» » » » Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы


Авторские права

Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы

Здесь можно купить и скачать "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Рейтинг:
Название:
Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9835-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Описание и краткое содержание "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать бесплатно онлайн.



Элективный курс состоит из шести логически и содержательно связанных между собой разделов, раскрывающих систему природно-цивилизационных взаимоотношений в их динамике и проблемах. Природа (в ее цельности и разумности), человек (в его природнобио-социальной сущности), цивилизация (в ее соотнесенности с культурой) представлены автором как компоненты этой системы. Учебное пособие предназначено для учащихся профильных 10–11 классов общеобразовательных учреждений, может использоваться как основа для спецкурсов в средних специальных и высших учебных заведениях, будет интересно студентам, учителям и преподавателям, изучающим и преподающим как естественнонаучные, так и гуманитарные дисциплины.






Слово «человек» включает в себя две части: «чело» значит «голова» или «лоб», и «век» означает отрезок времени. «Век» в данном случае – это не обязательно «сто лет». Это просто определенный отрезок времени, предназначенный для жизни какого-то существа, подобно тому, как мы говорим: «Каждому отпущен свой век», – вовсе не подразумевая при этом: «каждому отпущено сто лет», а напротив, подразумевая, что «каждому отпущен свой собственный срок». Слово «чело» тоже несет несколько иную смысловую нагрузку, чем слово «голова»: чело – это нечто более возвышенное, более развитое, чем голова. В контексте со словом «человек», очень часто используются и такие слова как «индивид» и «личность».

Когда мы говорим слова «индивидуальный», «индивидуальность», порой лишь догадываемся, что означают эти слова в их первоначальном смысле. Обычно мы их используем в значении «особенный, отличающийся какими-то характерными признаками от других». В то же время, слово «индивид» латинского происхождения и означает «неделимый» (от лат. in – частица, означающая отрицание, и divido – «делить»). Поэтому это слово можно понимать как-то, что уже не делится. Если какое-либо общество можно разделить на группы, а группу в свою очередь можно поделить на отдельных людей, то индивид – это существо, которое уже нельзя поделить на самостоятельно существующие составные части. Во-вторых, слово «индивид» может означать нечто сохраняющее свою целостность. В психологическом контексте речь, конечно же, идет уже не о телесной, а о психической целостности.

Таким образом, слово «индивид» означает «человеческое существо, имеющее целостную психическую организацию».

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Человек – предмет изучения таких наук как социология, психология, физиология, педагогика, медицина и др. Кроме того, знания о человеке могут быть не только научные, но и вненаучные – фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и «паранаучные» (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология).

Очевидно, вненаучное человекознание сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике, психотерапии, медицине, политике и т. д. Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека.

Вследствие такого разнообразия наук и ненаук, человек оказывается предметно «разъединен» на множество частей и изучается под различными углами зрения. Это одновременно хорошо и не очень хорошо. С одной стороны, отдельные науки изучают структуры и процессы человеческого организма или человеческого общества глубоко и детально, а, с другой стороны, не всегда удается соединить разрозненные знания в одно целое, не удается воссоздать целостное представление обо всей системе «человек» и, следовательно, получить объективную и полную информацию о нем.

Науки о человеке традиционно принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят, например, генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки, прежде всего, интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными – гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т.п.

К гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др.

С помощью гуманитарных наук человек познает самого себя, эти науки как бы смотрят вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры. Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные (примером является как раз психология человека).

Ученые социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и других гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей – ее «двоюродными сестрами». Все они объединяются под разными именами: «социальные науки», «общественно-психологические науки», «общественно-политические» и т.д.

Поэтому в англоязычных странах, а затем и у нас в стране появилась наука антропология – это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний).

Антропология (человекознание) – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, знание) – широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше.

Под человеком в данном случае понимается не только его телесное содержание, но и то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию «человека» и «антропологии», то можно выделить, по крайней мере, четыре значения человекознания, различающиеся своей широтой:

1) человекознание как вся совокупность знаний о человеке;

2) человекознание как все науки о человеке (научное человекознание);

3) человекознание как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии);

4) человекознание как физическая (в идеале биологическая) антропология (современная модель антропологии).

И все-таки, несмотря на довольно детальную проработку проблемы человека в науке, в философии, религии и уже укрепившемуся мнению о человеке как сложной природно-социальной системе, изменения, происходящие в современном обществе, заставляют ученых, философов и теологов каждый раз снова и снова возвращаться к теме «человек».

Поэтому признаками, с одной стороны, нарастающих изменений в обществе, а, с другой стороны, непреходящей актуальностью проблемы человека, является появление различных антропологий (философской, социальной, педагогической, биологической, юридической и пр.), которые опять «разбирают» человека по своим предметным областям и уводят нас от единой науки о человеке.

В связи с исторически сложившимся разнообразием наук, изучающих человека, существует и множество подходов к определению понятия «человек».

Социология определяет человека как высшую ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова человек определен как живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. В биологии используется понятие «человек разумный», применительно к зоологической систематике: вид в отряде приматов; в истории используется часто словосочетание «первобытный человек» – исторический предок современного человека.

Довольно интересную, с точки зрения автора, интерпретацию понятию «человек», предложил в свое время В. И. Даль. По его мнению, человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Инстинкт животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою – это сердце и думка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Книги похожие на "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Харченко

Леонид Харченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Харченко - Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы"

Отзывы читателей о книге "Природа и цивилизация. Профильное обучение. 10–11 классы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.