» » » » Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)


Авторские права

Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)

Здесь можно купить и скачать "Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)
Рейтинг:
Название:
Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-1654-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Описание и краткое содержание "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать бесплатно онлайн.



Известный английский историк Р. Конквест назвал XX в. потерянным веком. Можно ли согласится с такой характеристикой? И где начало тех сложных проблем, которые приходится решать людям XXI в., в том числе в сфере культуры? В монографии доктора философских наук, профессора Паниотовой Т. С. на большом историко-культурном материале показана преемственность культурной истории Запада XIX-XXI вв., обоснована органичная включенность современной культуры в модернизационный контекст. Впервые делается попытка проследить соотношение: 1) истории как совокупности фактов и процессов; 2) культурной истории; 3) теоретической рефлексии на эти процессы. Рекомендуется историкам, культурологам, философам, а также всем интересующимся проблемами современной культуры.






В сфере социальной модернизация предполагает специализацию людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности, которая все меньше зависит от пола, возраста, социального происхождения и все больше – от личных качеств человека, его квалификации, образования.

В сфере политической модернизация связана с образованием национальных или федеративных государств; разделением властей, способностью государства к структурным изменениям в экономике, политике и социальной сфере при сохранении стабильности общества; установлением политической демократии.

В области духовной культуры модернизация немыслима без распространения грамотности, секуляризации образования, признания многообразия школ и течений в философии и науке, конфессионального плюрализма, приобщения крупных групп населения к достижениям культуры, рационализации сознания, распространения ценностей индивидуализма. Модернизированному обществу присуща культура, подчеркивающая ценности науки, знания и достижения – считают Рой Макридис и Бернард Браун. «Модернизация, – пишет Люциан Пай, – влечет за собой диффузию того, что один эксперт определил как «мировая культура» – основанная на передовой технологии и духе научности, на рациональном взгляде на жизнь, светском подходе к социальным отношениям, чувстве справедливости в общественных делах и, кроме всего прочего, признании в качестве главной единицы в политической реальности национального государства»20.

Таким образом, культура модернити – это не только детище модернизации, но и во многом ее двигатель: без нее невозможно представить себе производство, ориентированное на эффективность и инновации, или социально мобильное общество, ориентированное на ценности индивидуализма и рациональности. В нашем понимании культура модернити в XIX – первой половине XX столетия на Западе достигает своих зрелых форм, а затем переходит в новое качественное состояние. В конечном счете, о завершении эпохи культуры модернити мы сможем говорить лишь тогда, когда представления о прогрессе человечества как наиболее существенной характеристике человеческой истории и, конечной цели, ценности индивидуализма, рационализма и т. п. в полном объеме воплотятся в жизнь либо изживут себя, как утратившие смысл, и их сменят другие. А поскольку этого не произошло, говорить о «конце» культуры модернити было бы преждевременно.

Раздел II. Европейская цивилизация в XIX в.: предистория современной культуры

Глава 1. XIX СТОЛЕТИЕ – КУЛЬМИНАЦИЯ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Исторические и логические границы XIX столетия

X. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс» писал, что «есть эпохи, которые чувствуют себя вознесенными на абсолютную и предельную высоту, времена, которые представляются исходом, исполнением надежд и свершением вековых устремлений. Это – «совершенное время», окончательная зрелость исторического бытия»21. К таким эпохам принадлежит XIX в. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.

В своей основе культура XIX в. базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура модернити. Это рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. Она стремится удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы в ответе на фундаментальные вопросы:

Как существует мир, в котором мы живем? Каково место человека в этом мире?

• Как велики сила и бессилие человека?

• В чем ценность науки?

• Возможен ли прогресс? (Ю. Бохеньский).

Но к XIX столетию мир стал качественно иным, и культура избирает путь переоценки ценностей. Происходит величайший культурный поворот, сопоставимый по значимости и масштабности с переходом человечества от древности – к Средневековью и от последнего к Новому времени. Видный философ и культуролог XX в. Хосе Ортега-и-Гассет в этой связи писал: «Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные. Речь действительно идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX в. <…> Три начала сделали возможным этот новый мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность. Два последних фактора можно объединить под в одно понятие – техника. В этой триаде ничто не рождено XIX веком, но унаследовано от двух предыдущих столетий. Девятнадцатый век не изобрел, а внедрил, и в том его заслуга»22.

Обозначенная ситуация – следствие трех эпохальных событий, значение которых для судеб европейской культуры трудно переоценить. Речь идет о промышленном перевороте в Англии, Войне за независимость колоний в Северной Америке и Великой французской буржуазной революции. Именно эти события, во многом обусловившие основные социокультурные процессы XIX столетия, образуют его нижнюю границу, смещенную, таким образом, в XVIII в. Не совпадает с хронологическими рамками и верхняя граница. Ею стало начало Первой мировой войны. Именно тогда миллионы людей испытали чувство внезапного перелома. Как писал К. Ясперс, «в 1914 году историческая почва заколебалась. Все, что в течение долгого времени казалось нам устойчивым, было поставлено под удар»23. 1 августа 1914 года стало конечным пунктом прибытия культуры Просвещения, с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Почему мы называем эпохальными три вышеназванных события? Обоснуем нашу позицию.

Промышленным переворотом принято называть переход от мануфактуры – к крупному машинному производству. Как уже говорилось, в конце XVIII в. совершился переход от мануфактуры к фабрике, а в более широком плане – от доиндустриального общества к обществу индустриальному. При жизни нескольких поколений был пройден путь от каравеллы до парохода, от проселка – до железной дороги, от конки – до автомобиля и электрического трамвая. Человечество освоило новые источники энергии – энергию пара и электричества; изобрело двигатель внутреннего сгорания, приступило к производству машин с помощью самих машин. На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь. Не случайно певец индустриализма Анри де Сен-Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые.

Индустриализация совершила глубокий переворот в истории человечества, сопоставимый по значимости с появлением земледелия в эпоху неолита. Переход от мануфактуры к фабрике означал полный технический переворот, замену ручной техники и ручного искусства мастера системой машин. Машинная цивилизация требовала непрерывного технического обновления, без постоянного изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным. Технический прогресс стал важнейшим фактором европейской цивилизации, предопределившим все ее последующее развитие.

Превращение технического прогресса в определяющую цивилизационную черту неминуемо вело к противопоставлению «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран. В пересмотре этой точки зрения трудно переоценить роль Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. Принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости США, проект которой был подготовлен видным американским просветителем Т. Джефферсоном, опережала европейские буржуазные законодательства в воплощении принципов либерализма. Именно она послужила образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, а вместе – ней – для конституций практически всех европейских государств.

Война закончилась поражением первой промышленной державы Европы и отпадением важнейшего звена от могущественной британской колониальной империи, что способствовало развитию национального самосознания других народов. Так, войны за независимость (1810-1826), прокатившиеся под влиянием Великой французской и Американской революций по всей Латинской Америке, разрушили одну из старейших колониальных империй. И хотя на протяжении всего XIX в. шел раздел мира, складывались новые колониальные империи (к 1900 г. площадь колониальных владений составляла 54,9 % всех территорий, там проживало 35 % населения Земли) и итоги национально-освободительной борьбы были зачастую неутешительны, судьба колониализма была предрешена. США продемонстрировали всему миру возможность ускоренного развития по пути капитализма при условии отсутствия пережитков феодализма и крепостничества, и это было крайне важно. Наконец, с момента образования США и других независимых государств на Американском континенте процесс формирования мировой системы капиталистического хозяйства, мирового рынка охватил оба полушария. Мировое хозяйство из однополярного и европоцентрического превратилось в биполярное и двуцентричное (Европа и США).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Книги похожие на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Таисия Паниотова

Таисия Паниотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Отзывы читателей о книге "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.