» » » Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1


Авторские права

Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1
Рейтинг:
Название:
О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3784-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Описание и краткое содержание "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Вашему вниманию предлагается книга польского средневекового историка Мацея Стрыйковского «О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная, не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному».

Это произведение является несколько поэтизированной формой его хроники, которая вышла в свет в 1582 году в Кенигсберге. Ее издание оказалось первым печатным изданием, вышедшем на славянском языке, большой части территории Восточной Европы, которая охватывает территории нынешних Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Украины, Чехии а также бывшей Восточной Пруссии. Не очень мало место уделено Москве и Московии и истории Руси.






О покорении Литвы русскими князьями

Литовский народ лесной, со Жмудью побратимый,
Видя свои бесплодные земли,
Делали набеги разбойничьи на русские земли часто,
И, награбив кое-что, возвращались сразу же в леса густые.
Мазовше тоже украдкой грабили всегда,
И в Польшу казацкие чинили наезды.
Марсово ремесло имс тех пор полюбилось,
Не работать, а разбоем жить всем понравилось.
Новогродскую, полоцкую, волынскую державы
Регулярно мучили, добывая еду.
Луцкие, брестские волости оставляли без хлеба,
Бобов. Голодными будучи, ободрали бы, точно, и святых бы с неба.
Но русские князья все собрались,
На литовские и жмудские земли набеги совершали.[48v]
Разгромили Гимбута и Кернуса, братьев,
И почтенным образом данью обложили,
И киевский приговор монарший возвестили:
Веники, лык и лозу, чтобы этим власть над собой признавали,
А своевольных в неволю вечную уводили.
Так русаки над Литвой в то время верховодили,
Что литовцы должны были жить плохо, работая в поте чела,
Зверя ловя, и в пущах мед давала им пчела.
Однако, как могли, с тяжкой неволей боролись,
И в русские земли скрытно пробирались.
Тут уж, литовец, брат, речь прервать должен,
И перо в другую сторону направить – к Руси.
К Руси и монархов киевских истока,
И русских князей всего народа.
Об их войнах, склоках, о перемене счастья,
И как часто русских государств случалось разорение.
Чем росла мощь русская, и из-за чего погибла,
И чем Литва невольная в свободе слыла.
Если бы я это не предпринял, литовец бы не знал
Порядка своей истории и кто после кого на престоле сидел.
Но русские деяния должен сначала читать,
И после нихк своим уже легче обращаться.
Не горюй, если изволишь, и прими с благодарностью,
Эти деяния, прежде скрытые во мраке,
Вывел на свет, с тяжким трудом действительно дались.
Вот Вам довод, написанный охотно.[49]

О частых битвах с русскими князьями половцев и печенегов, побратимов литовских, и о первом истоке их народа, что трудно стихом писать из-за имен русских и половецких и так далее

Поскольку тут будет упоминание о войне между русаками и половцами, показалось делом правильным коротко исток их народа яснее читателю объяснить.

Половцы и печенеги были народом воинственным и рыцарским, происходящим от готов и цымбров, называемых также Cуmеrо Bоsphоrо. От них я также гепидов, литовцев и пруссов старых произвольно вывел82. Доказывая это, Ваповский и Бельский, fоl.239, в деяниях Казимира Первого, короля польского, из монастыря взятых, так говорят: народ печенегов, половцев и ятвягов собственно и есть Литва. Одно лишь: имели между собой небольшое различие в языке, как поляки с Русью. Жили на Подляшье, где сегодня Дрогичин. А те половцы и печенеги жили в северных странах, к востоку немного отклоняясь, над озером Меотис и Понтом или Чермным морем, также около Танаис и Волги, рек, в полях, и в Таурике, которую сейчас перекопской ордой зовут, кочевья свои имели. Побратались там из-за соседства с влохами, генуэзцами, которые в Таврике в то время господствовали, сильнейшими на море были, с волохами, а также с Бесарабией. Манкоп, Киркель, Крым, Азов, Каффу, греками и латинниками Феодосией называемой, Килией или Ахилеей. Монкаструм или Белгород, торговища, построили.[49v]

Кто бывал в Диких полях, там эти урочища может увидеть, ибо сами половцы, более в шатрах жили, на возах все имущество перевозя, как сегодня татары. Так Меховиус, fоl. 120, lib. 3, сap. 31, говорит. Также другие историки зовут этих половцев готами, что, по-моему, правильно. А когда жили те по соседству с русскими княжествами, к греческим, волошским и польским странам прилегали, то большой вред им частыми наездами причиняли, поскольку чужой работой и разбоем привычно жили. Большие войны с русскими князьями вели из-за сопредельности границ. А когда объединились с Русью, то набеги на Польшу совершали, и прозвали их русаки половцами, что в полях жили или охотой, то есть ловом зверя, или половцами, потому что разбойниками были из чужого племени, и разбоем жили. А язык имели с русским, литовским и валашским смешанный. Потом, вгоду от Рождества Христова, бога от веков и человека, исполнения времени действительного, 1058, в начале правления Болеслава Смелого и Щедрого, короля польского, половцы, народ грубый, языческий, собравшись с князем своим по имени Секаль83 , как Меховиус, lib. 2, сap. 21, fоl. 51 свидетельствует, пошли на Всеволода, князя русского, переяславского, и сошлись на битву 2февраля. Всеволода победили, и княжество его переяславское взяли. Это было первое жестокое поражение их тех, которые русские княжества от половцев долго получали.

Вторглись второй раз эти немилосердные половцы в землю русскую, против них выступили три князя: Заслав84 киевский, Святослав черниговский и Всеволод переяславский. У реки Ольхи вскоре мужественно сошлись. Победу половцы одержали. Они, одержав эту победу, вдоль и поперек в земли русские отряды разослали, села и городки огнем и мечом разоряя.

А когда на черниговское княжество мощью обрушились, князь Святослав, не испугавшись первого и второго поражения, не имея даже 3000 мужей в своем войске, вгоду от Рождества Христова 1059, 1 ноября под Сновским урочищем85 , где сейчас город Сновский, на них ударил. И там большое войско языческое русаки победили, ибо 12 тысяч половцев убили и князя их Се- кала. Также главнейших гетманов и рыцарство взяли в плен и за разбои все, что они совершили после двух их побед в землях русских, отомстили им русаки со[z] Святославом, князем своим.

О внутренних войнах русских князей и убийстве Бориса и Заслава киевских

Потом через нескольколет, когда князь Заслав в Киеве при помощи Болеслава Смелого, короля польского, правил, началась распря между ними, с одной стороны, и Святославом и Всеволодом, князьями, с другой, [50v] из-за их границ и разделе добычи, у половцев отбитой. Заслав, монарх киевский, считая нерушимой преданность своего рыцарства, уехал из Киева86 с женой и с сыновьями в Польшу второй раз, к королю Болеславу Смелому, брату своему двоюродному по тетке. 22 марта, Святослав и Всеволод, въехав в столицу, княжество Заслава добыли. Когда вскоре после этого, 21 декабря 1072, Святослав умер и был похоронен в Чернигове, в костеле святого Спаса, сразу же Всеволод, брат его, после него на княжество киевское вступил. Услышав это, король польский Болеслав Смелый, Заслава, первого монарха киевского, брата двоюродного, с войском до Киева проводил.

И там, под самым городом, со Всеволодом сразился и победил его, и Заслава второй раз на киевский престол посадил. Старший сын Заслава Святополк на княжество новогродское вступил, ибо почти в то же самое время Глеб, Святослава, князя черниговского, сын, был жестоко и зверски убит своими подданными. Владимир, второй сын Заслава, сел на княжество смоленское, а Ярополк, третий сын – на вышегродское, этим порядком земли русские, казалось, успокоились. Но тогда Борис и Олег, другие князья русские, призвав на помощь половцев, начали разорять земли русские. Всеволод, князь черниговский, выступив против них, 25 августа дал им битву на урочище, нареченном Зычце, но, побежденным будучи, удрал, из-за чего столицу свою черниговскую утратил87 .[51] И, будучи очень нищетой стесненным, поехал в Киев с сыном Владимиром к брату своему Заславу, князю киевскому.

Тотчас же собрав войска киевские, с сыном своим Ярополком и Всеволодом черниговским, и сыном его Владимиром пошел тогда на Чернигов, в котором тогда Борис и Олег, князья, веря во власть половцев, сидели. Советовал тогда Борису Олег, говоря: «Не будем начинать войну против четырех князей, братьев наших, ибо они сильнее нас. Лучше у них достойный мир попросим». На что князь Борис в высокомерии ответил: «Не заботься о победе, но с полной надеждой результатов и завершения битвы жди». Так, когда обе стороны сошлись, убит был сразу же князь Борис, сын Чеслава, который мир презирал. Еще Заслав, князь киевский, когда уже после окончания битвы безбоязненно между рыцарством своим пешком проходил, от одного солдата князя Олега, который смешался с войском, получил удар ножом в лопатку, и от полученной раны сразу же умер. С сыном Ярополком в Киев отвезен, в костеле Девы Марии, с большим плачем всех подданных, в гробницей семейной был погребен, в году от Рождества Христова 1076. И был этот князь Заслав высокого роста, большой любитель справедливости, о чем хроника русская и Меховиус, fоl. 52, lib. 2, сap. 21 свидетельствуют.

О распрях русских князей за столицу киевскую и убийстве Ярослава Заславовича, князя луцкого и владимирского, придворным собственным [51v]

Когда Всеволод с помощью убитого вскоре Заслава отобрал Чернигов, дал его старшему сыну Владимиру, а второго сына на княжестве туровском посадил. Сам Всеволод после брата родного, в Заславле убитого, вступил на княжество киевское. Из-за чего другие князья, завистью взволнованные, начали против него войну. Роман, князь русский, желая столицей киевской овладеть, нанял половцев за деньги на помощь и пошел с ними против Всеволода, но у Переяславля, 2 августа, господа русские уместно нашли решение, договорившись. Но половцы взбунтовались, так как без их совета мир заключен был, и убили князя Романа. Выступил против Всеволода Ярополк, сын Заслава киевского, чтобы взять и отобрать наследство родное князя киевского. Когда Всеволод обсуждал это с советом своим, один из совета Всеволода так сказал: «Пошли сына своего Владимира с войском против Ярополка, которого я без битвы поборю, но моим хитрым советом обману». Приехал тогда хитрый советчик русский к Ярополку и говорит: «Не доверяй ни господам своим советным, ни рыцарству своему, ибо тебя хотят выдать Всеволоду, но быстро поезжай в Польшу, как Заслав твой сделал некогда, прося помощи для возврата на престол киевский». Этой речи предательской поверил Ярополк [52] и, оставив мать, жену и сына своего в замке луцком, убежал в Польшу, к королю Болеславу Смелому. Болеслав, не имея возможность лично в Русь проводить из-за распрей, между ним и рыцарством начавшихся, послал с ним солдат польских, при помощи которых замок Луцк получил. Этот замок после отъезда Ярополка в Польшу, Владимир, сын Всеволода, добыл и овладел. Сверх этого Владимир другие замки вернул и еще некоторые вернуть обещал.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Книги похожие на "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мацей Стрыйковский

Мацей Стрыйковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.