» » » Вардан Торосян - Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века


Авторские права

Вардан Торосян - Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века

Здесь можно купить и скачать "Вардан Торосян - Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вардан Торосян - Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века
Рейтинг:
Название:
Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2507-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века"

Описание и краткое содержание "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века" читать бесплатно онлайн.



В монографии прослежены исторические изменения в представлениях о Вселенной и ее познании, анализируется, почему эти изменения происходили именно таким образом, какими факторами они обусловлены. Выявлен механизм формирования и функционирования стиля мышления, его влияния на характер развития науки – включая направление и методологию исследований, выдвижение тех или иных идей и их оценку, происходящий среди них своеобразный естественный отбор. На материале истории исследований Вселенной прослежено, как сдвиги в стиле мышления, обуславливая те конкретные формы, в которых реализуется объективная логика науки, в свою очередь, подготавливаются, созревают естественноисторическим образом, под воздействием широкого комплекса социально-культурных факторов, среди которых особое место принадлежит философии. Работа адресована всем, кто интересуется философской стороной развития науки.






В своеобразной матрице, сводящей воедино важнейшие компоненты, составляющие содержание стиля мышления науки, Л. А. Микешина выделяет основные онтологические, гносеологические и логико-методологические представления соответствующей эпохи, которые, в свою очередь, включают в себя, соответственно: представления о материи и ее атрибутах, о детерминации; об истине, о субъектно-объектных отношениях, соотношении теории и практики; об идеале научного факта, идеале научной теории, о нормах и идеалах научного описания и объяснения, а также научного языка74. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что весьма характерным репрезентатором стиля мышления – является даже характер научной аргументации, безусловно, социокультурно обусловленный, детерминируемый кчк онтологическими представлениями, так и принятыми нормами и идеалами научного познания75.

Стиль мышления науки детерминируется объективными закономерностями и отношениями реальности, особенностями объектов, которые осваивает наука на данном этапе ее исторического развития, однако в весьма сложной форме, в которой выражается соответствующий этому этапу образ познавательной деятельности, складывающийся под влиянием практики и обеспечивающих ее типов духовного производства76. Именно через стиль мышления, в первую очередь, обеспечивается известное постоянство познавательной культуры, обусловленное тем, что по своему содержанию последняя весьма опосредованно связана с исследуемыми объектами: содержа в себе схемы, принципы и нормы; деятельности по производству знания, она не несет в себе самого этого знания, как бы имея собственное, псевдопредметное содержание, в котором отражен не объект, а способы исследовательской деятельности( включая познавательное общение)77. Именно через стиль мышления обеспечивается диалектическое единство эволюционности и революционности, традиций и новаторства в развитии научного познания.

Хотя сам стиль детерминирован социально-коммуникативной ситуацией, однако, получив известный запас прочности и устойчивости в сознании социальной группы, он начинает оказывать обратное воздействие78. Происходит вписывание новых особенностей стиля мышления в культуру, утверждение их в ней, со временем приобретающее «прочность предрассудка»79. Такое вписывание и утверждение идет, как считает А. С. Кравец, через три канала: коммуникацию, институализацию и образование80.

Резюмируя, можно сказать, что, формируясь и эволюционируя естественноисторическим образом, стиль мышления играет роль своеобразной призмы, через которую происходит наблюдение, истолкование и усвоение природного и общественного бытия. Стиль мышления науки вбирает в себя определенные, характерные для соответствующей эпохи особенности видения мира, ориентировку на определенные принципы и нормы научного описания и объяснения, обоснования вырабатываемого знания, его организации и т. д. – в тесной связи с общими представлениями об исследовательской деятельности, о статусе, задачах и возможностях науки. Тем самым стиль мышления оказывает непосредственное воздействие на логическую структуру теорий, на способы, которыми они строятся, проверяются и привязываются к наличной системе знаний. Несомненно влияние стиля мышления даже на направление научных исследований, на выдвижение тех или иных конкретных идей и их оценку.

Существенно, что стили мышления, выступая как стратегии в развитии познания, оказываются значительно шире по содержанию, чем парадигмы или научно-исследователь•ские программы, хотя бы уже потому, что в рамках одного и того же исторического стиля мышления могут быть выработаны различные, в том числе конкурирующие парадигмы или программы, обязательно носящие отпечаток стиля мышления своей эпохи. Так, например, механистический стиль мышления нашел отражение даже в деистической картине Вселенной. Один и тот же исторический стиль мышления детерминировал – по-разному – развитие конкурирующих программ и установок Кеплера и Галилея, И. Ньютона и Р. Гука, М. Фарадея и Дж. Максвелла.

В. С. Стёпин замечает, что «основания научного поиска (а в качестве выражения таковых как раз и выступает стиль мышления науки – В. Т.) обеспечивают рост знаний до тех пор, пока наука осваивает объекты, общие черты системной организации которых учтены в картине мира, а в идеалах и нормах исследования выражены принципы познавательной деятельности, позволяющие проводить эмпирическое и теоретическое освоение этих объектов»81. Это можно сравнить с тем, как в течение достаточно длительного времени (и до определенной поры) происходит рост производительных сил в рамках одной общественно-экономической формации, в принципе одних и тех же производственных отношений. Конечно же, в ходе этого процесса в идеалах и нормах, в НКМ, во всем стиле мышления находят отражение новые научные открытия, факты, усваиваемые в них и вызывающие в них соответствующие изменения, сдвиги и т. д. Однако существенно вновь подчеркнуть, что такое усвоение и возможные перестройки, связанные с ним, происходят чаще всего не в «чистом виде», непосредственно, а в тесном взаимодействии со всей социокультурной средой, также изменяющейся (в том числе и под влиянием научных открытий).

В связи со сказанным выше можно утверждать, что радикальные перестройки в стиле мышления происходят не просто в силу того, что он исчерпывает свои объяснительные и эвристические возможности сам по себе. Такое исчерпание в определенном смысле происходит во всей культуре, как духовной, так и материальной, и естественноисторически назревшие изменения происходят, взаимно обуславливая друг друга, в их самых разнообразных аспектах, что не может не отразиться на стиле мышления, который функционирует как своеобразный «образ культуры», как результат проявления общих закономерностей развития всей человеческой культуры, духовной и материальной. Более того, стиль мышления есть выраженный в формах интеллектуального развития стиль жизни, образ жизни, обусловленный всем комплексом социальных факторов. Именно потому что стиль мышления – это образ всей культуры и репрезентатор всего образа жизни, даже такие социально-культурные явления, как историческое выдвижение на передний план какого-либо способа духовного освоения мира, даже предпочтение – в данную эпоху, в данной стране и т. д. – того или иного вида искусства, стиля в искусстве также тесно связаны с общим стилем мышления – во всей его социокультурной обусловленности. Таким образом, «процесс смены стилей мышления не может быть научно объяснен просто как переход от одного способа мышления к другому, а должен быть представлен как результат изменений в самом образе жизни, как неотъемлемая сторона процесса формирования нового типа культуры»82.

Общекультурная обусловленность стиля мышления делает особенно отчетливой ту роль, которую играет в формировании и эволюции стиля мышления философия. С одной стороны, в механизм научного (и вообще любого) знания всегда включены, вплетены, нерасторжимо связаны с ним стихийно складывающиеся в культуре «философемы» – универсальные духовно-мыслительные формы, совокупность общих представлений, принципов, предугаданных общих закономерностей и т. д.83. Наряду с этим воздействие философии возможно на уровне профессиональной экспликации и теоретической рефлексии. Важно принять во внимание, что философия относится не только к науке, это – рефлексия над всей культурой. Именно через философию идет осмысление, обоснование и дальнейшее развитие категорий культуры, ее универсалий – свойственных ей наиболее общих представлений об основных компонентах и сторонах человеческой деятельности; о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, а также о природе и организации ее объектов84. Более того, философия идет дальше экспликации и обоснования наличных категориальных смыслов, она оказывается способной и к генерации новых категориальных моделей мира. С одной стороны, это происходит благодаря рефлективному выявлению изменений, новых тенденций в материальной и духовной культуре. Вместе с тем, устанавливая содержательно-логические связи между категориями, философия превращает категории культуры в своеобразные идеальные объекты, открывая возможность для внутреннего теоретического движения в поле уже философских проблем, результатом чего может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов и структур, выводящих за рамки исторически сложившихся в .культуре и соответствующих, так сказать, будущим объектам, еще не осваиваемым в науке85. Таким образом, рационализируя основания культуры, философия может осуществлять прогнозирование и даже проектирование изменений в них86.

Что касается перспектив философского анализа стиля мышления, то о нем можно сказать следующее. Философская рефлексия, связывающая эволюцию стиля мышления с динамикой всей культуры, производясь не стихийно, а уже на, так сказать, научно-исследовательском уровне, может оказаться весьма плодотворной для научного познания. Диалектико-материалистический анализ стиля мышления, механизмов и тенденций его эволюции мог бы помочь не только лучше понять и обосновать прошлое и настоящее науки, но отчетливее высветить естественноисторически формируемые пути ее дальнейшего развития – посредством выявления и обоснования черт картины мира, к созданию которой придет наука в будущем, посредством формирования «блоков-ядер будущего мировоззрения» (выражение В. С. Стёпина), выявления и поддержки тех тенденций в эволюции стиля мышления, которые сделают его адекватным грядущей науке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века"

Книги похожие на "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вардан Торосян

Вардан Торосян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вардан Торосян - Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века"

Отзывы читателей о книге "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной. От древнейших времен до конца ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.