Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"
Описание и краткое содержание "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания" читать бесплатно онлайн.
Данный практикум включает в себя вопросы и задания для самостоятельной работы по спецкурсу «Философские проблемы науки и техники», список учебной и справочной литературы. Предназначен для магистров по направлению подготовки 270800.68 Строительство.
3 Философские проблемы научной рациональности
Сущность рациональности. Этапы рационального освоения и обобщения техники. Особенность методологии классической и неклассической рациональности. Идеалы и нормы рациональности классической, неклассической и постнеклассической науки. Научнометодологические концепции XX века (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани)
3.1 Итоговые тесты к разделу «Философские проблемы научной рациональности»Выберите правильный вариант ответа
1. Что означает слово рациональность:
а) разумную обоснованность, оправданность суждений и действий;
б) открытие, основанное на интуиции;
в) формирование теории, логически не противоречивой;
г) алогические суждения и действия.
2. Назовите, что, по мнению П.П. Гайденко, понимается под научной рациональностью в классический период развития науки:
а) объяснение всех явлений, основанное на механистических представлениях;
б) объяснение всех явлений, основанное на экспериментальных данных;
в) объяснение всех явлений путем установления между ними причинно-следственных связей;
г) объяснение всех явлений путем разумных доводов и аргументов.
3. Целостная система фундаментальных представлений о свойствах и качествах объектов мира, своеобразный онтологический образ мира – это:
а) Общая картина мира;
б) Научная картина мира;
в) Естественнонаучная картина мира;
г) Физическая картина мира.
4. Период кардинальных изменений в представлениях о специфике предметной области, способах и методах изучения и понятиях ее осмысления принято именовать процессом:
а) Научная трансформация;
б) Научная модернизация;
в) Научная революция;
г) Научная аргументация.
5. Автором книги «Структура научных революций» является:
a) Т. Кун;
б) Т. Гоббс;
в) К. Поппер;
г) И. Лакатос.
6. Кто из отечественных философов, считает, что в истории естествознания последовательно становились преобладающими классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности:
а) А.Н. Никифоров;
б) В.С. Степин;
в) В.А. Лекторский;
г) В.С. Швырев.
7. Механистические представления мира свойственны:
а) классическому типу рациональности;
б) неклассическому типу рациональности;
в) постнеклассическому типу рациональности.
8. Для классического типа рациональности свойственно считать знанием:
а) процесс самораскрытия природы исследовательскому интеллекту;
б) процесс самораскрытия природы исследовательской интуиции;
в) процесс самораскрытия природы в эксперименте;
г) процесс самораскрытия природы в акте созерцания.
9. Важными революционными событиями, ознаменовавшие переход от классического типа рациональности к неклассическому явились:
а) Делимость атома и открытия диссипативных процессов;
б) Делимость атома и введение в научный оборот абсолютных величин пространства и времени;
в) Делимость атома и открытие сложноорганизованных систем, обменивающихся информацией и энергией;
г) Делимость атома и определение относительной природы пространственно-временных структур материи.
10. Современная теория процессов самоорганизации в открытых системах – это:
а) Энергетика;
б) Синергетика;
в) Диалектика;
г) Метафизика.
11. Для неклассической науки характерен:
a) Механистический детерминизм;
б) Вероятностный детерминизм;
в) Индетерминизм;
г) Терминизм.
12. Назовите тип рациональности, в котором происходит отказ от прямолинейного онтологизма, и утверждается идея о качественном и иерархическом многообразии природы:
а) классический тип рациональности;
б) неклассический тип рациональности;
в) постнеклассический тип рациональности.
13. Кем был разработан принцип неопределенности:
а) В. Гейзенбергом;
б) Н. Бор;
в) М. Борном;
г) А. Эйнштейном.
14. Принцип соответствия и дополнительности были введены в научный оборот:
а) В. Гейзенбергом;
б) Н. Бором;
в) М. Борном;
г) А. Эйнштейном.
15. В неклассический период развития науки факты получают:
а) зависимое от теорий функциональное значение;
б) независимое от теорий функциональное значение;
в) доминирующее положение в познавательном процессе;
г) доминирующее положение над теоретическим знанием.
4 Философские проблемы техники
«Проблемность человеческого бытия» как исходная точка генезиса техники. Проблема неравномерности развития техники, соотношения рационального и иррационального в технознании. Техника как «производство избыточного». Античное «технэ» как синтез искусства и науки. ― "Artes mechanicae" и ― "artes liberales" в античности и средневековье: сравнительный анализ. Традиционализм в средневековой технике. Проблема искусственного и естественного в герменевтики.
Научные и технические революции, проблематика их определения, статуса и типологий. Понятия «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», их позитивные и дискуссионные моменты. Проблемная и проектная ориентированность неклассических и постнеклассических технических исследований
4.1 Итоговые тесты к разделу «Философские проблемы техники»Выберите правильный вариант ответа
1. В философском осмыслении техники большую роль играет:
а) Принцип деятельности;
б) Принцип детерминизма;
в) Принцип объективности;
г) Принцип целостности.
2. Назовите исследователя в области техники, кому принадлежит теория Органопроекции:
а) И. Бекман;
б) Ф. Бон;
в) Э. Капп;
г) М. Хайдеггер.
3. Основателем «общей праксеологии» является:
а) Ф. Рело;
б) А. Эспинас;
в) Э. Капп;
г) П. К. Энгельмейер.
4. Ф. Диссауэр осмысливая проблему природы техники, считал, что техника – это:
а) Деятельность технического сословия;
б) «Активизм»;
в) Продолжение творения, т.е. объективация идеального;
г) Органопроекция.
5. Кто одним из первых выступил с критикой техники, указавший на ее дегуманизирующий потенциал:
а) М. Хайдеггер;
б) К. Ясперс;
в) Ю. Хабермас;
г) Л. Мэмфорд.
6. Ж. Эллюль говоря о проблеме определение роли техники в обществе, подчеркивал:
а) Техника имеет аксиологическое значение;
б) Техника – система потребностей;
в) Техника носит рациональный характер, а методы ее тотальны;
г) Техника – производственная деятельность.
7. В линейном подходе техника рассматривается в качестве:
а) Автономной сферы;
б) Доминирующей сферы, на которую ориентируется наука;
в) Простого приложения науки, т.е. как прикладную науку;
г) Равнозначной сферы, которая в своем развитии не отличается от науки.
8. В чем состоит общекультурный смысл и ценность техники:
а) Техника формирует ценностные ориентиры;
б) Техника ставит цели перед человеком;
в) Техника помогает устанавливать «обратный способ» в отношении к истине;
г) Техника обеспечивает воспроизводства деятельности.
9. Технические науки направлены:
а) На естественную реальность;
б) На идеальную реальность;
в) На искусственную реальность;
г) На социальную реальность.
10. Назовите автора первой производственно-технической энциклопедии под названием «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»:
а) Г. Агрикола;
б) М. Витрувий;
в) Г. Александрийский;
г) И. Бекман.
11. Установите соответствия между элементами двух списков:
Соответствуют ли высказывания представленным направлениям:
Таблица 1
12. Определите, кто из представленных философов не относится по своим взглядам к антитехницизму.
а) Н.А. Бердяев;
б) Х. Ортега-и-Гассет;
в) Э. Капп;
г) М. Хайдеггер.
13. Кто является автором термина «информационное общество»:
а) Э. Капп;
б) У. Ростоу;
в) И. Масуда;
г) Д. Белл.
14. Какая проблема личности не включаются в орбиту размышления представителей антитехницизма:
а) Проблема сознания;
б) Проблема общения;
в) Проблема самоопределения;
г) Проблема творчества.
15. Какая концепция истины соответствует предложенному определению «Истинность – это пригодность для достижения поставленных целей», способствующая отражению сущности техники:
а) Конвенциональная;
б) Классическая;
в) Феменологическая;
г) Прагматическая.
16. Назовите автора работы «Принцип ответственности»:
а) И. Масуда;
б) Г. Йонас;
в) В. Гейзенберг;
г) Р. Мертон.
5 Теоретический и эмпирический уровни научнотехнического знания
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"
Книги похожие на "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"
Отзывы читателей о книге "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания", комментарии и мнения людей о произведении.