» » » » Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы


Авторские права

Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Здесь можно купить и скачать "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Рейтинг:
Название:
Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9835-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Описание и краткое содержание "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать бесплатно онлайн.



Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.






Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растения осмысленными инстинктами и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека.

В философии категория «человек» представлена в качестве фундаментальной категории, являющейся смысловым центром практически любой философской системы. Данный подход указывает на сложность философского определения человека, которое состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрочастица космоса, в нем божественное начало и он часть социума.

В связи с этим, в философии сложилось несколько концепций человека: биологическая (рассматривает человека как сугубо биологическое существо), социальная (рассматривает человека как сугубо социальное существо), биосоциальная (рассматривает человека как биологическое существо, перешедшее к социальному образу жизни) и интегрированная (во всех проявлениях жизнедеятельности человека обнаруживаются одновременно и биологическое и социальное начала).

Интересно, что в истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п.

Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, отвечающий за дыхание, за жизнь; во-вторых, как личностное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры.

Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как «разумное животное») и социальности (человек как «политическое животное»).

Следует, однако, помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.

Принимая во внимание предыдущие рассуждения, выберем обобщенную концепцию человека как триединого природно-социального объекта, состоящего из тела, духа и разума. В такой интерпретации тело – это структурно-функциональная (анатомо-физиологическая) составляющая человека, которая может чувствовать как душа и быть умным как разум, и поэтому физическое развитие и состояние здоровья тела человека определяет развитие и состояние души и разума.

Дух человека в данном случае – это способность человека к эмоциональному переживанию всего происходящего с ним. Развитый дух «заставляет» тело быть чувственным, а разум – эмоциональным.

Разум человека можно отождествить с уровнем развития его интеллектуальных способностей. Причем, интеллект человека не столько управляет духом и телом, сколько учит их быть разумными. В данном месте, уважаемый читатель, позволь сделать ремарку: если ты позволишь телу или духу подчинить разум, то можешь стать ленивым толстяком с неуправляемой, а, значит всех раздражающей, излишней эмоциональностью. Поэтому, для того чтобы стать человеком, необходимо учить свое тело, учить дух и учить разум.

Много взглядов и много определений, сходных и противоречивых и все это о человеке. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе, используя системный подход. С точки зрения, такого подхода, человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизической, биохимической, физиологической) закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальной жизни с ее социально- экономическими закономерностями.

Наиболее полно представить человека можно посредством рассмотрения человека сквозь призму его разнообразных потребностей.

Одну из классификаций потребностей человека разработал американский психолог А. Маслоу. Он выделил пять уровней (своеобразную пирамиду) потребностей:

– физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т.п.);

– индивидуально-личностные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем);

– социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности);

– престижные (в уважении, в социальном статусе, признании);

– духовные (в самовыражении, творчестве).

В основе пирамиды потребностей по А. Маслоу лежат физиологические потребности, удовлетворение которых может привести к возникновению потребностей следующего уровня, то есть индивидуально-личностных потребностей. И так до вершины пирамиды, на которой расположены духовные потребности человека.

При движении по пирамиде от основания к ее вершине, проявляется одна довольно простая закономерность: только после того, как удовлетворены потребности предыдущего (более низкого) уровня, возможно возникновение, а, следовательно, проявление в поведении потребностей последующего (более высокого) уровня.

Но, если мы хотим представить человека как сложную систему, в которой отражается его эволюция, история и взаимодействие с природой, отражается биологическая и социальная составляющие человека, необходимо использовать системный подход (рис. 3.).


Рис. 3. Система потребностей человека.


Биологические (анатомо-физиологические) потребности человека – это возможность физического существования человека, тепловой, радиационный и магнитно-волновой комфорт, состав воздуха, питьевая вода, сбалансированное питание, полноценный сон и другие виды отдыха, определенная степень подвижности, сексуальная и выделительная потребности.

Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека – это возможность психолого-эмоционального контакта с другими людьми и личное пространство, создание своей группы (в том числе семейной), определенное место в иерархии коллектива и определенный этологический «климат» – поведенческий склад и тип, например, темп жизни и др.

Этнические потребности человека включают этническую самостоятельность своего народа, принадлежность к этнически самостоятельной группе через национальную одежду, быт, обычаи, пейзаж родной природы, соответствующая среда «второй» и «третьей» природы (архитектура, организация населенных мест).

Социальные (и социально-психологические) потребности человека заключаются в гарантированных законом гражданских свободах, в отсутствии страха перед войной или потерей работы, голодом, воровством, свобода познания и самовыражения, чувство нужности обществу, сознание своего пола и возраста, равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок).

Трудовые потребности человека ориентированы на потребность в познании изменяющейся в пространстве и времени окружающей среды, труд (игра для детей) по возрасту и способностям, труд как социально-адаптационный процесс приспособления общества к условиям существования, образование и труд по интересам, обеспечение труда различными ресурсами, поощрение труда.

Экономические потребности человека – это обеспеченность пищей, одеждой, жильем, предметами обихода, средствами труда, сферой услуг, отдыхом, средствами и источниками информации, средствами самовыражения, семьей и детьми как экономической структурой.

В течение всей жизни человека удовлетворение перечисленных потребностей, закономерно сопровождается удовлетворением материально-энергетических, информационных и эстетических составляющих потребностей (различная штриховка на рисунке).

Таким образом, человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.

Контрольные вопросы:

1) В чем заключаются различия понятий «человек», «индивид», «личность»?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Книги похожие на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Харченко

Леонид Харченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Отзывы читателей о книге "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.