» » » » Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)


Авторские права

Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)

Здесь можно купить и скачать "Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)
Рейтинг:
Название:
Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-1654-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Описание и краткое содержание "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать бесплатно онлайн.



Известный английский историк Р. Конквест назвал XX в. потерянным веком. Можно ли согласится с такой характеристикой? И где начало тех сложных проблем, которые приходится решать людям XXI в., в том числе в сфере культуры? В монографии доктора философских наук, профессора Паниотовой Т. С. на большом историко-культурном материале показана преемственность культурной истории Запада XIX-XXI вв., обоснована органичная включенность современной культуры в модернизационный контекст. Впервые делается попытка проследить соотношение: 1) истории как совокупности фактов и процессов; 2) культурной истории; 3) теоретической рефлексии на эти процессы. Рекомендуется историкам, культурологам, философам, а также всем интересующимся проблемами современной культуры.






Если Англия стала родиной классического промышленного переворота, то Франция дала миру опыт классического буржуазного политического переворота. Великая Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., воплотив в жизнь чаяния просветителей, обнаружила, что культура Просвещения не всегда способна обеспечивать адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности. Как замечает М. С. Каган, «в истории европейской культуры XIX век открывается Великой французской революцией, открывается не формально-хронологически, а культурно-содержательно, и в двух отношениях: во-первых, революция, сокрушив феодализм как социальный строй и фундамент последнего типа традиционной культуры, расчистила путь для свободного развития материальных и духовных сил нового общественного строя, с новым типом культуры – ориентированным научно-технически, позитивистски-реалистически и материалистически-прозаически; во-вторых, революция породила одновременно и оппозиционный данному типу культуры потенциал – романтический, и оба эти пути ее движения продолжили и углубили, доведя до острой конфронтации, то противостояние духовных позиций, которое… уже сложилось в XVII – XVIII веках»24.

Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве важнейших и неотъемлемых фигурируют «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»25. Однако обещанное просветителями «царство Разума» вскоре обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство свелось к формальному равенству перед законом, безопасность личности была растоптана якобинской диктатурой, свобода вылилась в разгул самой беспощадной капиталистической эксплуатации; революционное братство третьего сословия распалось, и враждующие классы разошлись по разные стороны баррикад.

Франция превратилась в своеобразный политический полигон Европы, на котором за короткий исторический период были испытаны самые разнообразные формы политического устройств – от классической буржуазной республики до революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии и империи. Особо важную роль Великая французская революция сыграла в формировании политического климата и духовной атмосферы в Европе. Начатый ею цикл буржуазных революций завершился лишь в 70-х гг. XIX столетия. Все политические партии и движения, независимо от ориентации, испытали на себе влияние революционных идей. К. Ясперс писал: «Французская революция была событием, примера которому история не знала. Рассматриваемая как начало того времени, когда человек, руководствуясь принципами разума, сам будет определять свою судьбу, французская революция пробудила в сознании самых выдающихся людей Европы восторженное воодушевление»26. Без преувеличения можно сказать, что она всколыхнула мир и нашла отклик в патриотических и революционных кругах многих стран.

Следует обратить внимание и на качественную трансформацию общественного сознания. Ход революционных событий, казалось, опровергал рационалистический взгляд на мир. Ведь, если миром правят законы разума, как возможно столь разительное несоответствие результатов – целям? Отныне проблема соотношения идеала и действительности волновала общественное сознание не меньше, чем поиск исторической необходимости в происходящем. В логическом аспекте именно противоречие между идеалом и действительностью стало своеобразным двигателем социокультурного развития в XIX в.

1.2. Штрихи к портрету XIX столетия

Каким он был, прогресс, столь высоко ценимый западным обществом, что собой представляла Европа в XIX столетии, справедливо названном исследователями «долгим»? Перечислить все события и факты, способные послужить штрихами к ее историческому портрету, – задача непосильная для одного исследователя. Поэтому попытаемся выделить некоторые наиболее значимые события и процессы, способные послужить основой для дальнейших культурологических обобщений.

Политическая жизнь Европы в XIX столетии. Рубеж XVIII- XIX вв. ознаменован «двойной революцией» – политической революцией во Франции и промышленной революцией в Англии. Центром политических событий становится революционная Франция. По конституции 1800 г. Бонапарт становится первым консулом сроком на 10 лет, с 1802 г. он уже пожизненный консул, а в декабре 1804 г. он коронуется как император Наполеон I. Так называемые революционные войны, которые вела Франция с 1792 года, превратились в «наполеоновские», которые завершились лишь к 1815 г. Они были ознаменованы как блестящими победами (1805 г. – Аустерлиц, 1806 г. – Йена, 1809 г. – Ваграм), так и сокрушительными поражениями (1808 г. – Испания, 1812 г. – Россия, 1813 г. – Германия, наконец, 1815 г. – Ватерлоо). К 1815 – Франция окончательно повержена, и на Венском конгрессе решаются судьбы Европы. Была создана Венская система, с изменениями просуществовавшая до 1 мировой войны, и «Священный союз монархов и народов», призванный стоять на страже Венской системы и «поддерживать порядок» в Европе.

В результате произошла «рефеодализация» Европы, выразившаяся в восстановлении феодальных порядков и ряда династий в европейских странах, удовлетворении территориальных претензий стран-победительниц, и т. д. Однако политическая раздробленность Германии и Италии не была преодолена; Англия приобрела огромную колониальную империю, а «Священный союз» – право вмешиваться во внутренние дела государств, подавлять революционные и национально-освободительные движения.

Тем не менее период 1815-1849 гг. может быть с полным на то основанием назван эпохой революций. В это время произошли несколько революций в Италии – в Неаполе (1820-1821), в Пьемонте (1821), в Центральной Италии (1831). Пять испанских революций, Война за независимость против Испании в Латинской Америке (1810-1826), война за независимость против турок в Греции (1821-1830), буржуазные революции во Франции и Бельгии (1830), буржуазные революции, охватившие ряд европейских стран (1848-1850) – далеко не полный перечень. Охвачена волнениями и островная Англия (ирландский вопрос, чартистское движение).

Каковы были итоги этих буржуазных и национально- освободительных революций? Разумеется, они были неоднозначны в различных странах. В большинстве случае политические цели буржуазии не были достигнуты, но она почувствовала угрозу, исходящую от низов. Раздробленность Германии и Италии сохранилась, но объединение стало «темой дня». Имели место определенные социальные сдвиги в плане достижения правового равноправия крестьянства. Во многих странах появились буржуазные конституции. Греция освободилась от многовекового турецкого ига, а Латинская Америка – от колониального господства Испании. Рухнули две «классические» колониальные империи – испанская и португальская.

Следующий период – 1849-1871 гг. – может быть назван эпохой торжествующей буржуазии и имперского принципа. В 1852 г. во Франции восстановлена империя (Луи Наполеон Бонапарт провозглашен императором Наполеоном III), конституция закрепляла его диктатуру с правом законодательной власти. Свобода печати была ликвидирована, роль католического духовенства возросла. Социальную базу бонапартизма составили крупные промышленники, банковская буржуазия, зажиточное крестьянство.

17 марта 1861 г. общеитальянский парламент в Турине объявил о создании Итальянского королевства. В 1862 г. О. Фон Бисмарк начинает процесс объединения Германии. Важным шагом на этом пути стало образование Северогерманского союза (1866). 17 февраля 1867 г. в результате преобразования Австрийской империи была создана Австро-Венгерская империя. Утверждена Конституция, приняты буржуазные свободы. Наконец, в 1871 г. было создано милитаристское, буржуазно-юнкерское государство в Германии, а прусский король Вильгельм I провозглашен императором. Возвышением Пруссии был взят курс на гегемонию Германии в Европе.

Таким образом, в результате различных политических преобразований в Европе Франция теряет лидирующее положение, появляется мощная военная сила – Германская империя. Противоречия между Францией и Германией усиливаются, что приводит к Франко-прусской войне (1870-1871). В ходе войны возникает Парижская коммуна – детище восставшего французского пролетариата, впервые в истории взявшего власть в свои руки.

В то же время в Западном полушарии происходят Гражданская война (1861-1865) и Реконструкция Юга в США (1865-1877). По сути это была буржуазная революция с антирабовладельческой направленностью. Она привела к закреплению политической власти в руках буржуазии, созданию единого всеамериканского рынка, победе фермерского пути капиталистического развития в сельском хозяйстве, отмене рабства.

В 1871-1918 гг. начинается новый период, который условно может быть назван эпохой империализма. Это было время относительно мирного политического развития. Казалось, Европа исчерпала запас войн, революций и социальных потрясений. Исключение составили две русско-турецкие войны, в которых преследовали свои интересы многие европейские государства. После второй русско-турецкой войны Османская империя была вынуждена признать независимость Болгарии, Румынии, Сербии и Черногории, а позже и Албании.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Книги похожие на "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Таисия Паниотова

Таисия Паниотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Таисия Паниотова - Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)"

Отзывы читателей о книге "Культурная история Запада в контексте модернизации (XIX начало XXI в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.