» » » Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета


Авторские права

Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Развитие речевой культуры студентов университета
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие речевой культуры студентов университета"

Описание и краткое содержание "Развитие речевой культуры студентов университета" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрывается роль развития речевой культуры студентов в период вузовского обучения. Анализируются результаты психологических и дидактических исследований проблемы речевой культуры в педагогическом процессе, рассматриваются основные подходы к вопросу развития речевой культуры, характеризуется ее структурные компоненты, указываются возможные подходы к решению проблемы развития речевой культуры в учебном процессе.






Следует отметить, что древнегреческое «техне» («ремесло», «искусство», «мастерство», отсюда – «техника»), не имея столь широкого обобщающего значения как латинское «культура», значило, в принципе, тоже самое – человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форму природной предметности. Различие натуры и культуры явились первым шагом на пути самосознания и самооценки человечества.

Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. Согласно культурологическому мифу Протогора – древнегреческого философа, возникновению материальной культуры, а также упорядоченному развитию общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры – человек.

Древнегреческие мыслители различали природное и нравственное как два противостоящих друг другу начала и подчеркивали превосходство греков над дикими и «невоспитанными» варварами.

Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит гуманистическое значение понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса.

Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Так, впервые в литературе слово «культура» встречается в произведении римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) («культура ума есть философия»).

Сама по себе попытка вкладывать в понятие «культура» определенный смысл, позволяющий отличать хорошее от плохого, важное от неважного, существенное для человека от несущественного, действительно, восходит к философской традиции. В русле этой традиции культура связывалась с представлением о желаемом, достойном человека, о чем-то таком, к чему нужно и должно стремиться. В культуре видели область подлинного бытия человека, сферу истинной «человечности», а в противоположной сфере – «животность» (отсюда представление о «дикарях» и «варварах», т.е. о народах, находящихся еще в «естественном», полуживотном состоянии, ведущих докультурный, доцивилизованный образ жизни). Культура есть наиболее соответствующая «сущности» человека форма способа его жизни. В зависимости от того, как философы понимали эту «сущность», складывалось их представление о культуре.

В средние века слово «культура» ассоциируется с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума.

Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, «бездонности» личности, как ее постоянное совершенствование.

В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать верность гуманистическому идеалу. Эпоха Возрождения дала миру целый ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, целеустремленностью. И дело тут, разумеется, не в случайном стечении обстоятельств, а в самой установке общественного сознания, поощрявшего культивирование индивидуальности у людей, их мастерства и предприимчивости.

Человек в эпоху Возрождения не только сотворенное существо, он творец самого себя и этим отличается от природы. Такой силы, такой власти над всем существующим и над самим собой человек не чувствовал ни в Античности, ни в Средние века.

С точки зрения просветителей конца XVII – начала XVIII в., культура означала «разумность». Итальянские гуманисты Джамбаттиста Вико и Шарль Луи Монтескье считали, что культура проявляется в разумности обрядов, порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение: сделать людей счастливыми.

Во второй половине XVIII в., когда латинский термин стал входить в широкий общественный обиход, он в духе просветительских идеалов эпохи понимался как разумность в противовес дикости и варварству. Культуру измеряли достижениями в области наук и искусств, справедливостью социальных порядков и политических учреждений. Ее конечной целью объявлялась задача превращения людей в счастливых граждан гармоничного общества.

В XIX в. понятие «культура» все более приобретает оттенок другой категории: она перестает означать только высокий уровень развития человечества. На современном этапе в узком общеупотребительном смысле культура трактуется как духовное богатство, образованность и передается английским термином building. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, впервые изданный в XIX в., смысл термина «культура» передавал как улучшение, облагораживание склонностей и способностей человека, образование умственное и нравственное.

В широком значении и сегодня словом «культура» обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей природной среды с целью господства над ней посредством научного знания [7, 11, 21, 62, 97, 106].

Наиболее емко смысл культуры выразил немецкий философ Г.Ф. Гегель, назвав ее сотворенной человеком «второй природой», «второй реальностью», надстроенной над естественным мирозданием.

В свете научных представлений о культуре окончательно исчезает налет идеализма, придававший ей значение уникальности, творческого поиска, тонкой духовности, освобождения от бремени повседневности бытия. Философ Жан Поль Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в котором он видит свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом свете он (человек) может увидеть свое лицо. Содержание термина отражает заложенное в культуре человеческое начало, предполагающее неразрывное единство природы, человека и его деятельности. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное [69,160].

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет. И не только из-за многозначности самого понятия «культура», но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследований, существует около тысячи определений культуры.

Понятие «культура» отмечается в философском словаре и означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [153, C. 292].

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

С момента первой попытки научного определения культуры и до сегодняшнего дня ученые выдвинули немало критериев, на базе которых стремились создать стройную универсальную теорию культуры. Среди них выделяются такие, как деятельность, творчество, коммуникация, информация, смысл, традиции, ценности, идеалы, символы и верования. Однако неисчерпаемость подобных категорий оставляет проблему принципиально не разрешаемой.

Русский философ Н.А. Бердяев рассматривал исторический процесс как взаимодействие творческого духа и овеществленных объектов его творчества. Формы общественного бытия противопоставлялись им «внутренним началам» человеческой жизни, имеющим духовную природу. Эти начала, воплощаясь в идеалах и ценностях, понимаются как культура, тогда как материализованные, «опредмеченные» реализации идеалов и ценностей называются цивилизацией [18].

Русские философы считали культуру явлением внутренним и органическим. Она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целеобразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может иметь древнюю и утонченную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленность, техника и т.д.) являть картину отсталости и первобытности. И наоборот: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика) переживать эпоху упадка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие речевой культуры студентов университета"

Книги похожие на "Развитие речевой культуры студентов университета" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бочкарева

Татьяна Бочкарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета"

Отзывы читателей о книге "Развитие речевой культуры студентов университета", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.