» » » Галина Жигунова - Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью


Авторские права

Галина Жигунова - Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью

Здесь можно купить и скачать "Галина Жигунова - Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Жигунова - Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью
Рейтинг:
Название:
Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3291-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью"

Описание и краткое содержание "Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию границ социальной идентичности молодого поколения с инвалидностью как субъектов социальных взаимодействий на территории Мурманской области. В работе показаны теоретико-методологические основы исследования социальной идентичности лиц с ювенальной инвалидностью, изложены основные результаты эмпирического исследования по выявлению идентичностей и идентификационных предпочтений детей и молодых людей с инвалидностью, проанализированы направления деятельности государственных и общественных учреждений по социальной адаптации и интеграции людей с ювенальной инвалидностью в общество на федеральном и региональном уровнях. Книга предназначена для научных работников, специалистов социальной сферы, занимающихся проблемами инвалидности, а также преподавателей, студентов, аспирантов и всех интересующихся данной проблемой.






В содержание социальной идентичности обычно включаются особенности культуры, этноса, тендера, сексуальной ориентации, принадлежность к той или иной религии, социальному классу, нравственные императивы, специфика материально-экономической деятельности.

Социальная идентичность выражает встроенность человека в социально конструируемые категории. Такая идентичность это отождествление человеком себя с некоторой общностью, определение того, кем «на самом деле» он является. Чтобы сделать такое заключение относительно самого себя, человек должен иметь представление о более и менее близких группах, составляющих общество, по каким правилам они живут, как к ним следует относиться».45Иными словами, социальная идентичность – это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс нахождения себя через членство в социальной группе.

Социальная идентичность у человека формируется под влиянием внешних (средовых) и внутренних (индивидуально-личностных) факторов. Факторы среды влияют на становление идентичности посредством стереотипов, степень воздействия которых зависит от времени нахождения человека в среде. Индивидуально-личностные факторы связаны с возможностями человека сопротивляться давлению стереотипов. Эти возможности определяются внутренней активностью личности, развивающейся в процессе творческой деятельности.46

Формирование идентичности обусловлено познанием себя или другого человека. Познавая другого, формируется и познающий, а представление о другом тесно связано с уровнем собственного самопознания.

Познание человеком собственной идентичности, по мнению A.M. Сосновской, осуществляется в три этапа: 1) социальная категоризация (стереотипизация) – упорядочивание социального окружения, группировка личностей согласно замыслу индивида. Человек учится классифицировать познаваемых людей путем отнесения их к разным категориям на основе сходства и различия в процессе социализации; 2) социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид «помещает» себя (позиционирует) в ту или иную категорию; 3) социальная идентичность полное социальное отождествление индивида.47

Введенная автором схема идентичности представляет собой трехкомпонентную структуру: 1) когнитивная идентичность представление о себе – содержащая реальное Я и идеальное Я; 2) эмоционально-оценочная идентичность, состоящая из публичной идентичности (реальные отклики на наше поведение) и социальной идентичности (воображаемые нами мнения о нас); 3) поведенческая или практическая идентичность – все возможные действия и реакции, вызванные первыми двумя составляющими.48

Идентификация формируется в процессе социализации и может быть утрачена в результате кардинальных психологических изменений в окружающей среде и в структуре личности.49В этом отношении представляет особый интерес схема развития человека и становления его идентичности Э. Эриксона.

Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, – необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства.

Становление идентичности Э. Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации. В эту конфигурацию интегрируются конституционная предрасположенность индивида, особенности либидных потребностей, важные идентификации, способности, защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляемые роли.50Данный момент показывает механизм формирования идентификации. В этой связи можно говорить о том, что в идентичности людей с инвалидностью отражаются особенности здоровья, степень социальной интеграции, уклад жизнедеятельности, специфические потребности и т. п.

Э. Эриксон выделил восемь возрастов человека, каждый из которых характеризуется некоторой альтернативой, встающей перед человеком в этот период, а также определенным символом возраста:511. Младенчество (1-й год жизни): доверие – недоверие («надежда»). 2. Раннее детство (2-й год): автономия, самостоятельность – стыд, сомнения («воля»). 3. Игровой возраст (3¬5 лет): инициативность – чувство вины («целенаправленность»), 4. Школьный (6-10 лет): созидание – чувство неполноценности («компетентность»). 5. Подростковый и юность (11-21 год): идентичность – смятение, спутанная идентичность («верность»), 6. Молодость (22-35 лет): интимность, близость – изоляция, одиночество («любовь»), 7. Средний возраст (36-65 лет): генеративность, творчество – стагнация, сосредоточенность на себе («забота»), 8. Зрелость (после 65 лет): интегративность, цельность – безвыходность, разочарование («мудрость»).52

В этой периодизации особенно важны переходы от одной стадии к другой, когда проявляется «кризис идентичности». Две такие узловые точки Э. Эриксона приходятся на ювенальный период. Первый кризис происходит на подростковой стадии, когда наблюдаются два механизма формирования идентичности: а) проецирование вовне смутных представлений о своей идеальности («сотворить себе кумира»); б) негативизм по отношению к «чужому», подчеркивание «своего» (боязнь обезличенности, усиление своей «непохожести»). Когда молодой человек не готов осуществить выбор идентичности, у него наступает «психосоциальный мораторий» – продление переходного периода. Здесь и возможен кризис идентичности, проявляющийся в утрате чувства дома, психологического благополучия и т.п. «Отрочество можно считать полностью завершившимся только тогда, – указывает Э. Эриксон, – когда индивид подчинит свои детские идентификации новому виду идентификации, достигнутому в ходе социализации и соперничества со сверстниками. Эти новые идентификации уже не отличаются «игривостью» детства и экспериментами юности: они с поразительной настойчивостью принуждают молодого человека к выбору и волевому решению, с возрастающей непосредственностью ведут к жизненным свершениям».53

Радикальный перелом наступает при переходе к стадии «молодость»: возникает желание «смешивать свои идентичности с другими» при возможном сохранении дистанции. Этот период совпадает с важными событиями в жизни молодого человека: с поиском друга, спутника жизни или старшего, авторитетного товарища.

Следует также отметить признаки достижения идентичности. Э. Эриксон указывает в этой связи, что «оптимальное чувство идентичности переживается просто как чувство психосоциального благополучия. Его наиболее очевидным спутником является ощущение «себя в своей тарелке» и внутренняя уверенность в признании со стороны авторитетов».54

Основываясь на приведенной периодизации взросления Э. Эриксона, можно представить «Я-концепцию» представителей ювенальной инвалидности, обуславливающей становление идентичности, следующим образом:

Дети раннего возраста (до 12 лет включительно) испытывают трудности, связанные с первичной социализацией, овладением навыками самообслуживания, самостоятельности, взаимодействием с другими людьми, игровой, учебной деятельностью. На этом этапе формируется доверие к миру, чувства уверенности в себе или, наоборот, неполноценности.

Дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет) имеют трудности в самоопределении, самоидентификации, самопозиционирования перед своими сверстниками. Это период приобретения чувства идентичности. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее.55

Юношеский возраст (от 18 до 21 года) связан с продолжающимся процессом идентичности, проблемами самоопределения в профессиональном, дружеском плане, соизмерения возможностей с желаниями в получении профессии, самореализации творческого потенциала.

Молодежный возраст (от 22 до 29 лет) – это период решения вопросов трудоустройства, вхождения в новые организации, коллективы, создания семьи, рождения детей.

Особенности заболевания, приведшего к инвалидности, накладывают свой отпечаток на каждый рассматриваемый возрастной период. В одном случае в молодежном возрасте имеется возможность отделения от родительской семьи и самостоятельного обеспечения, в другом – речь может не идти о самоопределении в случае зависимости от третьих лиц в жизнедеятельности. Характерной особенностью всех этапов является перетекание одних проблем в другие, их наслоение при нерешенности трудностей предыдущего этапа и нарастание дезадаптации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью"

Книги похожие на "Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Жигунова

Галина Жигунова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Жигунова - Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью"

Отзывы читателей о книге "Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.