» » » » Яна Полякова - Общие проблемы философии науки


Авторские права

Яна Полякова - Общие проблемы философии науки

Здесь можно купить и скачать "Яна Полякова - Общие проблемы философии науки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яна Полякова - Общие проблемы философии науки
Рейтинг:
Название:
Общие проблемы философии науки
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
5845
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общие проблемы философии науки"

Описание и краткое содержание "Общие проблемы философии науки" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки»предназначено для аспирантов и соискателей специальностей 13.00.04 –«теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,оздоровительной и адаптивной физической культуры», 03.03.01 – «физиология». Посвящено философскому анализу науки. Рассматривается понятие науки в трех аспектах ее бытия, основные концепции современной философии науки, социальные функции науки, возникновение науки и этапы ее исторического развития, структура научного знания, проблемы динамики науки и научныхреволюций, особенности современной постнеклассической науки и ее роль в развитии современной цивилизации. Может быть использовано аспирантами и соискателями всех специальностей для подготовки к кандидатскому экзамену.






Случайному, неупорядоченному росту знания, по мнению Фейерабенда, никакая методология не нужна. Научно-познавательный анархизм, считает он, более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на нормы и порядок. Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип «допустимо все». По мнению Фейерабенда, можно выдвигать гипотезы, противоречащие подтвержденным и общепризнанным теориям. Условие совместимости теорий неразумно, поскольку способствует консерватизму. Единообразие подвергает опасности свободное развитие человека1.

В концепции Фейерабенда нашли отражение кризисные моменты в западной философии науки и намечен определенный выход из кризиса, состоящий в расширении предмета и методологического инструментария эпистемологии. Однако чрезмерный релятивизм и познавательный анархизм его концепции не нашли признания в западной философии науки. Западные критики в большинстве своем отмежевались от его идей как несовместимых с академической философией.

Глава 2. Наука в культуре современной цивилизации

§ 1 Традиционные и техногенные типы цивилизаций и их базисные ценности

Современный мир многообразен и разнолик. Страны мира идут по разным путям цивилизационного развития, имеют разные ориентации, различные социально-политические и экономические структуры, обладают разной культурой. И наука в них занимает неодинаковое место, имеет различный статус и облик, играет весьма неоднозначную роль, имеет разный масштаб воздействия на общественные явления и процессы. Поэтому тезис о ведущей роли науки в современном обществе требует экспликации: распространяется ли он на все страны или только на определенную их часть?

Для иллюстрации этой мысли обратимся к культурологии, изучающей культуру нынешнего общества, типы современных цивилизаций. Прежде всего необходимо прояснить исходные понятия – «цивилизация» и «культура», характеризующиеся большой многозначностью, и обозначить интересующий нас аспект.

Понятие «цивилизация» (в пер. с лат. «civilis» – гражданский, государственный) появилось во Франции в середине ХVIII в. (Тюрго, Мирабо, Вольтер) и обозначало идеальное устройство человеческого общества, основанное на принципах свободы, равенства, справедливости. В истории философии и социально-гуманитарного знания существовали различные трактовки понятия цивилизации, их рассмотрение не является нашей целью, отметим лишь наиболее распространенные значения этого понятия в современной науке:

1. унитарный смысл: идеал прогрессивного развития человечества («цивилизованное» и «нецивилизованное» общества);

2. стадиально-исторический смысл: различные ступени, этапы исторического развития человечества, мировой истории (аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и др.);

3. локально-исторический смысл: уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками (древнеегипетская, шумерская цивилизация и пр.);

4. культурологический смысл: определенный тип, путь развития общества (восточная и западная цивилизации).

Применительно к рассматриваемому нами вопросу понятие цивилизации употребляется в значении типа общественного развития, направленности человеческой истории. Поэтому будем исходить из определения цивилизации как исторического социокультурного образования, имеющего единое геополитическое пространство, однородную культуру, определенную нормативно-ценностную ориентацию и специфическую форму интеграции.

С древних времен сложилось два принципиально различных типа цивилизаций: восточная и западная. За восточными типами общества закрепилось название традиционных, за западными – техногенных. Основанием для деления цивилизаций на восточные и западные является не только их территориальное расположение (к Востоку относятся страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, к Западу – Европы и Америки), но и своеобразие сложившейся в них культуры. Господствующие в них универсалии культуры: понимание мира, человека, власти, истины, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности и пр., – принципиально различны. Другими словами, своеобразие восточного и западного типов цивилизаций во многом определяется их ценностной ориентацией, основными мировоззренческими установками, социально-политическими и экономическими структурами, характеристикой способов и методов познания мира, добывания истины. Традиционными называют цивилизации, которые характеризуются длительным господством традиций, что способствует устойчивости общества, сохранению существующего порядка в обществе; строгим соблюдением норм и правил. Таковы страны Востока, прежде всего, Китай, Япония, Индия, мусульманские страны. Техногенная цивилизация ориентирована преимущественно на ценности технического и технологического развития. Ее важнейшей характеристикой является приоритетное развитие техники и технологии, что привело к формированию техносферы и технократизма. К ней относятся страны Запада. Техносфера – особый искусственный материальный мир, созданный людьми в процессе развития производительных сил общества, орудий труда и помещаемый между человеком и природой и служащий посредником его воздействия на предмет деятельности. В техногенной цивилизации техносфера становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Технократизм (в пер. с греч.: «власть техники») как характерная черта западной цивилизации представляет собой стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизни. Это такой стиль мышления и деятельности, который ограничивает содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом и эффективностью и не учитывает в них собственно «человеческое измерение», т.е. гуманистический, социокультурный смысл.

Необходимо также эксплицировать второе, еще более многозначное по сравнению с цивилизацией понятие «культура». Из многочисленных определений культуры (а их насчитывается свыше 500) приведем то, которое поможет лучше всего прояснить поставленный вопрос. Под культурой в общефилософском значении понимается «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».1

Для выяснения места и значения науки в культуре современной цивилизации воспроизведем основные сферы (компоненты) культуры. Духовная культура включает в себя: искусство, науку, религию, мораль, философию, политику, право, образование и др.; материальная культура – материальное производство (экономику), быт. А теперь конкретизируем поставленный вопрос: какое место (главное, второстепенное, ведущее, доминирующее, периферийное и т.п.) занимает наука в культуре современной цивилизации и какое воздействие она оказывает на другие области человеческой культуры: экономику, политику, мораль, образование и т.д.? В традиционном и техногенном типах цивилизаций эти параметры (показатели) науки разительно отличаются.

Для наглядности картины приведем таблицу характерных черт и базовых ценностей Востока и Запада (см. табл.1: с.52-53).

Из приведенной таблицы наглядно видно, что наука играет ведущую роль в культуре техногенной цивилизации, она становится движущей силой ее развития, занимает приоритетное место в шкале ее ценностей. Прежде всего, наука видоизменила характер и облик материального производства, вследствие НТР став непосредственной производительной силой общества. В ХХ в. наука становится социальной силой, все больше проникает в сферу управления социальными процессами, воздействуя на выбор путей и форм социального развития, политику государств. Наука проникает в сферу образования, активно влияет на формирование и развитие личности, мировоззренческие идеалы, убеждения, ориентиры и т.п. Наука влияет на организацию труда, быт людей, который сегодня немыслим без технических новшеств.

Динамическое развитие науки и техники привело к небывалому прогрессу техногенной цивилизации в ХХ в. Вместе с тем оно привело человечество к собственной гибели, породив экологический кризис, опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности. Все это ставит под сомнение тип социального развития, реализованный в рамках техногенной цивилизации. Неизбежно возникает вопрос о ее важнейших ценностях – ценности науки и НТП. Многочисленные антисциентистские концепции возлагают на науку и ее технологическое применение ответственность за кризис современной техногенной цивилизации, ее растущие проблемы. В своем крайнем проявлении антисциентизм требует ограничить и затормозить НТП, по существу, предлагая возврат к традиционным обществам. Но таким способом вряд ли можно решить проблемы современного человечества. В этих условиях особую актуальность приобретает активный диалог ученых о новых формах цивилизационного развития. Выход, видимо, состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения. А это, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, необходимости кардинальных изменений западной науки. Ряд ученых и философов высказывают идею синтеза восточного и западного типа мышления, активного использования западной наукой особенностей восточного знания. Эти проблемы выдвигаются на передний план в современной философии науки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общие проблемы философии науки"

Книги похожие на "Общие проблемы философии науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яна Полякова

Яна Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яна Полякова - Общие проблемы философии науки"

Отзывы читателей о книге "Общие проблемы философии науки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.