» » » » Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы


Авторские права

Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Здесь можно купить и скачать "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Рейтинг:
Название:
Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9835-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Описание и краткое содержание "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать бесплатно онлайн.



Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.






Конечно же, тебе, уважаемый читатель, особенно если ты живешь в городе и не связан в профессиональной и иной деятельности с природой или ее отдельными компонентами, может показаться, что человек находится как бы вне природы. На самом деле связь эта очевидна и жизненно важна. Воздух, которым ты дышишь, еда, питье, одежда и обувь, бытовая среда и среда офисов, все материальные блага цивилизации – изначально природные.

Как говорят: «Не хлебом единым жив человек». Вернее, хлеб его столь же многолик, как среда его обитания и он сам. Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть; но для того, чтобы жить, нужно знать, что же полезно есть – в прямом и переносном смысле, т.е. четко представлять себе естественный спектр потребностей человека.

Контрольные вопросы:

1) Какие основные показатели характеризуют среду жизни?

2) Что такое «квазиприродная среда»? Что она включает?

3) Что такое «артеприродная среда»? Как она формируется?

4) Что включает в себя социальная среда?

5) Как ты понимаешь словосочетание «качество жизни человека»?

§ 3. Природа как психолого-педагогический компонент среды жизни человека

Природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном естествознании. Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с «первой», «второй природами» и социальной средой, окружают человека, это и конкретные луг, лес, любимая собака или кошка, цветок на подоконнике, разговорчивый попугай или молчаливый хомяк в доме. Общение человека с ними кардинально отличается от взаимодействия с природой как обобщенной и, вследствие этого, обезличенной «окружающей средой».

Взаимодействие человека с конкретными элементами мира природы обладает большим эстетико-этическим и психолого-педагогическим потенциалами, формирующими его культуру. Поэтому не только в искусстве, но и в мировой науке существуют даже целые направления – психология окружающей среды и экологическая психология, биоэтика, которые изучают влияние природы на человека и человека на природу. Сейчас уже выявлен целый ряд функций, которые может осуществлять природа в отношении человека. Это, прежде всего, такие функции как психофизиологическая, психотерапевтическая, реабилитационная, эстетическая, познавательная, самоутверждения, самореализации, общения.

1) Психофизиологическая функция (от греч. psychē – душа, physis – природа, совокупность жизненных процессов, происходящих в организме). Например, взаимодействие человека с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом. В экспериментах измерялось кровяное давление у людей во время их общения с собаками и кошками – их любимцами. В течение относительно короткого времени, оно снижалось на 10–15 единиц.

У пожилых людей, имеющих домашних животных по сравнению с людьми, не имеющими животных, в несколько раз реже возникает угроза опасного заболевания – инфаркт миокарда.

Американские ученые выявили, что даже кратковременное созерцание плавающих в аквариуме рыбок является эффективным средством для успокаивания нервной системы, снятия стресса, нормализации кровяного давления, борьбы с бессонницей и т.д. В аптеках Нью-Йорка продаются видеокассеты с «аквариумными сюжетами», которые используются в больницах, в приемных зубных врачей.

2) Психотерапевтическая функция (от греч. psychē – душа, therapeia —лечение). В данном случае взаимодействие людей с живыми существами (животными и растениями) может существенным образом способствовать гармонизации отношений между людьми. В семьях, где было какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай, рыбки), 70 % подростков воспринимали семейную среду как благоприятную, в то же время практически все их сверстники из семей, в которых не было животных, воспринимали семейную среду как неблагоприятную.

Тревожность и конфликтность, а также процент детей с показателями чувства неполноценности и враждебности ниже в семьях, где содержаться животные, чем в семьях, где животных нет. Поэтому не случайно психотерапевты иногда рекомендуют завести собаку или кошку тем семьям, в которых сложились отчужденные отношения.

3) Реабилитационная функция. В данном случае реабилитация (позднелат. rehabilitation – восстановление, комплекс мер, направленных на устранение последствий тяжелой болезни, травмы и пр.) рассматривается в двух аспектах, как процесс восстановления здоровья человека после перенесенного заболевания, который может протекать гораздо быстрее при общении с животными или растениями и реабилитация людей из неблагополучных семей, находящихся в исправительных заведениях, в интернатах и психиатрических лечебницах.

Исследования показали, что 30 % обычных школьников, почти половина подростков из исправительных заведений и более 60 % пациентов психиатрических больниц считают свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить».

Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников, а также получает своеобразный опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Проблемы, возникающие с содержанием животного, заставляют ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, что способствует его реабилитации.

4) Эстетическая функция. Взаимодействие человека с миром природы способствует эстетическому (эстетика от греч. aisthētikos – относящийся к чувственному восприятию; наука, изучающая сущность, формы прекрасного как специфического проявления отношений между человеком и миром, область художественной деятельности людей) развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

Известно, что в Китае еще 3,5 тысяч лет назад уже разводились золотые рыбки и в изящных фарфоровых вазах их преподносили как драгоценный подарок. С XVI века европейцы начинают создавать у себя в домах и дворах ботанические сады, содержать декоративные растения и животных. В Японии в настоящее время половина семей содержит в доме собак. В настоящее время в таких странах как Танзания, Бурунди, Таиланд и др. важной статьей национальных доходов является торговля экзотическими растениями и животными, которые приобретаются в различные страны мира.

5) Познавательная функция. Общение с миром природы может быть вызвано познавательными потребностями личности, одновременно способствуя ее интеллектуальному развитию. Изучение мира природы позволяет формировать соответствующие познавательные умения и навыки, которые можно использовать и при изучении других предметов.

Известны такие случаи, когда некоторые ученики, имеющие трудности в учебе или даже отказывающие учиться, с помощью взаимодействия с природой получали возможность решить свои проблемы.

Необходимость ухода за животными или растениями неизбежно приводила их к поиску соответствующей информации. Поиск информации их увлекал все больше и больше и они, в конце концов, начинали досконально изучать проблему, интересоваться сопутствующими вопросами и формировалась общая познавательная мотивация – им открывался смысл и появлялся интерес к любому познанию. К ним возвращался интерес к учебе.

6) Функция самоутверждения. Потребность в самоутверждении, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны (компетентный от лат. competentis – способный, соответствующий), и очень дискомфортно – в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать.

Исследованиями доказано, что, чем в большем количестве сфер деятельности человек компетентен, тем выше его самооценка, тем увереннее он себя чувствует, самоутверждается. Поэтому неслучайно для подростков характерна частая смена увлечений, знакомых: происходит своеобразное «опробование», «примеривание» разных видов деятельности в поиске тех, в которых они могут быть компетентными.

Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения потребности в самоутверждении, сформировать благоприятнее «образ собственного Я» и, тем самым. Благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

7) Функция самореализации. Наряду с самоутверждением, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность в самореализации. Невозможность же самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

Детям, подросткам свойственна повышенная креативность (от лат. creatio – созидание, создание, творение), творческость, интерес ко всему природному, неизведанному. Самореализуясь в своем интересе к природным объектам, он в меньшей степени сталкивается с социальным окружением, с навязыванием чьей либо точки зрения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Книги похожие на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Харченко

Леонид Харченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Отзывы читателей о книге "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.