» » » » Коллектив авторов - Дело всей жизни…


Авторские права

Коллектив авторов - Дело всей жизни…

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Дело всей жизни…" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Языкознание, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Дело всей жизни…
Рейтинг:
Название:
Дело всей жизни…
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2556-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дело всей жизни…"

Описание и краткое содержание "Дело всей жизни…" читать бесплатно онлайн.



Сборник научных трудов посвящен юбилею известного ученого-лингвофольклориста, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Евгении Борисовны Артеменко. Ее научная деятельность охватывает широкий круг вопросов фольклористики и лингвофольклористики, этнолингвистики, лингвопоэтики, лингвокультурологии. В рамках этой проблематики выполнены составившие содержание сборника работы учеников и коллег юбиляра – ученых, с которыми Евгению Борисовну связывает плодотворное сотрудничество, людей, близких по научным интересам, близких по духу. В сборник также включен хронологический список научных трудов Е. Б. Артеменко.






Для восприятия звезд в системе фольклорной картины мира существенно то, что их неисчислимо много. Релевантный признак звезд – их множество, неисчислимость. Объект обладания лирического персонажа (волосы, кудри) получает детальную символическую характеристику: цвет (атрибуты – золотой, ясный, чистый); длина (лучи, марева (= луч); густота (звезды, их неисчислимость, атрибут – частые).

Лучи, марева, рога – волосы, кудри, коса

Как у месяца золотые рога,
А у неба звезды чистые,
Как солнышка лучи ясные,
А у Ванюшки кудри русые.

(В. – 74, 82)

У молода месяца золоты рога,
У нашей Прасковьюшки скована коса.

(К., 689)

В ряде мифологий имеет место персонификация солнца в образе юноши, голова которого покрыта огненными волосами [МНМ 1997: I, 112]. Отождествление волос человека с солнечными лучами, а головы – с самим солнцем, имеющим форму шара (или с диском луны), представляет собой элемент древней мифологической системы, персонифицирующей в образе юноши бога солнца. В целом солнечные лучи в фольклорной модели мира репрезентируют связь (являются посредником, медиатором) между своим и чужим пространством (см. выше К.,946 и 947). Если солнце далеко, его локус – «чужое пространство», то солнечный луч близко, он – в мире человека [Волоцкая 1987: 259].

Другие образы данной тематической группы в ОП встречаются достаточно редко.

Не белая зорюшка у нас на дворе:
Восплакалась Прасковьюшка по русой косе. (К., 864)

Парным мы называем такой персонифицированный образ-символ, когда в структуре ОП оба актантных члена «человеческой» картины (два субъекта или субъект и объект) получают символическое соответствие в образах «природной» параллели ОП (два символических субъекта или символический субъект и символический объект).

Парные образы тематической группы «Элементы космоса» в обрядовой лирике сохранили древние мифологические мотивы «небесной семьи» и «небесной свадьбы». В мифологической системе «заря, солнце, месяц, звезды образуют «небесную семью» [МНМ 1997: I, 155]. Противопоставление солнце – месяц (луна) воплощается в мифологическом мотиве брачных отношений небесных светил и соотносится с оппозицией «мужской – женский», при этом нет строгой закрепленности за одним из образов мужского или женского начала. Последняя особенность сохраняется и в фольклоре.

В структуре ОП отношения между солнцем и месяцем (луной) представляются или как кровно-родственные в разных поколениях: родители – дети (см. текст К.,137), или как супружеские: мотив «небесной свадьбы».

Светит месяц с зарею,
Сидит Иван с женою… (К., 855)

Типичное для мифологии представление отношений между солнцем и месяцем как кровно-родственных в одном поколении (брат и сестра, иногда – близнецы) в фигуре ОП обрядовой лирики не отмечено, что обусловлено спецификой свадебного обряда, в котором центральными персонажами являются жених и невеста (муж и жена) и дающие им благословение на брак родители.

Символическая картина как ТСО в обрядовой лирике встречается достаточно редко.

В качестве символизирующего начала в структуре ОП выступают эмпирические, данные человеку в восприятии объективные проявления природного объекта: наличие или отсутствие движения и света, излучаемого небесными объектами.

В качестве символизируемого на функциональном уровне соотношения компонентов выступают обрядовое действие и эмоциональное состояние персонажа.

1) Для образов анализируемой тематической группы характерна опосредованная репрезентация обрядового действия в реальной части ОП: обозначение обряда через конкретные действия его участников.

Восходил светел месяц перед зорющкою,
Величался Яков Федорович перед женушкою. (К., 856)

В структуре ОП на оценочном уровне формируется общая ценностная характеристика свадебного обряда. В символической части ОП представлена объективная хронология природных процессов, в которой отражается высшая гармония природы, соразмерность и вечность ее процессов как залог гармонии свадебного обряда и последующей совместной жизни молодых. Лунный свет и хронологически следующий за ним свет утренней зари и свет солнца – это символы радости и веселья, положительной оценки факта создания новой семьи в системе ценностей фольклорной модели мира.

2) В рамках ОП символизация эмоционального состояния персонажа акцентируется наличием в обеих параллелях тождественных оппозиций, представленных глагольными лексемами с противоположными значениями. Символизируется, как правило, эмоциональное состояние девицы, поскольку она в фольклорной традиции более глубоко и трагично воспринимает происходящие в ее судьбе перемены (потеря девичьей воли, отъезд из родного дома к родителям мужа).

Играло солнце красное, /Играло, да затмилося;
Светил светел месяц, /Светил, да померкнул;
Веселилась душа девица, /Веселилась, да призадумалась.
Играла душа Акулинушка, /Играла, да пригорюнилась;
Играла свет Захарьевна, /Играла, да прикручинилась

(К., 924) и др.

Основу символической части ОП составляют объективные природные процессы (явления солнечного и лунного затмения), которые получают свое объяснение и символическое обозначение уже в структуре мифов. Древняя мифологическая оппозиция «наличие света (добро) – его отсутствие (зло)» основана на том положении, что небесные светила верхнего мира, по некоторым антропологическим мифам, принимают участие в создании души. «Человек рождается в женщине, когда на нее падает луч утреннего солнца; солнечный луч и душа человека обозначаются одним словом» [МНМ 1997: I, 88, 105]. Солнечный луч – жизнь, плодотворящее, животворящее начало, воплощение человеческой души.

Специфика семантического комплекса символической картины как ТСО в обрядовой лирике состоит в наличии строгой семантической дифференциации актантного и функционального уровней соотношения компонентов в ОП. Для актантного уровня характерна символизация лирического персонажа в образе природы (персонифицированный образ-символ), для функционального – символизация обрядового действия или эмоционального состояния человека в действиях и функциях природных объектов (символическое действие).

Многослойностью необрядовой лирики, впитавшей в себя пласты и древней мифологической системы, и обрядовой песенной традиции, объясняется наличие в ней восходящих к обрядовой лирике персонифицированных образов-символов, как правило, в структуре символической картины.

Осветил нас светел месяц
Родимый батюшка приехал! (К., 2907)

Не бела заря занималася,
Только я, молода, разыгралася. (В. – 74, 15)

Однако ведущая функциональная направленность ОП необрядовой лирики на раскрытие мира чувств лирических персонажей во многом предопределяет формирование ряда специфических черт репрезентации образов в композиционных частях ОП, выявляющих тенденцию к ослаблению персонифицированного характера образов-символов в структуре символической картины как ТСО в необрядовой лирике.

1. Столь широко и разнообразно представленные в ОП обрядовой лирики парные персонифицированные образы-символы (представляющие наиболее яркий вариант персонификации) в необрядовой лирике практически отсутствуют.

2. Об ослаблении персонифицированного характера образов-символов в необрядовой лирике свидетельствует отсутствие детализации образов композиционных частей ОП.

3. Следствием действия указанной тенденции является факт очевидного обеднения цветовой и световой палитры образов небесных светил. В необрядовую лирику из обрядовой перешло фактически лишь по одному доминантному эпитету у каждого из основных образов-символов: солнце – красно; месяц – светел. В мифологической иерархии цветов красный цвет – наивысшая иерархическая характеристика, поэтому солнце в необрядовой лирике – образ более высокого ранга, нежели образ месяца.

4. В структуре ОП необрядовой лирики образ неба первым отчуждается от выполнения функции персонификации лирических персонажей, что обусловлено спецификой его природных качеств и мифологических характеристик. В мифологии небо – важнейшая часть космоса, абсолютное воплощение верха. Его наблюдаемые качества, свойства – абсолютная удаленность и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифопоэтическом сознании с ценностными характеристиками – недостижимостью, величием и превосходством. Небо над всем земным [МНМ 1997: II, 206–208], оно является внешним по отношению ко всем предметам мира. Эти качества были восприняты фольклором, в котором небо стало константным воплощением чужого пространства, не способного приблизиться к земному миру. Только объекты, способные установить связь с земным (своим, близким) пространством (образы небесных светил – свет, лучи, их медиативная функция), продолжают свою жизнь в ОП необрядовой лирики в качестве образов-символов различной символической семантики в структуре символических картин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дело всей жизни…"

Книги похожие на "Дело всей жизни…" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Дело всей жизни…"

Отзывы читателей о книге "Дело всей жизни…", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.