» » » » Ирина Гоптарева - Конституционное право зарубежных стран


Авторские права

Ирина Гоптарева - Конституционное право зарубежных стран

Здесь можно купить и скачать "Ирина Гоптарева - Конституционное право зарубежных стран" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Конституционное право зарубежных стран
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конституционное право зарубежных стран"

Описание и краткое содержание "Конституционное право зарубежных стран" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.






Конституционный контроль уместен только там, где имеются формальные Конституции. При гибких Конституциях действие конституционного контроля затруднено или даже невозможно, как, например, в Великобритании.

3.2 Объекты и виды конституционного контроля.

3.2.1 Объекты конституционного контроля .

К объектам конституционного контроля относятся:

– все внутригосударственные договоры;

– все акты исполнительной власти и органов самоуправления;

– возможна проверка на соответствие Конституции также и частноправовых актов (например, завещания), которые могут нарушать принципы Конституции – равноправие религий и т. д.

– национальные законы подвергаются проверке на соответствие международным договорам, поскольку во многих странах устанавливается примат международного права над национальным;

– действия должностных лиц, как правило, это относится к высшим должностным лицам государства, вплоть до судей;

– акты и действия общественных объединений, на которые государство возложило определенные властные функции, в т.ч. и политические партии.

3.2.2 Виды конституционного контроля.

Классификация конституционного контроля идет по следующим основаниям:

– по времени осуществления он может быть предварительным или последующим. Первый означает, что закон проверяется до вступления его в силу (т.е. до санкционирования и промульгации), но после принятия его парламентом. Последующий контроль распространяется на все официально опубликованные акты;

– по месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний проводится тем органом, который издает закон, а внешний – другим органом. Чаще всего внутренний контроль – предварительный, хотя есть примеры и внешнего предварительного контроля (Куба). В большинстве случаев внешний контроль – последующий;

– с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Первый обладает только моральной, но не юридической силой. Если постановляющий контроль вынес решение не в пользу какого-то акта, то последний теряет свою юридическую силу. Поэтому под конституционным контролем понимают, прежде всего, постановляющий контроль;

– по обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае правовой акт обязательно подвергается Конституционному контролю, обычно – предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в том случае, если инициатива исходит от управомоченного субъекта;

– по форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Первый означает проверку какого-либо акта вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль может быть только абстрактным. Конкретный контроль осуществляется только в связи с каким-нибудь делом, чаще всего судебным, при разрешении которого подлежат применению акты или нормы спорные, с точки зрения конституционности. Поэтому конкретный контроль всегда последующий;

– с точки зрения действия обратной силы конституционный контроль имеет две формы: ex tunc (дословный перевод – «с тех пор») означает, что решение о признании неконституционности акта имеет обратную силу. Это значит, что акт, объявленный неконституционным, считается таковым с момента его издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой он стал противоречить. На практике это порождает огромные сложности, поэтому чаще применяется вторая форма – ex nunc – («с этих пор, отныне») она означает, что решение о неконституционности действительно только на будущее, т.е. «закон обратной силы не имеет». Чаще всего в отношении обычных законов устанавливается правило ex nunc, а отношении других актов возможно применение – ex tunc. Это правило закрепляет, например, ст. 126 Конституции Хорватии 1990 года.

3.3 Органы конституционного контроля.

В зависимости от того, как записано в Конституции, такими органами могут быть глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль; конституционная юстиция (есть не во всех странах); квазисудебные органы.

Если конституционный контроль осуществляет президент, парламент или правительство, то контроль является не только конституционным, но и политическим. Истоки политического контроля восходят к временам Великой Французской революции, когда было образовано «конституционное жюри» для наблюдения за конституционностью законов. Но в демократических странах как такового органа политического контроля нет и быть не может.

Однако конституционный контроль в некоторых странах осуществляется парламентом. Это значит, что в процессе его осуществления может проводиться проверка актов, издаваемых президентом и правительством. Но конституционный контроль распространяется также на Верховный суд и Генерального прокурора; с учетом того, что эти два органа не осуществляют нормотворческой деятельности, объектом контроля в данном случае может быть правильность применения в их работе конституции, конституционных актов или органических законов12.

Судебный Конституционный контроль выражен двумя моделями – американской и европейской.

3.3.1 Американская модель конституционного контроля. Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 годом в связи с конкретным делом, суть которого заключалась в том, что Конгресс принял акт об упразднении ряда созданных федеральных судов. Д. Маршалл объявил этот акт нарушением Конституции. В своей последующей практике Верховный суд, опираясь на этот прецедент, возложил на себя право и обязанность проверять на конституционность не только законы, принимаемые Конгрессом, но и указы президента. Хотя Федеральная конституция США не наделила Верховный суд правом установления соответствия законов, принимаемых Конгрессом, Конституции США, он (суд) это право применил и институционализировал. Таким образом, Верховный суд сам присвоил себе право реализации Конституционного контроля.

Американская модель возникла раньше европейской. Она означает то, что контроль осуществляют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел (конкретный и последующий контроль). Обычный суд ставит вопрос о несоответствии, а Верховный суд выносит окончательное решение. Признанный неконституционным закон лишается судебной защиты, т. е. по сути, теряет юридическую силу и, в конце концов, отменяется парламентом. В США, Японии, Аргентине, Норвегии конституционность законов может проверить суд общей юрисдикции, а в Австралии, Индии – только Верховный суд.

Ст. 81 Конституции Японии устанавливает Верховный суд Японии в качестве высшей инстанции, полномочной решать вопрос о конституционности любого закона.

3.3.2 Европейская модель конституционного контроля . Эта модель означает наличие специальных судебных или квазисудебных органов Конституционного контроля. Например, во Франции таковыми являются Конституционный совет и частично Государственный совет, в Польше – Конституционный трибунал, в Германии – Федеральный конституционный суд.

В ряде стран Латинской Америки принята европейская модель. Так, по Конституции Бразилии 1988 года учрежден Федеральный верховный трибунал по Конституции Федеративной республики Бразилии, представляющий собой главный орган конституционного контроля в стране.

В ряде федеративных государствах такие суды создаются и субъектами федерации. Однако единой системы они не составляют. Каждый суд проверяет акты на соответствие только своей Конституции13.

3.4 Способы организации Конституционных судов и конституционное судопроизводство.

Для европейской модели характерно сочетание различных способов. Так, члены федерального Конституционного суда Австрии назначаются президентом по предложению правительства; члены Конституционного суда Италии в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой; во Франции – 3 человека назначает президент и по 3 – председатели обеих палат парламента. При этом во Франции и Италии бывшие президенты могут стать пожизненными членами органов конституционного контроля. В Греции правом конституционного контроля наделены все суды общей юрисдикции, кроме того, имеется Верховный специальный суд.

Несмотря на то, что способы организации конституционного контроля могут быть различными, но в целом можно выделит наиболее применяемые: 1) парламентский – в ФРГ члены Федерального Конституционного суда избираются обеими палатами германского Парламента (по 8 чел. От каждой палаты), а судьи и члены Конституционного суда земель – ландтагами. Порядок избрания разный: Бундестаг избирает судей непрямыми выборами (через 12 выборщиков, которые избираются по системе пропорционального представительства), кандидат в судьи должен получить не менее 8 голосов выборщиков из 12, а Бундесрат избирает судей прямым голосованием, для избрания необходимы 2/3 голосов. Причем, кандидатуры судей предлагается самим ФКС в следующем порядке: в случае одной вакансии предлагается 3 кандидатуры, двух вакансий – 6 кандидатур и т. д. Но коллегия выборщиков и Бундесрат вправе избирать и других лиц. Список потенциальных кандидатов в члены ФКС ведется министром юстиции ФРГ.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конституционное право зарубежных стран"

Книги похожие на "Конституционное право зарубежных стран" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Гоптарева

Ирина Гоптарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Гоптарева - Конституционное право зарубежных стран"

Отзывы читателей о книге "Конституционное право зарубежных стран", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.