» » » » Г. Зараковский - Качество жизни населения России


Авторские права

Г. Зараковский - Качество жизни населения России

Здесь можно купить и скачать "Г. Зараковский - Качество жизни населения России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентСмысл52a3c212-3139-11e1-aac2-5924aae99221, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Зараковский - Качество жизни населения России
Рейтинг:
Название:
Качество жизни населения России
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-89357-265-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Качество жизни населения России"

Описание и краткое содержание "Качество жизни населения России" читать бесплатно онлайн.



В монографии разрабатываются концептуальные основы категории «качество жизни» с позиций психологии. Разработана классификация психологических составляющих качества жизни населения, определены их показатели, обоснована методология измерения и оценки. На большом статистическом материале дана характеристика взаимосвязей разных психологических характеристик, свойственных населению России, с показателями качества жизни. Намечены пути улучшения качества жизни россиян в его психологических аспектах.

Книга предназначена для психологов, социологов, экономистов, философов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, а также для руководителей и специалистов-практиков, решающих вопросы социально-экономического развития страны и отдельных регионов.






Таким образом, смысл жизни – разумное основание, значение, цель, которую стремится достичь человек. Смысл жизни – фундаментальная философско-психологическая и религиозно-мировоззренческая категория, «вечный вопрос самопознания человечества».

В психологии наиболее распространенным является понимание смысла жизни отдельного человека как осознаваемой им, личностно принятой главной цели всей своей жизни или этапа жизни. В качестве такой цели могут быть: создание семьи, рождение и воспитание детей, внуков, продолжение себя в потомках, творчество в науке, искусстве, литературе, в изобретательстве, строительстве, коллекционирование, накопление богатства, завоевание власти, накопление богатства и др.

Из приведенных суждений вытекает, что смысл жизни человека имеет амбивалентный характер. С одной стороны – это важная доминирующая и устойчивая цель жизнедеятельности человека, с другой стороны, это ориентация человека на ценности самого процесса жизни в разных его проявлениях. Очень возможно, что принятие человеком той или другой стороны смысла жизни зависит от типа культуры, к которой относится данный человек. Для западной культуры и ментальности характерна ориентация на конкретные цели, и жизнедеятельность людей осуществляется по принципу функциональной системы деятельности, настроенной на достижение этих целей.Для культуры и ментальности Востока характерна другая модель жизни – созерцательная, настроенная как бы на слияние с реальностью какая она есть (Леонтьев Д.А., 2006).

Смысл жизни задает человеку основной критерий качества его жизни в части духовно-психологической составляющей. Наличие личностного смысла жизни создает перспективу жизненного пути и тот психологический стержень, который позволяет человеку преодолевать различные трудности и испытания, возникающие на жизненном пути.

По отношению к человечеству в целом поиск смысла жизни – предмет многовековых размышлений теологов, философов, историков, социологов и. психологов.

Теологическое понимание смысла жизни человека заключается в таком поведении и обращениям к Богу, которые обеспечивают спасение своей души для вечной жизни. Поэтому цель земной жизни заключается в том, чтобы следовать религиозным заповедям, приобретать то богоподобие, к которому призван человек.

Для проблематики качества жизни чрезвычайно актуален вопрос о «смысле жизни» определенного социума и человечества в целом. От ответа на него зависит возможность нахождения объективного критерия качества жизни народов. Автор главы 22.7 «Смысл и цель жизни»весьма солидного учебника философии В.П. Ратников (Философия: учебник для вузов, 2001) считает, «что дать логически обоснованный ответ об абсолютном высшем смысле жизни человека невозможно»(там же, с. 644). В отношении отдельного человека В.П. Ратников, наверное, прав. Но в отношении человечества в целом, я думаю, ситуация не столь безнадежная. Специалистам в области качества жизни крайне важно иметь представление о смысле жизни существ вида «человек», поскольку без такого целевого эталона нельзя строить систему научно обоснованных критериев качества жизни людей.

Я попытался решить ту задачу, исходя из теории Пьера Тейар де Шардена (1965, 1992). Как я это сделал, описано в главе третьей (3.3),поскольку это решение легло в основу гипотезы о генеральном общечеловеческом критерии качества жизни.

В связи с обсуждаемой проблемой соотношения индивидуального и общечеловеческого, следует остановиться на еще одном положении теории личности Г. Олпорта (2002), важном для понимания сущности качества жизни не только индивида, но и социума, – о диалектическом решении проблемы «номотетическое – идеографическое» в личности. В каждом человеке есть что то уникальное и что-то общее с другими людьми. И это «общее» в значительное мере лежит в основе совместной деятельности людей и объединения их в те или иные «коллективные субъекты» – социумы.

Жизнь социума по сравнению с индивидуальной жизнью имеет большую специфику. Рассмотрим кратко, как она трактуется в социальной психологии.

Социальная психология, так же как и психология индивида, зародилась на стыке философии и социологии. Появление психологического направления в социальной философии связывают с именем американского социолога Лестера Уорда, написавшего в 1893 году книгу «Психологические факторы цивилизации» (Уорд, 2002) Его основная идея заключается в том, что развитие любого общества определяется социальной силой и социальными действиями. Социальная сила – это некоторая организованная совокупность желаний людей, а социальное действие – совокупность поступков людей, их совместная деятельность, направленная на достижение значимой для общества цели. В основе социальной силы лежат желания людей (то есть, потребности разного уровня, «нужды», стремления к достижению тех или иных целей). Интересно, что для обоснования этого своего положения Уорд ссылается на мысль, высказанную еще Лукрецием («Оприроде вещей», III, 1082 – 1084): «Пока мы не достигли того, чего сильно желаем, оно кажется нам важнее прочего; когда же мы достигаем его, то начинаем опять сильно желать чего-нибудь другого. Так жизнь всегда нас держит в неутомимой жажде» (там же, с. 60).

По-моему, цитата лаконично выражает суть жизни человеческой: процесс жизни – это последовательность циклов «желание – деятельность по достижению желаемого – удовлетворенность достигнутым – появление нового желания». Такими циклами наполнена вся жизнь индивида. Но каким образом они формируют социальную силу и социальное действие многих людей, образующих общество, из текста книги понять трудно. Уорд подчеркивает, что для того, чтобы от желания перейти к деятельности и осуществить эту деятельность требуется воля. В этом он близок к А.Шопенгауэру, который считал, что в основе жизни человека лежит именно воля, которую он трактовал шире, чем сейчас принято в психологии. Воля – это, прежде всего, воля к жизни, а потом уже регулятор деятельности, направленной на достижение определенной цели, невзирая на внутренние и внешние помехи. По мнению Уорда, объединение желаний и «волей» людей в коллективные социальные действия происходит благодаря социальному сознанию. Оно возникает в процессе формирования человеческих организаций (общностей, социумов). Есть частные и общие организации. «Единственная цель или группа целей, в которой заключается вся функция всякой всеобщей организации, состоит в общем благе ее членов» (там же, с. 315). К такому виду организаций относятся государства. Частные организации создаются для достижения какого то специального, но не общего блага. В социальном сознании ведущую роль играет социальный интеллект. Именно он определяет планомерный социальный прогресс, ведущий к возрастанию блага членов общества (в нашей терминологии – к повышению качества жизни населения).

Существенный вклад в понимание закономерностей жизни социумов сделал известный экономист Макс Вебер. В начале ХХ века он показал роль систем ценностей, которыми руководствуются в своей деятельности разные слои населения, в экономическом и социальном развитии.

Примерно в это же время В.Паретто разработал теорию элит. Он исходил из того факта, что существует «психологическое неравенство»людей. В его понимании элита представляет собой весьма узкий слой населения, творческий потенциал которого определяет развитие общества. По существу, ту же мысль в 1918 году развивал Николай Бердяев (Бердяев, 1990). Он пишет, что «человеческий коллектив, называемый народом не есть лишь механическая сумма». Всеобщей воли народа, по его мнению, не может быть. Эту волю должна иметь верховная власть, состоящая из небольшого числа людей, «наиболее лучших и способнейших». Их следует подбирать по «принципу ценза» по ряду качеств. «Таковы качества образования, качества общественного опыта, качества исторической преемственности, качества более высокого культурного опыта» (там же, с. 165).

О роли психологии масс и элиты, отдельных социальных групп и лидеров общества в жизни социумов и историческом процессе написано много. Наиболее важные работы последнего почти столетнего периода от Г. Лебона (1898) до Г. Блуммера (1994) собраны в отличной хрестоматии, сделанной Д.Я. Райгородским (1998). Я не буду обсуждать их и цитировать. Отмечу только, что общим в этих работах является мысль о том, что основной движущей силой в мире является психология масс. Причем, как показано в книге «Историческая психология» В.А. Шкуратова (1997), роль массового сознания и массового социального действия в развитии государств в последнее время существенно возросли.

На этом я закончу рассмотрение данных, исходных для обоснования моей трактовки сущности жизни людей.

Жизнь человека, а тем более жизнь социума, настолько сложное и, действительно, во многом иррациональное явление, что всеобъемлющее определение его сущности невозможно. В основу определения могут быть положены разные проявления жизни в зависимости от того, какие из них важны для решения практических задач. Практическая задача, которой посвящена настоящая книга, заключается в обосновании выбора показателей и критериев для измерения и оценки качества жизни населения России. Для решения этой задачи на уровне, превышающем бытовые и религиозные представления, необходимо принять некоторую достаточно определенную гипотезу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Качество жизни населения России"

Книги похожие на "Качество жизни населения России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Зараковский

Г. Зараковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Зараковский - Качество жизни населения России"

Отзывы читателей о книге "Качество жизни населения России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.