» » » » Г. Зараковский - Качество жизни населения России


Авторские права

Г. Зараковский - Качество жизни населения России

Здесь можно купить и скачать "Г. Зараковский - Качество жизни населения России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентСмысл52a3c212-3139-11e1-aac2-5924aae99221, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Зараковский - Качество жизни населения России
Рейтинг:
Название:
Качество жизни населения России
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-89357-265-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Качество жизни населения России"

Описание и краткое содержание "Качество жизни населения России" читать бесплатно онлайн.



В монографии разрабатываются концептуальные основы категории «качество жизни» с позиций психологии. Разработана классификация психологических составляющих качества жизни населения, определены их показатели, обоснована методология измерения и оценки. На большом статистическом материале дана характеристика взаимосвязей разных психологических характеристик, свойственных населению России, с показателями качества жизни. Намечены пути улучшения качества жизни россиян в его психологических аспектах.

Книга предназначена для психологов, социологов, экономистов, философов, студентов и аспирантов соответствующих специальностей, а также для руководителей и специалистов-практиков, решающих вопросы социально-экономического развития страны и отдельных регионов.






Инициаторы и руководители этого исследования М.В. Федоров и Е.Е. Задесенец, приняли следующее определение понятия «качество жизни»: «качество жизни есть комплекс характеристик жизнедеятельности индивида (группы людей или населения в целом), обуславливающих ее оптимальное протекание в конкретное время, в определенных условиях и месте и обеспечивающих адекватность ее (жизни)параметров основным видам деятельности и потребностям человека (биологическим, материальным, духовным и др.» (там же, с. 28). Это определение было положено в основу разработанной методологии измерения и оценки показателей качества жизни населения России (Методика оценки качества жизни, 2000). Она построена как процедура измерения, свертки и последующей интеграции полученных значений показателей первичного уровня иерархической системы.

В последующие годы названные концепция и методология интенсивно развивались. Результаты этой работы достаточно полно представлены в Трудах ВНИИТЭ и изданных материалах ряда всероссийских и международных конференций. В этой работе участвовал и я, сосредоточившись на проблемах, связанных с психологическими аспектами качества жизни отдельного человека и социума. Что из этого получилось, описано в последующих главах книги.

Глава 2.

КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

2.1. Исходное представление о сущности жизни человека

Достаточно очевидно, что для научной трактовки категории «качество жизни» необходимо исходить из понимания сущности жизни. Тем не менее, лишь в одной из рассмотренных в предыдущей главе концепций сформулировано исходное представления о том, что такое жизнь человека. Это – концепция М.В. Федорова, разработанная им совместно с ближайшими сотрудниками («Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования», 2000). Жизнь человека понимается «как деятельность общества и человека в различных проявлениях (общественная, личная, семейная, духовная и др.), обеспечивающая их существование, воспроизводство, развитие и совершенствование»(там же, с. 25). Такая трактовка позволила М.В.Федорову с соавторами построить систему показателей качества жизни населения по принципу специфики четырех видов жизнедеятельности:

созидательная (трудовая) жизнь;

потребительская жизнь;

семейно-родовая жизнь;

духовная (социо-культурная) жизнь.

Мне представляется, что описанное понимание конструктивно,но носит скорее фактографический характер, чем содержательный.Поэтому вопрос о сущности жизни человека и общества в целом, как исходная позиция для разработки научно обоснованной концепции качества жизни, остается открытым. Выработка такой позиции – задача чрезвычайной сложности. Приходится войти в очень рискованную предметную область.

Известно, что вся история философской мысли в значительной мере представляет поиск всеобъемлющего определения сущности человеческой жизни, и этот поиск продолжается (Новая философская энциклопедия, 2001). А авторы статьи «Человек» в энциклопедии, на которую я ссылаюсь, И.Т. Фролов и В.Г. Борзенков начинают ее с фразы: «Человек – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности» (там же, с. 344).

Но для того, чтобы действовать, то есть обосновать состав и способы измерения психологических составляющих качества жизни, необходимо принять рабочее определение категории «человеческая жизнь». Готового определения в литературе мне встретить не удалось.Даже на очень представительной первой Международной конференции «Качество жизни и психология» оно не прозвучало (First International Conference – Quality of Life and Psychology, 2004).

Я попытаюсь это сделать, опираясь на суждения и концепции авторитетных авторов.

Начну с рассмотрения классических представлений о сущности жизни, имеющихся в высказываниях античных философов.

Диоген Лаэрций в своем обобщающем трактате приводит несколько таких высказываний (Диоген Лаэртский, 1979).

«Архедем говорит, что конечная цель – это жить, совершая все, что должно. Природу, в согласии с которой следует жить, Хрисипп имеет в виду как общую, так и собственную, человеческую» (там же, с. 286).Ссылаясь на Зенона, Хрисиппа и Аполлодора, Диоген пишет: «Жизнь бывает троякая: умозрительная, деятельная и разумная; предпочтительна последняя, потому что разумное существо самой природой приспособлено и к умозрению, и к деятельности» (там же, с. 308).

Субъективным проявлением качества жизни греческие философы считали счастье. «Счастье разделяется на пять частей: во-первых, разумные желания, во-вторых, здравые чувства и невредимое тело, в-третьих, удача в делах, в-четвертых, добрая слава среди людей, в-пятых, достаток в деньгах и прочих жизненных средствах» (там же, с.178). Обращают на себя внимание два момента: во-первых, на первое место поставлены «разумные желания», а не удовлетворение таковых,во-вторых, материальные блага поставлены на последнее место. А вот, что пишет Диоген об Аристотеле: «Конечную цель он полагал одну – пользование добродетелью в совершенной жизни. Счастье, говорил он, есть совместная полнота трех благ: во-первых (по значительности),душевных, во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и тому подобное» (там же, с. 214). Опять, мы видим, что на первое место поставлены душевные блага. Интересно, что к телесным благам помимо здоровья отнесены сила и красота человека.

Здесь стоит отойти от трактата Диогена и обратиться непосредственно к словам Аристотеля: «Не соответствует истине превозносить бездеятельность над деятельностью, так как счастье предполагает именно деятельность, причем деятельность справедливых и скромных людей заключает в своей конечной цели много прекрасного» (по: Лосев, Тахо-Годи, 2000, с. 248, 249).

А далее весьма авторитетные ученые – авторы книги о Платоне и Аристотеле А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи пишут: «И эта радостно-жизненная устремленность философии Аристотеля определяется тем, что для него всякая жизнь и всякое бытие до последней глубины пронизано смыслом, а этот смысл тоже всегда заряжен теми или иными жизненными потенциями» (там же, с. 341). О смысле жизни мы поговорим ниже, а здесь я обращаю внимание на слова «жизненные потенции».

В онтологии Аристотеля различаются два аспекта сущего: «бытие в возможности и бытие в действительности, осуществленности, или, иначе, потенциальное сущее и актуальное сущее» (цитата из предисловия З.Н. Микеладзе к книге Аристотеля Сочинения в четырех томах, 1978, с. 9).

Аристотель сформулировал принцип энтелехии: «если нечто есть в возможности, то при благоприятных условиях оно осуществляется,то есть, переходит в действительность» (там же, с. 27). Именно это принципиальное положение явилось одним из оснований для введения в мою трактовку сущности качества жизни индивида и социума характеристик их жизненных потенциалов.

В понимании сущности жизни Аристотелем есть еще одна важная особенность: он рассматривает природу как произведение искусства, а высшим «произведением» природы является человек, его жизнь. По его мнению, «душа есть жизнь тела» (там же, с. 324). При этом, управление тела душою «не логическое, не механическое и не этическое, но – жизненно-творческое или, мы бы сказали, художественное» (там же, с. 324).

Интересно, что и наш современник Эрих Фромм считает, что «сама жизнь есть искусство – поистине самое важное и в то же время самое трудное и сложное из практикуемых человечеством искусств. Его предметом является не та или иная конкретная деятельность, а сама жизнедеятельность, процесс развития того, что заложено потенциально. В искусстве жить человек – и творец, и предмет своего искусства;он – и скульптор, и мрамор; врач и пациент» (Фромм, 1992 б, с. 25). По Э. Фромму: «В самом общем виде природа всякой жизни – сохранять и утверждать собственное существование» (там же, с. 26). При этом он говорит о жизни не только индивида, но и социума, как совместной жизнедеятельности, отвечающей интересам данного социума (Фромм, 1992 а). Центральную роль в такой жизнедеятельности играет «социальный характер». «Подобно индивидуальному характеру «социальный характер» можно определить как специфический способ, с помощью которого энергия направляется в определенное русло» (там же, с. 330). Жизнь социума проявляется как социальный процесс. Э.Фромм обращает внимание на то, что «Понять социальный процесс можно только в том случае, если исходить из знания специфики человеческой реальности, и если рассматривать взаимодействие между природой человека и природой внешних условий, при которых он живет и которыми он должен овладеть, чтобы выжить» (там же, с. 332).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Качество жизни населения России"

Книги похожие на "Качество жизни населения России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Зараковский

Г. Зараковский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Зараковский - Качество жизни населения России"

Отзывы читателей о книге "Качество жизни населения России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.