристик этого исторического явления; 3) описанию классификаций и исследовательских парадигм; 3) отдельным эмпирическим исследованиям автора некоторых видов ландшафтов такого типа: а) сакральным ландшафтам Российского Заполярья, б) Восточной Сибири, в) Верхнего Приамурья, г) Забайкалья.

В данной монографии сакральный ландшафт рассматривается автором с позиций системного подхода и теорий самоорганизации и интеллектуального управления, т.е. как некая «социотехническая система». Как полагает автор, системные образования такого типа могли возникнуть именно в результате целенаправленного управляющего воздействия сознания людей архаического и традиционного обществ древней Евразии на природный ландшафт.






Ландшафт является образом среды обитания конкретных человеческих сообществ. Идея образоспособности среды (imageability), т.е. вообразимости среды – есть качество физического объекта, которое дает высокую вероятность пробуждения сильного образа в каждом конкретном наблюдателе. Это могут быть форма, цвет, порядок естественных географических (горы, лес, водные пространства степи) и искусственных объектов (памятники древней архитектуры, стелы, курганы, камни с рисунками) которые облегчают создание ярких и мощных ментальных образов среды. Элементами сакральных ландшафтов Сибири являются пути, границы, узловые памятники (скопление монументов), ориентиры (например, маркёры границ «обо», курганы в Центральной Азии; часовни, поминальные кресты – на территории русского Севера). Важными нефизическими элементами сакральных ландшафтов являются названия, которые служат для кристаллизации идентичности сакрального ландшафта. Идеи, связанные с изучением образоспособностей пространств/сред/ландшафтов на примере архитектур поселений (городов) изучались теоретикам урбанизма.33

Сакральный ландшафт формируется в ходе сакральных практик, маркируется сакральными предметами и монументами, и выражает связи человека, общества природы с ландшафтом через символику мироздания. Сакральный ландшафт – это покоренное человеком природное, т.е. очеловеченное пространство. Это новое качество природного пространства очеловечивало его. Этот тип ландшафта, подобно рукотворным архитектурным монументам возвышал человека над утилитарными жизненными нуждами к высотам духа, позволяя ему, как полагали древние греки, «беседовать с вечностью». 34 Архитектурные сооружения древности, входившие в систему сакральных ландшафтов являлись частями сложных механизмов, которые были способны «говорить о вечных ценностях», а также выполнять функции астрономических обсерваторий. Эти обсерватории (например, Стоунхендж35) позволяли вычислять ритмы Вселенной. Стоунхендж, также, как, вероятно, и другие мегалитические объекты, использовались для практических нужд жизнеобеспечения. Некоторые из таких событий упомянуты работе Гесиода «Труды и дни»:

«… Восход и заход Плеяд (практическим предписаниям предшествует еще одно назидание) 36 ; необходимые условия для разумного хозяйствования 37; вечерний восход Сириуса. подготовка к пахоте и озимому севу;38осеннее равноденствие. Вспашка земли39; Зима. Меры предосторожности от холода и болезней40; Вечерний восход Арктура через 60 дней после зимнего солнцестояния. Наступление весны41; Соединение Плеяд с солнцем. Жатва42; Летнее солнцестояние. Восход Сириуса, увеличивающий солнечный жар. Летний отдых43; Утренний восход Ориона. Жатва44; Утренний восход Сириуса и Ориона. Утренний восход Арктура. Сбор винограда и заключительный стих45; Лунный календарь. Перечень дней, удобных и нежелательных для исполнения разных дел, в зависимости от фазы Луны…»46

Конструкция таких обсерваторий определяла заложенное в её плане направление на главное астрономическое событие, которое в ней наблюдалось. Такими обсерваториями могли быть в азиатской части Евразии г. Кабак-Таш (Алтай), Аркаим, Ак-Баур и множество других археологических объектов.

Вследствие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это событие за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним направлениями, специалисты могут вычислить разделивший их интервал времени47. Сегодня с помощью информации, полученной археологами, этнологами, фольклористами и историками ландшафты древности воссоздаются на основании реанимированных в ходе научных изысканий или сохранных в народной памяти образов и символов. На основании полученных и введенных в научный оборот даны, сегодня мы можем заключить, что, изначальным импульсом семиотизации пространства были системы традиционных мировоззрений, которые имеют разные формы выражения в различных культурах. Одной объединяющей чертой разных мировоззренческих систем была тенденция превращения среды в знаковую систему, где в роли знаков выступали географические объекты или элементы культурного ландшафта, а в роли означаемого – архетипы, трансцендентные понятия и категории и соответствующие символы, создает религиозно-мифологическую, или сакральную, географию. В результате складывается символическое понимание пространства, где ландшафт становится моделью вселенной, отражающей традиционное миросозерцание и различными своими частями выражающей на плоскости картину мироздания.

Геософский подход. Зарождение концепций сакральной географии и сакрального ландшафта восходят к архаическим идеям, которые ещё в эпоху античности оформились в геософской парадигме. Геософская парадигма как система идей, основана на космологических и космогонических идеях античной и анимистических представлениях, мифологизирующих ландшафт.

Геософский подход к изучению, осмыслению и анализу реального географического ландшафта исторически сопряжен с понятием мудрость. Суть геософского подхода – примат ценности социального/ исторического/ культурного над природным/ физическим/не зависим от воли человека. Объектом физической географии как науки является общее землеведение и ландшафтоведение, выявление и описание закономерностей существования и развития географической оболочки в целом.

Геософские основания ландшафтоведения зарождались в античности на стыке географии, истории, экономики, психологии, этнографии, что нашло отражение в трудах Геродота и Фукидида. Античные мыслители стремились посмотреть на сущность и божественный замысел земли, ставя следующие вопросы:

«Ну, а сама земля, как она может иметь место в ноуменальном мире? Какова ее идеальная сущность? Имеет ли и она там жизнь, и, если да, то каким образом? … Даже появление камней, вздымание и образование гор не могло бы иметь места на земле, если бы ей не был присущ некий одушевленный принцип, который и производит все это посредством скрытой от глаз внутренней работы.» 48

Греческие и римские историки, географии и путешественники создали в своих трудах конструкции пространств, гораздо более сложные и информационно насыщенные, чем просто физико-географические описания. Они всегда добавляли к ландшафту ещё что-то. Этим «что-то» были качественные характеристики. Например, для Аристотеля пространство всегда было антропоцентричным, наполненным людьми, которые действовали в соответствии со смыслами.

Географы и историки античного мира полагали, что все формы ландшафта имеют отношение к жизни человеческих сообществ, в которых значимы не только расстояния, но и сами формы. Ландшафт для греческого или римского историка оценочен. Поэтому ландшафту приписывались символы или ценности, которые в их сознании были имманентны ландшафту. В результате осмысления ландшафта именно таким образом, возникли такие геософские по сути понятия, как «сакральная география» и «сакральный ландшафт».

«Околдованные», исполненные магизмом пространства представлены на древних космограммах, картах мира, включая Вавилонскую карту мира(6 в до н.э.) (Рис. 1,а), карты мира Гомера (9 в до н.э.) (Рис. 1,б)49, Туринского папируса (1300 до н.э.), Гекатея 6 в. до н. э), Геродота (450 г.до н.э.), Страбона (18 г.н.э.), Птолемея (90-168 г. н.э.) и др.50. Эти карты были частью святилищ, так как располагались на стенах храмов, воспроизводились в сценах мистерий, возникали на дне («зеркале») священного сосуда, на поверхности стола/алтаря, на одоном развороте средневековой или античной рукописи. «Карты мира или их символы издавна принадлежали носителям магической и политической власти (ср. историю Метия Помпузиана, который был казнен Домицианом за то, что имел императорский гороскоп и носил с собой "чертеж круга земного)"51.

Некоторые особенности изобразительные карты мира позволяют предположить ее генетическую связь с древнейшими ритуалами, например, с ритуальной номинацией окружающего мира, которая в новогоднем празднестве была равнозначна творению мира52.

В древнем (Вавилон) и античном (Греция и Рим) в ландшафтоведении и картографии земная поверхность, т.е. ландшафт, был мифологизирован.

Рядом с реально существующими объектами на картах помещались мифологические объекты. Реальное и воображаемое соседствовали, создавая единую систему: природа, человек, мифология.


Рис. 1. А) Вавилонская карта мира (6 в. до н.э.). Б). Карта Гомера (9 в. до н.э.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сакральный ландшафт"

Книги похожие на "Сакральный ландшафт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Окладникова

Елена Окладникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт"

Отзывы читателей о книге "Сакральный ландшафт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.