» » » Елена Окладникова - Сакральный ландшафт


Авторские права

Елена Окладникова - Сакральный ландшафт

Здесь можно купить и скачать "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Окладникова - Сакральный ландшафт
Рейтинг:
Название:
Сакральный ландшафт
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9572-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сакральный ландшафт"

Описание и краткое содержание "Сакральный ландшафт" читать бесплатно онлайн.



Сакральный ландшафт – это особая часть культурного ландшафта, сформированная духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое пространство. Будучи также географическим феноменом, этот вид ландшафта создавался людьми традиционной культуры с помощью следующих социальных технологий управления окружающей средой: 1) [b]структуризации[/b] (сооружение мегалитических ансамблей, в состав которых входили оленные камни, херексуры (поминально-жертвенные комплексы), плиточные могилы (мемориалы), скалы с писаницамиидеограммами, исполненными эзотерической символикой) и 2) [b]«оживления»[/b] или иеротопии (т.е. с помощью священнодействий, жертвоприношений, обрядовых и церемониальных действий). В настоящем издании публикуются работы автора, посвященные: 1) изучению теоретических подходов к изучению сакрального ландшафта; 2) осмыслению качественных характеристик этого исторического явления; 3) описанию классификаций и исследовательских парадигм; 3) отдельным эмпирическим исследованиям автора некоторых видов ландшафтов такого типа: а) сакральным ландшафтам Российского Заполярья, б) Восточной Сибири, в) Верхнего Приамурья, г) Забайкалья.

В данной монографии сакральный ландшафт рассматривается автором с позиций системного подхода и теорий самоорганизации и интеллектуального управления, т.е. как некая «социотехническая система». Как полагает автор, системные образования такого типа могли возникнуть именно в результате целенаправленного управляющего воздействия сознания людей архаического и традиционного обществ древней Евразии на природный ландшафт.






Елена Окладникова

Сакральный ландшафт

ГЛУБИНЫ И ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЕВРАЗИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СИБИРИ И СЕВЕРНОЙ АЗИИ

Люди активно взаимодействуют с ландшафтом. Веками они приспосабливали его к своим нуждам, где это было возможно, а где это не удавалось сделать – вписывались в условия существования в нём. Таким путем формировались различные типы исторических (культурных) ландшафтов, одной из разновидностей которых является сакральный ландшафт. Процесс изучения исторических и сакральных ландшафтов Евразии осуществлялся археологами, историками и этнографами. Он имеет длительную историю, а результатами таких исследований становились не только компендиумы разнообразных исторических материалов, но и создание археологических карт конкретных регионов континента. Ведь географическая карта – это не только научный феномен, но и мировоззренческое понятие. Археологическая карта – это парадигма, один из вариантов картины мира. Кроме того, археологическая карта – это показатель глубины исторической памяти, а знание таких карт – это показатель уровня культурной компетентности личности, её ментальной и, наконец, гражданской зрелости. Археологические карты Евразии, например, её северной части, содержат информацию о самых разнообразных видах ландшафтов, созданных нашими предками: ископаемом, историческом, культурном, и даже сакральном. Информацию для археологических карт Евразии, например, только для одного, но труднодоступного региона Евразии, а именно, археологической карты Северной Азии и Якутии, десятилетиями добывали участники крупных научно-исследовательских экспедиций1.

Археологическое изучение территории Якутии было положено раскопками капитана Г.А. Сарычева более 300 лет назад в бухте Баранов Камень (правый берег Колымы)2. Начальный период накопления сведений о древней культуре этого сурового в природном отношении края, ознаменован трудами энтузиастов, в том числе ссыльных народовольцев, путешественников, исследователей недр, биологов, среди которых были И.Д. Черский, Н.М. Козьмин, М.П. Овчинников, Е.Д. Стрелов, Н.И. Попов, Н.М. Ядринцев, Г.В. Ксенофонтов, А.Л. Саввин, Н.А. Виташевский, А.Я. Стефанович, Н.Л. Геккер, М.М. Ермолаев, Н.Б. Кякшто, Г.У. Свердруп и др. Они публиковали археологические материалы, представленные единичными находками каменных и металлических изделий, писаниц, а также теоретические соображения, которые обогатили представления современников о древней культуре региона.

Сибиряковская экспедиция. В 1894-1896 гг. в Якутии Восточносибирским отделом Русского географического общества на средства мецената и промышленника И.М. Сибирякова была организована ныне знаменитая Сибиряковская экспедиция. Руководителем экспедиции был назначен революционер-народоволец, известный этнограф и археолог Д.А. Клеменц. Программа экспедиции была весьма обширна, охватывала все стороны хозяйственной, культурной жизни якутов и их демографического состояния.

Наиболее важными результатами работы экспедиции стали следующие: 1) монументальный якутско-русский словарь Э.К. Пекарского, равного которому по полноте освещения якутского языка нет до сих пор. Этнографические материалы поступали в распоряжение Э.К. Пекарского от всех членов экспедиции. Кроме того, Э.К. Пекарский с помощью друзей-единомышленников собрал вокруг себя знатоков родного языка и талантливых олонхосутов.

«Известный ученый-этнограф В.М. Ионов предоставил Пекарскому свой этнографический, фольклорный и языковой материал, собранный им на протяжении десятков лет, и до конца своей жизни принимал самое деятельное участие в составлении «Словаря» в качестве соавтора и редактора. Они, будучи знатоками языка и культуры якутского народа, смогли убедить Пекарского том, что накопленный им материал может иметь не только практическое, но и большое научное значение. Решающей была роль В.М. Ионова в обогащении словника «Словаря» богатой лексикой устного народного творчества якутов и в окончательной выработке транскрипции «Словаря» на основе академического алфавита О.Н. Бетлингка, до этого Э.К. Пекарский пользовался распространенным тогда правописанием на основе русских букв … В общей сложности в «Словаре» собрано все, что наглядно раскрывает культуру, быт, национальный характер, духовный облик народа саха. Составитель к этому стремился сознательно для того, чтобы дать богатый и достоверный материал «другим исследователям для понимания души якутского народа» 3.

Итак, судя по исследовательским принципам, которых придерживался Э.К. Пекарский, а именно: 1) принципу неограниченной регистрации слов для словника, 2) принципу максимально полной их семантической характеристики слов; 3) принципу подачи обширного иллюстративного материала.

«Словарь якутского языка», несомненно, является словарём-сокровищницей, словарем-копилкой, обширным информационным тезаурусом»4; 2) работы участников экспедиции осуществлялись в русле исследований просветительской и научной деятельности ссыльных польских исследователей и деятелей русского революционного движения, в круг исследовательских интересов которых входили: общественный строй якутов, домашний и семейный быт, юридическое и обычное право, земельные отношения, обряды и традиции. «Польские исследователи разработали практически все важнейшие проблемы, связанные с обычным правом якутов. Они заложили основы для дальнейшего развития науки в данной области. В трудах В.Л. Серошевского отложился глубокий пласт народной культуры во всех ее проявлениях конца XIX в. Нормы обычного права, выявленные им, удачно вплетены в ткань исследования, основной задачей которого было показать историко-этнографический портрет якутского народа на фоне особых природно-климатических условий Якутии.

В лице Н.А. Виташевского мы видим первого профессионального этнографа, который с энциклопедической точностью предпринял попытку систематизировать обычно-правовую культуру якутов.

Свой посильный вклад внесли и ранние исследователи, такие как Ю. Матушевич-Матушевский, и более поздние, в частности, Э.К. Пекарский, основной научный интерес которого находился в области сравнительного языкознания и тюркологии»5; 3) этнографические исследования Н.Н. Кострова, В.Л. Приклонского, М.С. Вруцевича, Н.Н. Харузина, Д.А. Кочнева, В.Л. Серошевского, Э.К. Пекарского, Н.А. Виташевского и др. народов северо-востока Азии, и Якутии, в частности, дали яркий и обширный эмпирический материал в области социальной, духовной и материальной культуры, которые получили широкий резонанс в научном мире в конце XIX в.

Ленская экспедиция. Ленская историко-археологическая экспедиция, которую возглавил А.П. Окладников, была организована совместными усилиями Института истории материальной культуры АН СССР и Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР.

В 1940-1941 гг. экспедиция обследовала долину Лены от верховьев до Якутска. Работа участников экспедиции пришлась на тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны. Научно-исследовательский институт языка и культуры при СНК ЯАССР в октябре 1941 г. был закрыт в связи с начавшейся Великой Отечественной войной, но археологическое исследование Ленской долины не прекращалось в течение всех тяжёлых военных лет (1941 – 1945 гг.). Финансирование исследований Ленской экспедиции продолжалось в 1942 г. по решению СНК ЯАССР, деньги поступали из своего бюджета Наркомата просвещения Якутской АССР.

Летом 1942 г. участники экспедиции6 прошли по Лене на лодке от Якутска до Тикси. В отчете об археологических исследованиях Ленской экспедиции 1942 г. сказано, что обследование берегов Лены легло в основу археологической карты Ленской долины. А.П. Окладников писал, что экспедиция шаг за шагом проследила распространение здесь разнообразных памятников, раскрывающих динамику исторического процесса, т.е. описывающих картину перехода от каменного века к бронзовому, а от него – к железному.

В предварительном отчете о работе экспедиции в низовьях р. Лены, за три месяца (с 25 июня по 28 сентября), указано, что археологический отряд прошёл 1200 км по воде на лодке и 600 км – на пароходе), и сверх того около 250 км по тайге (из них около 200 верхом на оленях). За это время экспедиция обнаружила ряд новых поселений неолитического времени и бронзового века, а в ряде пунктов были прослежены остатки культуры раннего железного века. В 1941 г.

Шишкинские скалы были подвергнуты детальному изучению Ленской экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР и Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР.

Последующая экспедиция 1947 г., продолжившая изучение Шишкинских писаниц, состоялась при поддержке Института языка, литературы и истории ЯФ АН СССР. По результатам исследования наскальных рисунков, в Институт языка, литературы и истории ЯФ АН СССР А.П. Окладниковым была представлена рукопись, обобщившая полученные материалы, опубликованная позднее на якутском языке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сакральный ландшафт"

Книги похожие на "Сакральный ландшафт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Окладникова

Елена Окладникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт"

Отзывы читателей о книге "Сакральный ландшафт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.