» » » Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1


Авторские права

Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1

Здесь можно купить и скачать "Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1
Рейтинг:
Название:
О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3784-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Описание и краткое содержание "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Вашему вниманию предлагается книга польского средневекового историка Мацея Стрыйковского «О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная, не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному».

Это произведение является несколько поэтизированной формой его хроники, которая вышла в свет в 1582 году в Кенигсберге. Ее издание оказалось первым печатным изданием, вышедшем на славянском языке, большой части территории Восточной Европы, которая охватывает территории нынешних Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Украины, Чехии а также бывшей Восточной Пруссии. Не очень мало место уделено Москве и Московии и истории Руси.






[53v] Святополк с киевлянами – правый фланг, Ростислав с переяславцами – левый, а Владимир с черниговцами середину держали. И 26 мая с половцами, с криком и гулом с обеих сторон страшным, встретились. Святополк со своими, стрелками половецкими побежденный, удрал на замок Отрополь89 вечером, а темной ночью приехал в Киев. Половцы потом на Владимира и Ростислава ударили, которых тоже с войсками разгромили и рассеяли. И князь Ростислав, удирая, утонул в реке Стугне, и она тотчас же его забрала. Его брат Владимир, с малой дружиной переплыв реку, оплакивал на другом берегу, найдя тело его, которое потом в костеле святой Софии в гробе отцовском похоронили. А половцы, одержав победу, одним войском осадили замок Трощ, с другим пошли к Киеву. Против них Святополк выехал, дал им битву, но, побежденный половцами, только с двумя слугами в Киев удрал. И половцы с той второй победой к другому войску своему, под Торцом стоящему, пришли, показывая осажденным русакам пленников и добычу. И слуги побежденного Святополка, будучи не в силах больше защищаться из-за голода и не имея надежды на помощь Святополка, князя своего, отдали замок половцам. Этот замок половцы сожгли, и с большой пользой добычу и пленных русских в свою землю увели, где большинство русаков из-за нагости, холодов и многих лишений погибло и умерло.

И Святополк, князь киевский, из-за поражения своего в силах своих усомнившийся, несвоевременно о неудаче военной печалясь, перемирие с половцами заключил, и для более крепкой дружбы дочку Тугорткана90 , князя половецкого, взял в жены. Но и так не мог наступить мир в государствах русских, ибо Олег, выпросив на то право у половцев, черниговского княжества волости разорял. Костелы, монастыри, городки и села огнем сжигал так долго, что даже князь Владимир должен был ему замок Чернигов, столицу княжества, уступить, а сам ехать на Переяславль. Однако, земли черниговские тем договором не были освобождены от набегов неприятельских, ибо половцы непрестанно волости русские разоряли и, очень много христиан, взяв в неволю бедную, увели.

К тому же саранча многочисленная, в русские стороны невесть откуда прилетела, что все злаки и плоды выела, выгрызла и истребила.

О поражении половцев

Китан и Итлар91 , два князя половецких, собрав войска свои, начали войну против Владимира, князя переяславского, только его одного не было еще государство разрушено. Владимир, послав к половцам, заключил с ними мир на невыгодных и несправедливых условиях, дав им в залог сына своего, Святослава. А потом, по совету рыцарства своего и Славеты, посла Святополка, князя киевского, сперва сына своего Святослава, когда его плохо стерегли, увел, потом Китана и Итлара, князей половецких, со всеми их дворами перебил. И, собрав войско свое, Святополк, князь киевский, и Влади[54v]мир черниговский на кочевья и логова половцев неожиданно напали, их перебили и посекли, поубивали и погромили без счета, а девушек, скот, детей, стада и верблюдов их на Русь с победой привели.

Половцы потом, собрав новое войско, Угров, замок князя Святополка, окружили, добывая его целоелето, и не отвоевали, так как Святополок, послав им дары, их умилостивил.

За половцами пруссы92 и литовцы языческие с ятвягами (как русская история и Кадлубек Винцентий, так и Меховский пишут) на Русь с большими силами вторглись 28 августа вгоду от Рождества Христова 1089. Вширь и вдоль княжества около Луцка, Владимира и Львова выжегши, с большой добычей возвратились. Сразу после этого Маняк93 , князь половецкий, пошел на Киев, и Тогоркан, второй половецкий князь, свекор или тесть Святополка, с сыновьями пришел под Переяславль. Выехав им навстречу, Святополк и Владимир, дали им бой над рекой Трубеж94 , где победили на голову половцев, и Тогорка, князь их, с сыновьями на площади был казнен. Но половцы, не устрашившись этого поражения, собрали новое войско и тайно прокрались, едва Киев с замком не взяв. Увидев, что их надежды не оправдались, также двор княжеский в Берестове сожгли.[55]

О суровых и частых раз за разом внутренних войнах и вредных склоках князей русских

Князья русские, желая предотвратить и оказать сопротивление частым набегам хищных половцев на свои земли, съехались на сейм в Киев95 и, отправив послов к северскому князю Олегу, просили, дабы к ним приехал для обсуждения на общем совете княжеств и земель русских. Он, насмехаясь над послами, сказал им: «Не заставите меня, чтобы я владыкам, монахам, мягкотелых лиц приказаниям подчинился и голову свою преклонил». Этим ответом, данным послам их, обиженные, князья Святополк и Владимир сперва против Олега, а не половцев войну повели и взяли в плен его в Стародубе96 , штурмуя 32дня его замок. Потом Олег, голодом принужденный, выпросил у них мира, жертвенный крест несколько раз целуя97 , и под присягой приказ их исполнить обязался, чего никоим образом не исполнил, ибо когда от осады освободился, переступив присягу, на княжество Моромос98 или Моромон напал. И по той причине провел битву [z] Изяславом, сыном Владимира, князя переяславского (не киевского, как Меховиус, fоl. 62, пишет, ибо в то время Святополк был киевским князем). Убив Изяслава, взял замок Моромог и ростовское княжество мощью покорил.

Потом Мстислав, родной брат убитого Изяслава, князь новогродский, боясь тиранства Олегового, заявил, что он сам и отец его Владимир с Олегом намеревался объединиться. Но Олег, будучи зажженным [55v] алчностью и желанием захватить под Мстиславом находящееся княжество новогродское, собрал войско и стал лагерем в Турове, послав вперед Изяслава, брата своего, на стражу и на разведку. Когда его перехватил Мстислав, князь новогродский, испугался Олег и отошел с войском в замок Ростов, потом на Моромош, и Мстислав, догоняя его, объединился с ним при посредничестве послов и распустил войско. Услышав об этом, Олег нарушил перемирие, и с войсками своими готовыми пошел на Мстислава, который от него убежал в Киев. Но, собравшись с киевлянами, с половцами и братом Венцеславом, которого отец его Владимир, князь черниговский, ему на помощь послал, встретился с Олегом в большой битве и победил его так, что тот убежал на Моромош. И понимая, что не мог находиться в безопасности в землях русских из-за своих предательских хитростей, удрал в княжество рязанское. А Мстислав, догнав его, ласковыми и медовыми словами, полной надеждой пахнущими, говорил ему: «Срамное это дело для тебя, срамное и для нас, братьев твоих, позор и рыцарям твоим, и чтобы нищим в чужой стране не погибать, возвратись в землю русскую, в отчизну свою». Этими словами Мстислав Олега с его рыцарством из бегства вернул.

Затем князья русские, созвав съезд в Любече99 , [56] заключили мир между собой и общий отпор язычникам половцам дать решили. Но тотчас же, заключив мир, Святополк, князь киевский, с Давидом Григорьевичем сговорились и напали на князя Василько Ростиславовича пшемысльского и подольского, заподозрив его в измене. А когда к ним с миром приехал, взял в плен его Святополк и оба глаза его ослепил, и из-за этой жестокости другие князья: Владимир, Олег и Давид Святославовичи войну против Святополка начали. Испугавшись, он готовил бегство к половцам. Но митрополит и господа первые киевские уговорили покорно этих князей, чтобы помирились со Святополком. И Давид Григорьевич, князь волынский, когда хотел напасть на князя пшемысльского, Василька ослепленного, сам был окружен Володором, князем пшемысльским, братом Василька, который его об этом предупредил. Потом мир выпросил князь Давид, свалив всю вину на Святополка, князя киевского, и этот поклеп напустил на того же Святополка и Володора. В начале весны, князь Василий, ослепленный, с братом своим Володором, князем пшемысльским, в землю волынскую вторглись против Давида Григорьевича и, добыв замок Вшеволда, (Всеволода), подожгли его и людей, в нем найденных, многих побили. Потом пришли под замок Владимир всех людей осажденных пропустили, только двоих: Василька и Лазаря, князей Владимирских, высоко повесили, и густыми стрелами из пращей, луков до смерти расстреляли, ибо говорили, что они также являются причиной ослепления князя Василька.[56v]

Святополк же, князь киевский, желая отомстить Давиду, что на него возлагал вину за ослепление княжича Василька, поехал в Брест, прося у польских солдат, которые в то время держали бресткий замок, помощи. А Давид, неприятель его, как можно быстрее поехал к Владиславу Герману, монарху польскому, отцу Болеслава Кривоустого, прося помощи против Святополка. Их обоих король польский Владислав, приехав на Буг реку, хотел помирить, но, когда этого не смог этого сделать, вернулся в Польшу, ни одному из князей русских помощь не оказав.

Получив возможность, Святополк осадил Давида в замке владимирском. Давид же на седьмой неделе осады удрал второй раз в Польшу, к Владиславу, монарху польскому, и Святополк замок Владимир взял. Повел войско Святополк киевский против Володора и Василька Слепого, князей пшемысльского и подольского. Когда те сразились в битве, то князья Володор и Василько одержали победу над Святополком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Книги похожие на "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мацей Стрыйковский

Мацей Стрыйковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мацей Стрыйковский - О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "О началах, истоках, достоинствах, делах рыцарских и внутренних славного народа литовского, жмудского и русского, доселе никогда никем не исследованная и не описанная, по вдохновению божьему и опыту собственному. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.