» » » » Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания


Авторские права

Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания

Здесь можно купить и скачать "Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"

Описание и краткое содержание "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания" читать бесплатно онлайн.



Данный практикум включает в себя вопросы и задания для самостоятельной работы по спецкурсу «Философские проблемы науки и техники», список учебной и справочной литературы. Предназначен для магистров по направлению подготовки 270800.68 Строительство.






3 Философские проблемы научной рациональности

Сущность рациональности. Этапы рационального освоения и обобщения техники. Особенность методологии классической и неклассической рациональности. Идеалы и нормы рациональности классической, неклассической и постнеклассической науки. Научнометодологические концепции XX века (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани)

3.1 Итоговые тесты к разделу «Философские проблемы научной рациональности»

Выберите правильный вариант ответа

1. Что означает слово рациональность:

а) разумную обоснованность, оправданность суждений и действий;

б) открытие, основанное на интуиции;

в) формирование теории, логически не противоречивой;

г) алогические суждения и действия.

2. Назовите, что, по мнению П.П. Гайденко, понимается под научной рациональностью в классический период развития науки:

а) объяснение всех явлений, основанное на механистических представлениях;

б) объяснение всех явлений, основанное на экспериментальных данных;

в) объяснение всех явлений путем установления между ними причинно-следственных связей;

г) объяснение всех явлений путем разумных доводов и аргументов.

3. Целостная система фундаментальных представлений о свойствах и качествах объектов мира, своеобразный онтологический образ мира – это:

а) Общая картина мира;

б) Научная картина мира;

в) Естественнонаучная картина мира;

г) Физическая картина мира.

4. Период кардинальных изменений в представлениях о специфике предметной области, способах и методах изучения и понятиях ее осмысления принято именовать процессом:

а) Научная трансформация;

б) Научная модернизация;

в) Научная революция;

г) Научная аргументация.

5. Автором книги «Структура научных революций» является:

a) Т. Кун;

б) Т. Гоббс;

в) К. Поппер;

г) И. Лакатос.

6. Кто из отечественных философов, считает, что в истории естествознания последовательно становились преобладающими классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности:

а) А.Н. Никифоров;

б) В.С. Степин;

в) В.А. Лекторский;

г) В.С. Швырев.

7. Механистические представления мира свойственны:

а) классическому типу рациональности;

б) неклассическому типу рациональности;

в) постнеклассическому типу рациональности.

8. Для классического типа рациональности свойственно считать знанием:

а) процесс самораскрытия природы исследовательскому интеллекту;

б) процесс самораскрытия природы исследовательской интуиции;

в) процесс самораскрытия природы в эксперименте;

г) процесс самораскрытия природы в акте созерцания.

9. Важными революционными событиями, ознаменовавшие переход от классического типа рациональности к неклассическому явились:

а) Делимость атома и открытия диссипативных процессов;

б) Делимость атома и введение в научный оборот абсолютных величин пространства и времени;

в) Делимость атома и открытие сложноорганизованных систем, обменивающихся информацией и энергией;

г) Делимость атома и определение относительной природы пространственно-временных структур материи.

10. Современная теория процессов самоорганизации в открытых системах – это:

а) Энергетика;

б) Синергетика;

в) Диалектика;

г) Метафизика.

11. Для неклассической науки характерен:

a) Механистический детерминизм;

б) Вероятностный детерминизм;

в) Индетерминизм;

г) Терминизм.

12. Назовите тип рациональности, в котором происходит отказ от прямолинейного онтологизма, и утверждается идея о качественном и иерархическом многообразии природы:

а) классический тип рациональности;

б) неклассический тип рациональности;

в) постнеклассический тип рациональности.

13. Кем был разработан принцип неопределенности:

а) В. Гейзенбергом;

б) Н. Бор;

в) М. Борном;

г) А. Эйнштейном.

14. Принцип соответствия и дополнительности были введены в научный оборот:

а) В. Гейзенбергом;

б) Н. Бором;

в) М. Борном;

г) А. Эйнштейном.

15. В неклассический период развития науки факты получают:

а) зависимое от теорий функциональное значение;

б) независимое от теорий функциональное значение;

в) доминирующее положение в познавательном процессе;

г) доминирующее положение над теоретическим знанием.

4 Философские проблемы техники

«Проблемность человеческого бытия» как исходная точка генезиса техники. Проблема неравномерности развития техники, соотношения рационального и иррационального в технознании. Техника как «производство избыточного». Античное «технэ» как синтез искусства и науки. ― "Artes mechanicae" и ― "artes liberales" в античности и средневековье: сравнительный анализ. Традиционализм в средневековой технике. Проблема искусственного и естественного в герменевтики.

Научные и технические революции, проблематика их определения, статуса и типологий. Понятия «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», их позитивные и дискуссионные моменты. Проблемная и проектная ориентированность неклассических и постнеклассических технических исследований

4.1 Итоговые тесты к разделу «Философские проблемы техники»

Выберите правильный вариант ответа

1. В философском осмыслении техники большую роль играет:

а) Принцип деятельности;

б) Принцип детерминизма;

в) Принцип объективности;

г) Принцип целостности.

2. Назовите исследователя в области техники, кому принадлежит теория Органопроекции:

а) И. Бекман;

б) Ф. Бон;

в) Э. Капп;

г) М. Хайдеггер.

3. Основателем «общей праксеологии» является:

а) Ф. Рело;

б) А. Эспинас;

в) Э. Капп;

г) П. К. Энгельмейер.

4. Ф. Диссауэр осмысливая проблему природы техники, считал, что техника – это:

а) Деятельность технического сословия;

б) «Активизм»;

в) Продолжение творения, т.е. объективация идеального;

г) Органопроекция.

5. Кто одним из первых выступил с критикой техники, указавший на ее дегуманизирующий потенциал:

а) М. Хайдеггер;

б) К. Ясперс;

в) Ю. Хабермас;

г) Л. Мэмфорд.

6. Ж. Эллюль говоря о проблеме определение роли техники в обществе, подчеркивал:

а) Техника имеет аксиологическое значение;

б) Техника – система потребностей;

в) Техника носит рациональный характер, а методы ее тотальны;

г) Техника – производственная деятельность.

7. В линейном подходе техника рассматривается в качестве:

а) Автономной сферы;

б) Доминирующей сферы, на которую ориентируется наука;

в) Простого приложения науки, т.е. как прикладную науку;

г) Равнозначной сферы, которая в своем развитии не отличается от науки.

8. В чем состоит общекультурный смысл и ценность техники:

а) Техника формирует ценностные ориентиры;

б) Техника ставит цели перед человеком;

в) Техника помогает устанавливать «обратный способ» в отношении к истине;

г) Техника обеспечивает воспроизводства деятельности.

9. Технические науки направлены:

а) На естественную реальность;

б) На идеальную реальность;

в) На искусственную реальность;

г) На социальную реальность.

10. Назовите автора первой производственно-технической энциклопедии под названием «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»:

а) Г. Агрикола;

б) М. Витрувий;

в) Г. Александрийский;

г) И. Бекман.

11. Установите соответствия между элементами двух списков:

Соответствуют ли высказывания представленным направлениям:


Таблица 1


12. Определите, кто из представленных философов не относится по своим взглядам к антитехницизму.

а) Н.А. Бердяев;

б) Х. Ортега-и-Гассет;

в) Э. Капп;

г) М. Хайдеггер.

13. Кто является автором термина «информационное общество»:

а) Э. Капп;

б) У. Ростоу;

в) И. Масуда;

г) Д. Белл.

14. Какая проблема личности не включаются в орбиту размышления представителей антитехницизма:

а) Проблема сознания;

б) Проблема общения;

в) Проблема самоопределения;

г) Проблема творчества.

15. Какая концепция истины соответствует предложенному определению «Истинность – это пригодность для достижения поставленных целей», способствующая отражению сущности техники:

а) Конвенциональная;

б) Классическая;

в) Феменологическая;

г) Прагматическая.

16. Назовите автора работы «Принцип ответственности»:

а) И. Масуда;

б) Г. Йонас;

в) В. Гейзенберг;

г) Р. Мертон.

5 Теоретический и эмпирический уровни научнотехнического знания


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"

Книги похожие на "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Ляшенко

Павел Ляшенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Ляшенко - Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания"

Отзывы читателей о книге "Философские проблемы науки и техники: вопросы и задания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.