» » » Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета


Авторские права

Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Развитие речевой культуры студентов университета
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие речевой культуры студентов университета"

Описание и краткое содержание "Развитие речевой культуры студентов университета" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрывается роль развития речевой культуры студентов в период вузовского обучения. Анализируются результаты психологических и дидактических исследований проблемы речевой культуры в педагогическом процессе, рассматриваются основные подходы к вопросу развития речевой культуры, характеризуется ее структурные компоненты, указываются возможные подходы к решению проблемы развития речевой культуры в учебном процессе.






Определение культуры в общем виде сводится к ее пониманию как способа самореализации человеческих личностей в обществе. Смысл определения зависит от понимания человека. Если в человеке видят «совокупность общественных отношений», существенные характеристики которой выводятся из общественного устройства и способа производства, то «культура» неотличима от «цивилизации». Когда же в человеке, прежде всего, видят существо мыслящее, духовное, свободное от внешней детерминации в сущностной определенности (именно так понимал человека И. Кант) существо, жизнь которого направляется идеалами и ценностями, преломленными в его сознании, тогда и культура обладает самостоятельным смыслом.

Культура – совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития [5].

В конце XIX в. отмечались существенные расхождения в понимании самой сущности культуры. Одни ученые сводили ее к «умственной, нравственной, религиозной жизни человечества» и соответственно противопоставляли ее историческое развитие истории «материальной» деятельности. Другие же использовали понятие «культура» в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывало все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и нравственную, и государственную, и умственную, и религиозную, и эстетическую [1, 5].

В конце 60-х годов в нашей стране возродился былой интерес к проблемам теории культуры. При активном обсуждении этого круга проблем оказалось, что разброс взглядов на сущность культуры столь же широк, каким был он в дореволюционной России, и каков он в наши дни в культурологической мысли Запада.

В 70-е годы появляется ряд научных школ, в рамках которых дается различное понимание культуры. Так, Э.С. Маркарян представляет культуру как специфический способ деятельности [101]. Ю.М. Лотман утверждает, что культура – совокупность знаковых систем, с помощью которых передается информация [97]. А.И. Арнольдов характеризует культуру с позиции творческой деятельности [6].

Обозначенные подходы получили дальнейшее развитие в 80-90-е годы. В 1983 году в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме «Философия и культура». На нем был представлен широкий спектр подходов к культуре современных ученых. Многозначность понятия «культура» вынуждены отмечать и авторы вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории культуры, например, М. де Серто во Франции, К. Дженкс в Англии, Л.А. Введенская, Н.П. Ерастов, М.С. Каган, в России.

Существует ряд определений культуры, предложенных наиболее видными европейскими и американскими учеными.

К. Юнг считал, что культура – это форма поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющая материальные и нематериальные черты. Э.С. Маркарян полагает, что это способ человеческой деятельности.

В.В. Соколова рассматривала культуру в современном понимании как совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности [138].

В.М. Межуев дает определение культуре как деятельно-практическому единству человека с природой и обществом, определенному способу его природнои социально-детерминированного деятельного существования [104].

А.Н. Ксенофонтова утверждает, что культура и есть воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях.

М.С. Каган видел культуру как систему, выступающую мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности.

Культуру как систему духовного производства, которая охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации – все то, что составляет духовный мир общества и человека, описывает Н.П. Ерастов [54].

Культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей. Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей, процесс передачи раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культуры – человека. Обозначенные подходы получили свое распространение в 90-е годы. В этот период культура рассматривалась как процесс развития сущностных сил человека (Баллер Э.А., Злобин Н.С.), как система формообразующих начал деятельности (Каган М.С., Маркарян Э.С.). Выделяется также социально-ценностный подход к пониманию культуры (Анисимов С.Ф., Кирьякова А.В., Чавчавадзе Н.З.).

Представляет интерес видение культуры как целостного феномена самодетерминации известного философа В.С. Библера, который отмечал, что в XX веке феномен культуры – и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле – все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей нашего века, вне зависимости от того, знает ли сам человек об этом или нет [26].

Тем самым феномен культуры именно в XX веке (особенно в его первые десятилетия и в последние годы) впервые может быть понят в действительной всеобщности, как основной предмет философского размышления [26].

В завершении своей мысли В.С. Библер говорит о том, что в XX веке происходит сдвиг культуры и ее проблем в эпицентр человеческого существования [26].

Как правило, составные части культуры выделяются на основании сфер человеческой деятельности, ее конкретных форм. Однако В.М. Межуев указывает на целостность культуры с оговоркой, что эта целостность имеет место, если рассматривать культуру не по отношению к человеку как общественному субъекту деятельности. Развитие самого человека, его творческих сил, отношений есть внутренний стержень культуры [104].

Н.С. Злобин выступает против разделения культуры на материальную и духовную [62].

С проблемой структуры культуры тесно связан вопрос о ее функциях. Культура представляет собой многофункциональную систему. Чаще всего выделяют две ее функции. Первая выдержана в строгих естественнонаучных тонах, вторая – в сугубо гуманитарных.

Выделяют первую функцию культуры – передача социального опыта. Многие ученые считают культуру социальной памятью человечества. Она опредмечена в разных системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, философии, религии и др.

Гносеологическая функция связана со способностью концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с регулированием различных сторон, видов общественной и политической деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поведение, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные понятия как мораль и право.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее, качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Э.С. Маркарян полагает, что главной функцией культуры является адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества в процессе его взаимодействия с природой. [100] Сторонники другой точки зрения избегают слова «функция», но если культура все же определяется как способ саморазвития человека (Межуев В.М.), то тем самым признается главной человекотворческая функция культуры [105].

Проведенный анализ понятия «культура» позволяет нам утверждать, что в каком бы контексте понятие «культура» ни рассматривалось, она всегда указывает на процессы улучшения, преобразования, «возделывания». Культура всегда соотносится с человеком, является продуктом его труда и в то же время – фактором развития личности, реализуя свою важнейшую человекотворческую функцию.

Как социальное явление культура отражает проблемы и противоречия общества, разделенного на группы по интересам: политическим, имущественным, профессиональным и т.д. Современное общество и культура все более поляризуются по линии элита-масса. Все более обнаруживается иллюзорность провозглашаемого элитой культурного единства общества. Господствующие слои стремятся навязать массам примитивную в своей бездуховности массовую культуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью населения, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает в себя искусство, классическую музыку и классическую литературу. Создаваемая профессиональными творцами по заказу, она, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию среднеобразованного человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие речевой культуры студентов университета"

Книги похожие на "Развитие речевой культуры студентов университета" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бочкарева

Татьяна Бочкарева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бочкарева - Развитие речевой культуры студентов университета"

Отзывы читателей о книге "Развитие речевой культуры студентов университета", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.