» » » Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3


Авторские права

Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3

Здесь можно купить и скачать "Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3
Рейтинг:
Название:
Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2720-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3"

Описание и краткое содержание "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3" читать бесплатно онлайн.



Книга содержит основополагающие тезисы развития музыкальной культуры от начала новой эры до наших дней, а также обзор классики новой волны в записях на компакт-дисках. Приложение включает перечень дисков, которые должны присутствовать в коллекции любителей классической музыки.






Владимир Гельфельд

Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3

Эпиграф 1

Слушая великую музыку, великих дирижеров и музыкантов, ощущаю сближение со вселенной, передо мной открывается метафизика мироздания. Где начало начал, в чем причина причин и что есть основа основ? – ответы на эти вопросы я пытаюсь найти в музыке…

/В. Гельфельд/Эпиграф 2

О критиках и критике…

В изучении и постижении сущности музыки и творческого процесса в целом, включая исполнительское искусство, критик порой не может, но почти всегда не хочет идти до конца, не стремится к постижению истины. Как только критик сформулирует правду: окончательную, простую, не затуманенную словесной шелухой правду об искусстве и творческом процессе, отпадет надобность собственно в критике и критиках…

/В. Гельфельд/

Краткая история музыки

Музыка не суть восприятие моментального, статического. В отличие от других видов искусства: живописи, скульптуры и архитектуры, музыка имеет временной континуум и представляет из себя движение души и сознания, воплощенное в звуке. Истинная музыка пробуждает душевный подъем, дарит эстетическое и духовное наслаждение.

Итак, три основные свойства музыки:

Душевный подъем – торжество возвышенных чувств. Душевный подъем дает человеку силы заниматься физическим трудом, творить и бороться за личное и общественное счастье.

Духовное наслаждение – суть ощущение единения с природой, небом, богом.

Эстетическое наслаждение – услада уха, категория индивидуальная и по этой причине плохо поддающаяся описанию.

Истинная музыка может давать и то, и другое, и третье разом.

Истинная музыка может пробудить душевный подъем – и более ничего не давать. Истинная музыка может давать только духовное наслаждение – и более ничего не давать. Музыку, что дает лишь эстетическое наслаждение, истинной музыкой не назову: эстетическое наслаждение должно быть привязано либо к первому, либо ко второму.

Ранняя музыка дает более другого духовное наслаждение: через созерцание, медитацию и просветление – к единению с природой, небом, богом. В меньшей степени дает эстетическое наслаждение. Душевного подъема тут не ищите вовсе – ранняя музыка не поднимает человека на труд и не завет к борьбе и свершениям ни на личном, ни на общественном фронте. Душевный подъем дает музыка классицизма, но более другого романтическая музыка, таккак именно она обращена к человеку и описывает его внутреннее эмоциональное состояние.

Таким образом можно сказать, что за два тысячелетия своего развития музыка проделала путь от созерцания, наблюдения, медитации и духовного просветления – к человеку как личности, с его внутренним миром, чаяниями, душевными переживаниями и кипучими страстями.

По сути, в разный исторический период музыка отражала разные стороны бытия.

За тот же исторический период музыка проделала путь от монодийного построения до гармонического уклада.

Так что же такое монодийная и гармоническая музыка?

Монодийная музыка – это музыка одноголосная, то есть распеваемая одним голосом, либо несколькими голосами в унисон, когда певцы синхронно поют одни и те же ноты на одной высоте. Монодия отличается от современной одноголосной мелодии тем, что последняя априори предполагает гармонизацию, а монодия будет отторгать любые попытки гармонизации, так как родилась и полностью сформировалась как самодостаточный музыкальный уклад задолго до появления гармонии, и в определенном смысле является ее антиподом. Ранние формы полифонии, многоголосья, например параллельный органум, в котором мелодия распевается несколькими голосами в чистые кварту или квинту, также являются по своей глубинной сути структурами монодийными, так как ориентированы на восприятие всего одной мелодии, а вторые голоса лишь усиливают, подчеркивают характер мелодического оборота и полифонической структуры не образуют. Почему не образуют? Во-первых, второй голос в точности повторяет первый, без малейших отклонений, а для полнокровной полифонии нужны мелодические хитросплетения, что дает имитационная техника письма периода высокого ренессанса, а во-вторых, созвучия нот с интервалом в чистую квинту и чистую кварту слышатся как резонирующие, отраженные звуки и на уровне подсознания воспринимаются как один звук. Оттого и называются «созвучиями совершенного консонанса».

Гармоническая музыка – суть музыка контрапункта и аккордового мышления, где мелодия теряет свое доминирующее значение и делится величием с гармонией. Верное, гармоническое сочетание звуков, взятых одновременно, ласкает слух и дарит слушателю подлинное эстетическое наслаждение (правду сказать, слушателю, пусть музыкальному, но не слишком склонному к музыкальному развитию). Такого рода вертикальное расположение нот, то есть аккорд (аккордом называется созвучие трех и более нот с интервалом в терцию), я назову статической составляющей гармонии. Динамическая составляющая гармонического уклада представляет из себя тональные отклонения. В процессе развития музыкального сочинения, его части, куплета или припева песни тональными отклонениями называется переход в другую тональность либо последовательность тональностей с обязательным возвратом в тональность исходную. Эта исходная тональность является доминантной тональностью, к ней тяготеют все тональные отклонения и в нее непременно разрешаются. Во многом в музыке барокко и раннего романтизма, в городском и сельском фольклоре, но более другого в музыке эстрадной, то бишь поп-музыке, тональные отклонения происходят, как правило, в родственные тональности. Зачастую в тональности первой степени родства. Что это за тональности? Взять любую милую моему сердцу дворовую песню, что распевались в подъездах и беседках школьного двора, то обязательно обнаружится следующее сочетание аккордов: ля минор, ре минор, соль мажор, до мажор, ми минор, ми мажор, фа мажор. Это и есть суть тональности первой степени родства. То есть можно сказать, что к тональности ля минор крайне родственными являются: до мажор, ре минор, ми минор, ми мажор, фа мажор и соль мажор. Ухо современного среднестатистического человека, но, как я уже отметил, не имеющего особой склонности к музыкальному развитию, воспринимает их сочетание комфортно. Это сочетание соответствует биоритму и психофизической организации современного человека. Ухо человека, жившего тысячу лет назад, никакого комфорта от сочетания этих тональностей получить не могло и только бы маялось, так как к тональным отклонениям приспособлено не было. Более того, общность родственных тональностей понятие неоднозначное и может меняться во времени. Сегодня ухо среднестатистического человека воспринимает комфортно сочетании одних тональностей, а завтра других. Более сложный тип отклонений – это отклонения в далекие, на первый взгляд плохо сопрягаемые тональности. Такие гармонические переходы чаще всего применяются в классической музыке. При такого рода тональных отклонениях сохранить комфортность восприятия мелодической линии и целостность музыкально полотна крайне сложно и под силу лишь самым одаренным из композиторского цеха. Но это верный путь, пусть сложный. Еще немного, и тональный устой раствориться в «сквозной структуре» и «бесконечной мелодии» позднего романтизма – так был сделан уверенный шаг к возврату в оптимальную точку развития музыки, а именно: к модальным и модально-полифоническим структурам. В полном соответствии с метафизической концепцией мироздания. Эта оптимальная точка развития даст возможность придумать новый музыкальный алфавит взамен старому и ступить на новый круг развития. Далее. Тональные отклонения, не предполагающие возврат в исходную тональность, называются модуляцией. Бесконечные и, зачастую, бессмысленные модуляции также приводят к потере тонального ориентира, но уводят в неверном направлении. Музыка теряет соки жизни, уходит в сферы конструируемой, надуманной музыки, в конечном счете приходит к додекафонии, серийной технике и другого рода схоластическим экзерсисам. Тут тупик.

Будет верным сказать:

Монодический склад музыки раскрывает тайны подсознания.

Гармонический склад музыки раскрывает тайны души.

Надобно отметить важное: между монодийной и гармонической музыкой находится полифония. Полифония является ключевым звеном в поступательном движении музыки, ее оптимальной и, возможно, наивысшей точкой развития.

Так что же такое полифония?

Полифония – музыка многоголосная1 по сути и модальная2 по своей структуре.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3"

Книги похожие на "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Гельфельд

Владимир Гельфельд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Гельфельд - Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3"

Отзывы читателей о книге "Неутомительные прогулки по волшебному городу классики. Выпуск 3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.