» » » » Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы


Авторские права

Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Здесь можно купить и скачать "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Рейтинг:
Название:
Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9835-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Описание и краткое содержание "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать бесплатно онлайн.



Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.






1) В чем заключаются различия понятий «человек», «индивид», «личность»?

2) Какие науки, и какие стороны жизнедеятельности человека изучают?

3) В связи с чем в науке появились антропологические подходы к изучению человека?

4) Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека по А. Маслоу?

5) Что положено в основу классификации потребностей человека при системном подходе?

§ 5. Природно-биологическая сущность человека

Человек является широко распространенным на Земле биологическим видом организмов. Он включает многочисленные популяции (группировки организмов одного вида), дающие при смешении плодовитое потомство и обнаруживающие значительную фенотипическую изменчивость (фенотипическая изменчивость – касающаяся фенотипа, т.е. внешних черт строения организмов).

За время своего обитания на планете человек заселил не только самые благоприятные территории – тропические, лесостепные и степные, но даже пустыни, полярные области и горные районы. Тем не менее, наиболее многочисленные современные группы обитают в тропических лесах и в областях умеренного пояса со смешанным лесом.

Характерные анатомо-физиологические особенности для всех популяций человека: прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие мозга и средств общения, а также некоторые черты строения зубов, челюстей, пищеварительных желез и других органов питания.

В царстве природы человеку ученые определили свое систематическое положение. Так, человек отнесен к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). Организм человека имеет много признаков, общих с позвоночными и, особенно с млекопитающими животными.

Как и у всех позвоночных, основу внутреннего скелета человека составляет осевой стержень – позвоночный столб, которому в зародышевом развитии предшествует спинная струна, или хорда. Человек обладает двумя парами конечностей, замкнутой сердечнососудистой системой, трубчатой нервной системой. Тело его построено по принципу двусторонней симметрии и характеризуется чертами метамерии, свойственной всем позвоночным.

Необходимость сохранения равновесия при прямохождении, с одной стороны, вызвала образование кривизны позвоночного столба, перемещение общего центра тяжести. С другой стороны, освобождение верхних конечностей от функций опоры тела и передвижения обусловило увеличение массивности скелета нижних конечностей, мощное развитие их мышц, возникновение сводов стопы с их рессорной функцией. Существенно изменилось и строение таза, который стал массивнее, шире и оказался основной опорой при прямохождении. К прямохождению приспособились все системы внутренних органов, усложнились способы доставки крови к сердцу от нижних конечностей и к головному мозгу от сердца. Диафрагма переместилась из вертикального положения в горизонтальное, мышцы брюшного пресса стали выполнять значительно большую роль в акте дыхания.

Как и представителям класса млекопитающих, человеку присущи характерное строение кожи (сильное развитие дермы, многочисленные сальные и потовые железы, волосяной покров, хотя и перешедший на большей части поверхности тела в рудиментарное состояние), постоянная температура тела, легочный тип дыхания, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, выкармливание детей молоком, вырабатываемым молочными железами. Вынашивание зародыша в материнском организме сопровождается возникновением у человека, как и других высших млекопитающих, специального органа – плаценты.

Млекопитающие обладают хорошо развитыми нервной системой и органами чувств, что способствовало их выживанию и прогрессу. Человек ушел вперед по сравнению с другими млекопитающими благодаря сильному развитию и дифференциации коры головного мозга.

Головной мозг человека и по абсолютным и по относительным показателям превзошел мозг обезьян. Так, например, масса головного мозга человека оказалась в 3 раза больше массы мозга гориллы, масса тела которой в 3 раза превосходит массу тела человека. Довольно интересен и тот факт, что энергозатраты на поддержание работы центральной нервной системы у человека превышают таковые у обезьян почти в 2,5 раза.

Нейроны (от греч. neuron – нерв, клетки центральной нервной системы) мозга человека и высших млекопитающих (и не только их) практически идентичны. Однако мышление, интеллект, в современном смысле слова, свойственны только человеку. Его мозг отличается от мозга высших млекопитающих не качеством нейронов, а их количеством и сложностью связей между ними. Значит, на каком-то этапе усложнения мозга количество нейронов и сложность связей, сложенные с определенным уровнем информации в ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота, основное вещество хромосом клеток, отвечающих за передачу наследственности), переступили некоторый предел, за которым началось качественное изменение функциональных возможностей мозга – он приобрел новые свойства – обрел сознание. Произошло отделение «Я» от не «Я», качественно изменились аналитические способности – способности предвидеть результаты своих действий и многое другое.

Благодаря необычайно высокой организации нервной системы у человека возникли предпосылки для безграничного прогресса не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфер.

Средства общения у человека представлены жестами и мимикой (≈ 47–48 % передаваемой и получаемой информации), интонацией (тембром) голоса (≈ 44–45 % передаваемой и получаемой информации), членораздельной речью (≈ 7–8% передаваемой и получаемой информации), обеспечиваемыми соответствующим развитием и координацией мускулатуры тела и головы, мимических мышц лица, аппарата голосообразования, а также средств управления ими, включая корковые центры речи в головном мозге.

Членораздельная речь (вторая сигнальная система по И. П. Павлову) – главный канал межличностных коммуникаций в человеческом социуме – недоступна для животных, но, в то же время, она составляет всего 7–8% от всей информации, которая транслируется человеком в окружающую среду. Подавляющая часть информации (91–93 %) транслируется человеком в окружающую среду в виде жестов, мимики, оттенками голоса. Это просто проверить, например, известный отечественный ученый и педагог А. С. Макаренко, мог произнести фразу «подойди ко мне» в восьми интонациях, по которым его воспитанники могли легко догадаться – что их ждет – похвала или разнос.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Книги похожие на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Харченко

Леонид Харченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Отзывы читателей о книге "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.