» » » » Павел Рыков - Профессиональная этика журналиста


Авторские права

Павел Рыков - Профессиональная этика журналиста

Здесь можно купить и скачать "Павел Рыков - Профессиональная этика журналиста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Профессиональная этика журналиста
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональная этика журналиста"

Описание и краткое содержание "Профессиональная этика журналиста" читать бесплатно онлайн.



В пособии наряду с теоретической частью наглядно представлена система авторских разработок занятий – анализ реальных жизненных историй – по широко распространенной на западе методике «case study», моделирующих наиболее часто встречающиеся в журналистской практике ситуации. Учебное пособие содержит рекомендации для просмотра фильмов о журналистской деятельности и вопросы для последующего обсуждения со студентами, а также темы и планы лекционных и практических занятий, контрольных работ, перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой литературы по курсу. Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и требованиями к рабочим программам и учебно-методическим комплексам дисциплины.






Наряду с вопросом о значимости социальной роли журналиста важным является и другой: о критериях успеха. Понятие карьеры в журналистике специфично и далеко не всегда означает повышение служебного положения. Анализ ответов убеждает, что журналисты отнюдь не настолько карьеристы, как рисует их молва. Так, при условии выбора двух подходящих ответов из пяти пунктов большинство в качестве главного результата своей деятельности назвали «практический результат». Это свидетельствует о том, что журналисты пишут, рассчитывая на воздействие своего труда на те или иные жизненные процессы, что эффективность СМИ для них приоритетна. На втором месте находится признание того, что публичная известность расценивается журналистами как немаловажный фактор их деятельности. Стремление к публичности и определенная степень тщеславия неизбежно будут лежать в основе деятельности журналиста, которому необходимо иметь как собственное мнение, так и желание им поделиться, а еще и убеждение, что оно будет интересным для его читателей. Тщеславие журналистов, их тяга к известности давно стали «притчей во языцех», но при этом редко учитывается, что громкое имя для журналиста важно не само по себе, а как способ привлечь внимание к своим материалам, а значит, к проблемам, которые в них подняты.

Звучащие в исследованиях о современном состоянии журналистики опасения, что СМИ сейчас заняты борьбой друг с другом и ориентированы на власть, вероятно, продиктованы тем, что роль СМИ в обществе во многом воспринимается идеологически, журналистике как бы хотят придать те или иные функции, которые, по мнению политиков либо аналитиков, были бы полезны для развития страны в правильном, на их взгляд, направлении. Но сами журналисты более трезво оценивают свои возможности и предпочитают практический результат и то, что ему способствует. Интересно отметить и другое: число респондентов, выбравших в предыдущем вопросе вариант ответа «журналист – это художник», совпадает с числом респондентов, ответивших, что в журналистике для них главное – «личное удовлетворение», что заставляет вполне обоснованно предполагать, что это произошло не случайно. Выбор позиции «художник» предполагает и тип оценки, свойственной художникам, который наиболее ярко и поэтически заостренно описал в свое время А.С. Пушкин:

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит…

Поэту, которому не чужда была журналистика и который немало размышлял о сущности и назначении искусства и его жрецов, удалось лаконично выразить основной закон творчества – личное удовлетворение: в себе самом он черпает истоки творчества, он же лучше других может оценить результат. Истоки же творчества журналиста лежат в объективном мире, и оценки ему он ищет там же, вне себя, что не исключает, конечно, и самооценки, без которой любое творчество невозможно, но не она для него первична. Журналист, в отличие от поэта, не может не дорожить «любовью народной», как не может работать «в стол», для будущего. Его труд нужен сегодня и сейчас, потому что новости бывают только «первой свежести».

Следующий вопрос предлагает расшифровать то, что понимают журналисты под практическим результатом. Респондентам было предложено, выбрав не более двух пунктов, указать сферы, где СМИ могут быть наиболее эффективны. Хотя в предыдущем вопросе журналисты довольно высоко оценили свой авторитет у властей, но они крайне пессимистично оценивают возможности СМИ повлиять на действия властей, о чем свидетельствует наименьший показатель в этом своеобразном рейтинге. А самое большое количество баллов получил вариант ответа «помочь разобраться с происходящим». Количество баллов по этому пункту совпадает с количеством респондентов, определявших социальную роль журналиста как роль объективного наблюдателя. Хотя при видимом сходстве здесь присутствует противоречие, т. к. бесстрастный наблюдатель вряд ли должен брать на себя функции консультанта и комментатора, которые и предполагают ответ «помочь разобраться в происходящем». Активную позицию СМИ предполагает и другой, второй по частоте, вариант ответа: «защитить человека». В последнее время нередко обсуждается вопрос, должны ли СМИ брать на себя функции адвоката, не рецидив ли то былых времен, когда справедливости нельзя было добиться ни обращением к власти, ни судебным порядком, и только страстное и острое слово журналиста или публициста могло в лучшую сторону изменить судьбу незаслуженно обиженного человека. Но количество писем в газеты, обращение через прямой эфир к журналистам – все это свидетельствует о том, что общество не снимает этой функции с журналистики. О том, что этот социальный заказ услышан, говорит следующий факт: практически половина опрошенных считает, что СМИ могут и должны защищать человека. Но наряду с утверждениями о позитивной роли журналиста в обществе, респонденты считают, что СМИ способны усилить напряженность в обществе. Такого мнения придерживается тоже почти половина всех, принявших участие в анкетировании, а вот предположение, что СМИ способны укрепить общественное согласие, разделяет только четверть респондентов. Действительно, роль журналистики «в раскачивании общественной лодки» на рубеже 1980-90-х годов трудно переоценить, а вот наладить общественное согласие, в котором заинтересованы сейчас не властные структуры, но многие члены общества, пока не удается, так как оснований для недовольства слишком много. К тому же состояние неудовлетворенности, в котором живет уже не одно поколение россиян, способствует более активному отклику на негативную информацию, чем на позитивную, но не подтвержденную их собственными ощущениями.

Заключает первый раздел анкеты вопросник, цель которого определить профессиональное самочувствие журналистов. Им было предложено выбрать 7 слов из 24, характеризующих их состояние. Все слова были разбиты на два столбца. В первом – позитивно окрашенные существительные, во втором – негативно. Соотношение подчеркнутых слов-состояний в первом и во втором столбцах говорит о сильном преобладании позитивных эмоций в среде провинциальных журналистов, а также о том, что молодые журналисты – оптимисты по своему мироощущению.

В первом столбце наибольшее количество баллов набрало понятие «увлеченность», отражающее суть как данной профессии, так и того личностного склада, который и предопределяет выбор жизненного пути. В журналистике, безусловно, немало рутины, но работать без интереса здесь нельзя. На втором месте по частотности стоит «надежда». Это состояние вполне гармонирует с «увлеченностью», вместе они составляют как бы основу профессионального самочувствия, общий вектор которой направлен в будущее, эта устремленность помогает преодолеть недостаточное ощущение стабильности и прочности своего положения, о чем свидетельствуют очень невысокие показатели у таких понятий, как «счастье», «благополучие», чуть чаще упоминались «бодрость», «свобода» и «возрождение», «уверенность» и «душевность». Анализ ответов показывает, что для данной группы журналистов свойственно предпочтение духовных ценностей, скорее символических, нежели материальных; так равное количество баллов набрали «гордость» и «честность». Если суммировать результат частоты других упомянутых ответов, то он приблизится к «увлеченности» и покажет, что представление о своей миссии в обществе у журналистов достаточно высоко, а отмеченные качества они считают важными свойствами своей профессии, недаром половина опрошенных выбрала «удовлетворение» как показатель своего профессионального самочувствия. Столько же респондентов, однако, назвали в качестве своего постоянного ощущения «тревогу». Журналистика во всем мире считается опасной профессией. Репортер, корреспондент, комментатор постоянно испытывают тревогу, даже не находясь в экстремальной ситуации: важно застать нужного человека, расположить его к беседе, преодолеть барьер недоверия и подозрительности, затем важно найти нужные слова, эффектно выстроить материал, вовремя его сдать редактору, ждать отклик. И на любом этапе работы над материалом не просто возможны, а неизбежны сбои, просчеты. И чувство «тревоги» не всегда самая большая плата за право заниматься журналистикой. Следствием тревоги, постоянных стрессовых ситуаций, в которых день за днем живут журналисты, является «усталость», что признала треть респондентов. Если к «усталости» прибавить «разочарование», то станет ясно, что чуть более половины опрошенных испытывают эти негативные эмоции, являющиеся как бы оборотной стороной увлеченности и надежды. Негативные эмоции связаны с очень большими ожиданиями, которые неизбежно кончаются «утраченными иллюзиями». Но вот тех настроений, которые «леденят душу», мешают ее чуткости и отзывчивости к болям и радостям мира, у журналистов почти не наблюдалось. Абсолютное отрицание вызвали такие слова как «злоба», «ложь», «безумие», «отрицание». Деструктивные настроения, обозначенные этими понятиями, не могут лежать в основе деятельности журналиста, поэтому они были отвергнуты как неподходящие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональная этика журналиста"

Книги похожие на "Профессиональная этика журналиста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Рыков

Павел Рыков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Рыков - Профессиональная этика журналиста"

Отзывы читателей о книге "Профессиональная этика журналиста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.