» » » » Александр Пронин - Культурология в вопросах и ответах


Авторские права

Александр Пронин - Культурология в вопросах и ответах

Здесь можно купить и скачать "Александр Пронин - Культурология в вопросах и ответах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Пронин - Культурология в вопросах и ответах
Рейтинг:
Название:
Культурология в вопросах и ответах
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2007-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология в вопросах и ответах"

Описание и краткое содержание "Культурология в вопросах и ответах" читать бесплатно онлайн.



Материал приведен в соответствии с учебной программой курса «Культурология». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.






Культурологические исследования ведутся посредством общественно-научной методологии, применяемые в антропологии и социологии: эволюционизм, цивилизационизм, диффузионизм, функционализм, структурализм и пр. Используются также научные принципы синергетики и лингвистики (семиотика, структурная лингвистик и т. п.). Собственно культурологическими методологиями можно назвать постструктурализм и постмодернизм. Они решают познавательные задачи, специфичные именно для культурологии: интерпретируют культуру как исторически сложившуюся на базе социального опыта общества информационную систему, управляющую поведением людей22.

1.3. Культурология как наука постнеклассического типа

Специалисты относят культурологию к исследовательским направлениям постнеклассического типа23. В чем это проявляется?

Во-первых, культурология рассматривает изучаемое культурное явление не как уникальную форму (не противопоставляя его контекстуальному окружению как нечто выделяющееся на общем фоне), а как культурную норму, которая обретает смысл только в контекстуальных взаимосвязях. Поэтому ценность того или иного культурного явления определяется его регулятивно-нормативной эффективностью.

Во-вторых, культурология обращена в первую очередь к культурным универсалиям – таким характеристикам разных культур, которые объединяют их в социально-функциональные типы по их сущностному содержанию и социальной значимости24.

В-третьих, культуролог не только исследует свойства изучаемого объекта, но и делает поправку на возможности используемых им средств познания, а также подвергает рефлексии собственные научные цели и ценностные основания, с позиции которых он ведет исследования25.

В-четвертых, культурология понимает культуру как систему необходимых для социума ограничений свободы индивида и его осознанного подчинения общественным интересам, вводящую личность в социальный контекст26.

Объектом культурологических исследований, как было отмечено выше, является вся культура, в том числе и культура, относящаяся ко всем эпохам, но она представляет интерес и для других гуманитарных наук. В чем состоят особенности изучения культурологией бесписьменной, письменной и постписьменной культур?

К бесписьменным культурам относят архаическую культуру первобытного общества, а также «низовые» культуры аграрного общества (крестьянскую и городскую плебейскую). Они представляет собой «культуру жеста и поступка», которые манифестируют (провозглашают) основное смысловое и символическое содержание жизни соответствующих социальных слоев. Это содержание жестко регламентированной жизни тесно связано с проблемой нормативности, соответствия обычаю. В исследовании бесписьменных культур изначально первенство принадлежит таким наукам, как антропология, археология и фольклористика, использующих специализированные методы изучения. Какой вклад в изучение этого типа культуры может внести культурология, не ведущая самостоятельных полевых исследований? Он возможен только на уровне высоких теоретических обобщений материала, добытого и первично обработанного (описанного, атрибутированного) антропологами, археологами, фольклористами. Этот теоретически обобщенный материал позволяет изучать исторические тенденции развития культуры, закономерности перехода от одного исторического типа к другому.

Письменная культура – это культура правящих слоев аграрного общества и основных социальных страт общества индустриального. Она продуктивно исследуется филологией и искусствознанием. Культура письменного общества – «культура слова, культура текста», содержащая основное смысловое и ценностное содержание. А смыслы и символические подтексты художественного образа хорошо вербализуемы (передаются словами). Это культура преимущественно интеллектуального мировосприятия. Применительно к письменным культурам культурология также не ведет непосредственных фактурных исследований, а базируется на результатах филологических и искусствоведческих изысканий. Не преувеличивая ее вклад в познание культуры письменного общества, следует воспринимать теоретические обобщения культурологов в контексте реальной преемственности ценностей культуры письменного общества и общества культуры постписьменной.

Постписьменная культура формируется в постиндустриальном информационном обществе или обществе, находящемся в процессе перехода к постиндустриальной информационной стадии. В отличие от предшествующей культуры слова и текста постписьменная культура – это культура экранная, аудиовизуальная, востребованная современным обществом. Если письменная культура преимущественно интеллектуального мировосприятия, то для постписьменной культуры характерно эмоциональное восприятие мира, выражаемое в разных формах. Наиболее значимое место в современной художественной культуре заняла «полиэмоциональная» популярная музыка, что отражает культурные предпочтения массового потребителя.

Поэтому специалисты ее называют «культурой эмоционального выплеска, крика – смеха – плача»27, что можно услышать в надрывных воплях рок-вокалистов, особенно-стях звукоизвлечения музыкантов на электрогитарах, имитирующих женский плач и визг. Культура эмоционального выплеска использует не только звуковые, но и визуальные, мануальные и другие способы «вогнать» публику в эмоционально-экстатическое состояние. Это культура не только эмоционального мировосприятия, но и солидарности, основанной на возможности совместного эмоционального самовыражения и «беснующейся» публики, и «заводных» музыкантов. Солидарность лежит и в основе многочисленных социальных объединений потребителей этой культуры: поклонников, болельщиков, любителей, фанатов, коллекционеров и пр. Она эмоционально объединяет людей в совместном переживании удовольствия, кайфа, что оказывает существенное влияние на масштабы современного культурного производства28.

Какое место занимает культурология в исследовании постписьменной культуры? Ведущее, так как это в первую очередь наука об актуальной, т. е. социально востребованной в современном обществе культуре. И никакие другие науки о культуре не могут ей составить конкуренцию. Именно культурология является наиболее обеспеченной (теоретически и фактологически) в изучении современного социокультурного материала, выраженного в формах экранной, аудиовизуальной культуры. Известно, что специалистами в разных областях социогуманитарного знания весьма активно ведется аналитическая проработка проблем современной массовой культуры и имеет серьезные достижения.

Вместе с тем культурологи могут обратиться к СМИ, публикующие необъятно богатый, в том числе и достоверный информационный материал по проблемным сюжетам современной культуры. Здесь же специалисты имеют доступ к статистике, содержащей информацию о процессах, тенденциях, проходящих в обществе. Исследователи могут аналитически соотнести данные об изменениях, происходящих в культуре с изменениями в социальных характеристиках общества, проанализировать социокультурную динамику, ее интенсивность и направленность.

В современной социокультурной жизни действуют новые тенденции, осмысление которых неизбежно приводит культурологов к формулированию актуальных задач, выявлению проблем, определению путей их решения.

Ныне осмысление культуры происходит преимущественно в аспекте определения ее перспективности для грядущего развития, культурного проектирования с учетом предстоящих социальных коллизий. Это радикально ее отличает от прежних культур, осмысливавших себя с точки зрения оценки их соответствия эталонным образцам культуры прошлого. Такая переоценка интересов с прошлого на будущее стала заметной в культуре на заключительном этапе индустриальной эпохи и начала доминировать при переходе к постиндустриальной стадии развития (с последней трети ХХ в.).

Существенная часть того, что происходит в современной культуре, является своеобразной подготовкой к культурным и социальным событиям и процессам завтрашнего дня, предчувствием их, превентивным переживанием29. Изучением этой новой культурной тенденции, ее выявлением и анализом в существенной мере занята культурология30. Культурология, в основном, изучает культуру как тенденцию, как взаимосвязь настоящего с будущим, как предвосхищение его во всем его драматизме социальных проблем, которые оно принесет.

В современных условиях, когда консолидация отдельных людей и народов приобретает судьбоносное значение для их выживания важно воспринимать культуру, прежде всего, в ее интегрирующей функции, как нормативный способ поддержания и обеспечения коллективных форм существования людей. Именно так ее и трактует культурология, стремящаяся реализовать интенции солидарности людей. Здесь в качестве культуры понимаются все феномены сознания и поведения, тексты и образы, материальные объекты и пр., которые непосредственно или опосредовано ориентируются на укрепление конструктивного и продуктивного характера коллективной человеческой жизнедеятельности (и имеют в этом смысле универсальный характер).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология в вопросах и ответах"

Книги похожие на "Культурология в вопросах и ответах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Пронин

Александр Пронин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Пронин - Культурология в вопросах и ответах"

Отзывы читателей о книге "Культурология в вопросах и ответах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.