» » » Елена Окладникова - Сакральный ландшафт


Авторские права

Елена Окладникова - Сакральный ландшафт

Здесь можно купить и скачать "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Окладникова - Сакральный ландшафт
Рейтинг:
Название:
Сакральный ландшафт
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9572-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сакральный ландшафт"

Описание и краткое содержание "Сакральный ландшафт" читать бесплатно онлайн.



Сакральный ландшафт – это особая часть культурного ландшафта, сформированная духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое пространство. Будучи также географическим феноменом, этот вид ландшафта создавался людьми традиционной культуры с помощью следующих социальных технологий управления окружающей средой: 1) [b]структуризации[/b] (сооружение мегалитических ансамблей, в состав которых входили оленные камни, херексуры (поминально-жертвенные комплексы), плиточные могилы (мемориалы), скалы с писаницамиидеограммами, исполненными эзотерической символикой) и 2) [b]«оживления»[/b] или иеротопии (т.е. с помощью священнодействий, жертвоприношений, обрядовых и церемониальных действий). В настоящем издании публикуются работы автора, посвященные: 1) изучению теоретических подходов к изучению сакрального ландшафта; 2) осмыслению качественных характеристик этого исторического явления; 3) описанию классификаций и исследовательских парадигм; 3) отдельным эмпирическим исследованиям автора некоторых видов ландшафтов такого типа: а) сакральным ландшафтам Российского Заполярья, б) Восточной Сибири, в) Верхнего Приамурья, г) Забайкалья.

В данной монографии сакральный ландшафт рассматривается автором с позиций системного подхода и теорий самоорганизации и интеллектуального управления, т.е. как некая «социотехническая система». Как полагает автор, системные образования такого типа могли возникнуть именно в результате целенаправленного управляющего воздействия сознания людей архаического и традиционного обществ древней Евразии на природный ландшафт.






Для опорных стратотипических памятников отдельных культур, все из которых расположены в современной криолитозоне, разработана новая специальная методика их изучения. Она проста, но трудоемка. В основе ее лежит вскрытие памятника на большой площади. Это позволяет оставлять отдельные участки раскопов для естественного постепенного протаивания и осушения мерзлых пород без нарушения структуры культуросодержащих слоев. Эта методика позволяет вскрывать археологические памятники криолитозоны на всю необходимую глубину и получать при их изучении всю необходимую информацию.

Результатом многолетних археологических работ Приленской археологической экспедиции явилось создание Археологического музея Северо-Восточной Азии, где собраны коллекции из 826 археологических памятников с территории бассейнов рек Лена, Алдан, Амга, Мая, Вилюй, Чиркуо, Тюнг, Пеледуй, Витим, Синяя, Марха, Буотама, Суола, Восточная Хандыга, Томпо, Оленек, Анабар, Яна, Адыча, Индигирка, Берелех, Колымы и ее притоков, территорий Приамурья, Приохотья и Камчатки. Коллекции состоят из 350000 экспонатов: изделий из различных пород камня, а также предметы из кости, керамики, металлических сплавов.

Объем, качество и значение исследовательских работ в области изучения древней и древнейшей истории северо-востока Азии, в частности, Якутии, охватывающее ныне период в более, чем три сотни лет, что впечатляет. Не стоит забывать, что эти работы осуществили люди, которым ничто человеческое не чуждо. Многие страницы истории исследования этой грандиозной и суровой в ландшафтно-климатическом отношении территории были по-настоящему трагичными. Верность идеалам исторической науки стоила её подвижникам не только здоровья, но и жизни, как это было с выдающимся якутским этнографом, фольклористом и археологом Г.В. Ксенофонтовым.

Работы участников всех экспедиций, особенно Сибиряковской, велись в условиях постоянного дефицита финансов, а также всех видов материальных ресурсов, включая письменные принадлежности. Э.К. Пекарский писал, что ему не хватало бумаги, перьев и чернил для составления словаря, поэтому приходилось варить чернила из ветвей вербы, а писать на обрывках газет картонках и дощечках, при тусклом свете якутского камина, рискуя испортить зрение. А.П. Окладников с В.Д. Запорожской прошили почти всю Лену от Якутска до Тикси на веслах: пока Алексей Павлович шёл по берегу, осматривая прибрежные террасы и скалы ленских берегов, Вера Дмитриевна по 14-18 часов шла под парусом или на вёслах: надо было так много успеть за длинный полярный день. С.А. Федосеева преодолевала в одиночных пеших разведочных маршрутах десятки километров ленских берегов, в том числе и под беспощадными лучами летнего якутского солнца, под шквалом укусов беспощадной таёжной мошки, по непроходимым топям и лесным завалам в поисках следов древнейшего человека.

Не все было гармонично в личных отношениях между исследователями. Конфликт научных интересов, профессиональная конкуренция, человеческое непонимание – неотъемлемая часть научной жизни. Часто это непонимание обретало драматический, и даже детективный характер. Но, как, ни странно, причиной всему этому была исследовательская страсть, одержимость научным поиском, особенности профессии археолога: не стоит забывать, что главное для археолога – погоня за тем, что спрятано от глаз наших современников в глубинах и затеряно временем в пространствах истории. В этой погоне выигрывает тот, кто охватил большую территорию своими изысканиями, и достиг самых потаённых глубин истории. Высока же была цена полученным знаниям, ибо ценой была вся их жизнь.

Так в чем же значение исторической карты северо-востока Азии? Это значение определяется тем, что:

1) в корне изменились представления мирового научного сообщества о палеолите Северной Азии и мира в целом. Сам факт, сначала предсказания существования нижнего палеолита в Северной Азии А.П. Окладниковым, датированного им 20. 000 лет, а затем и его открытия столь древнего палеолита Ю.А. Мочановым в 1967 г. в Дюктайской пещере, изменил саму парадигму мирового исторического процесса;

2) открытие другого эпохального памятника каменного века – Диринг-Юрях не только отодвинуло границы появления человека в Северной Азии до 1,8–3,8 млн. лет, но и поставило на повестку дня обсуждение двух фундаментальных проблем: а) внетропической прародине человечества и б) двух традиций палеолитической индустрии Северной Азии;

3) начиная с работ участников Сибиряковской экспедиции и их предшественников, а также включая труды Ленской и Приленской экспедиций, проблемы дописьменной истории человечества, т.е. периода человеческой истории, занимающей, примерно, 99,8 % всего этапа антропо-культуро-социогенеза, получили фундированное эмпирическое обоснование;

4) целые народы Северной Азии (юкагиры, якуты, эвены и др.) получили историю, т.е. будучи до XIX в. внеисторическими народами, они стали не только историческим, но и народами с богатой, своеобразной, а главное необыкновенно древней историей;

5) ввод в научный оборот корпуса уникальных памятников наскального искусства, в том числе эпохи неолита, бронзового века и курыканского периода наглядно показала, что древний человек подошёл к вратам искусства высоко духовным, т.е. способным создавать языком художественных образов вторую реальность, владеющим умом, приспособленным для ведения сложных календарных счислений.

В чём же заключается историческое значение выдающихся открытий археологов, этнографов, историков, фольклористов, которых волновали глубины и пространства истории Евразии, таких её отделённых частей как Приарктические просторы и Северная Азия? Вглядываясь в наше историческое прошлое, далёкую историю человечества, особенно в историю такого сурового и почти беспредельного края как Северо-Восток Азии, мы яснее может увидеть будущее. История как фундаментальная научная дисциплина в качестве одного из важных разделов включает футурологию. И кому как не археологам, которые, как никто другой в мире, способны почувствовать единство Природы и Истории у крохотного костра на вечной мерзлоте, задумываться о будущем, раскапывая далёкое прошлое!

Но сегодня, мы столкнулись с парадоксальным явлением, которое было выявлено в ходе наших факультативных социологических наблюдений. Эти наблюдения мы осуществили в Санкт-Петербурге в 2008-2013 гг. показали, что подавляющее большинство наших современников, особенно молодых людей, мало волнует история, особенно древняя. Их сознание, наполнено самыми разнообразными мемами массовой культуры. При этом оно почти свободно от какой-либо рефлексии по поводу необходимости воссоздания дописьменной истории человечества, в частности истории культуры населения Евразии.

Так какой же могли представители молодого поколения увидеть археологическую карту Евразии, в частности её Приарктической зоны и Северной Азии? Ответ на этот вопрос был получен в процессе пилотажного социологического опроса студентов Петербургских вузов весной 2008. Именно в тот год в РГПУ им. А.И. Герцена приехала съемочная группа для работы над документальным фильмом, посвященным 100-летию А.П. Окладникова. На вопрос режиссера: «Что для вас Сибирь, её северо-восток? Каким вы себе представляете эту часть континента Евразия?» молодые культурологи давали следующие ответы: «Лёд, тайга, нетронутые человеком просторы… Рай для экстремального туризма… Место ссылки и каторги… Мне не известна, да, и глубоко неинтересна история этих холодных пугающих просторов…». О выдающихся памятниках археологии Сибири, наскальных рисунках Шишкинских скал, петроглифах Горного Алтая и оз. Байкал, тем более о знаменитых памятниках погребальной и культовой архитектуры, таких, например, как «Китовая аллея» на Чукотке, Дюктайская пещера на Лене, Мальтинская и Буретская палеолитические стоянки на Ангаре не вспомнил никто из них. Не вспомнили они и о священных местах, которые издревле почитались местным населением и, вместе с археологическими памятниками формировали крупные сакральные ландшафты Сибири и Северо-востока Азии. Они ничего не знали о десятках выдающихся исследователей её древней истории, которые теперь образуют известные всему миру научные школы. О них не вспомнил ни один студент-гуманитарий из числа наших респондентов.

С аналогичной ситуацией отсутствия представлений о степени научной изученности Сибири мы сталкиваемся в работах некоторых талантливых молодых режиссеров-документалистов. Так, молодой петербургский режиссер В.Н. Синельников создал 3-х серийный фильм «Карта России», который уже не раз показывался на нескольких российских ТВ-каналах. Карта России представлена им в этом фильме с точки зрения геополитической концепции таким образом: две трети территории России располагаются в природной зоне, которая современными западными геополитиками воспринимается как «мировой холодильник». Плотность населения на просторах севера России за пределами 60 параллели невелика, климат резко континентален, зимы продолжительны и суровы. Бассейны великих сибирских рек – это тайга, разведанные и только частично разработанные залежи полезных ископаемых, лоси, медведи … летом – вечная мерзлота, свирепый гнус, зимой – ещё более свирепые морозы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сакральный ландшафт"

Книги похожие на "Сакральный ландшафт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Окладникова

Елена Окладникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Окладникова - Сакральный ландшафт"

Отзывы читателей о книге "Сакральный ландшафт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.