» » » Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника


Авторские права

Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника
Рейтинг:
Название:
Ценностное самоопределение старшеклассника
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
5-7410-0585-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ценностное самоопределение старшеклассника"

Описание и краткое содержание "Ценностное самоопределение старшеклассника" читать бесплатно онлайн.



Материалы, представленные в монографии, будут интересны учителям и руководящим работникам средних общеобразовательных учреждений, классным руководителям, практическим психологам, а также аспирантам и соискателям, область интересов которых связана с подростковым и ранним юношеским возрастом.






По нашему мнению такая структура модусов человеческой реальности находится в соответствии с предложенными ранее структурами человека и личности Б.Г. Ананьева, М.С. Кагана, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна [7, 8, 154, 155, 266, 294, 295, 336]. Мы считаем эту схему логичной и целостной, так как кроме полноты охвата имманентных модусов человека она описывает динамичность его развития в онтогенезе (рисунок 1). По нашему глубокому убеждению, структура модусов человеческой реальности является той генетической основой, которая обуславливает эволюцию уровней самоопределения человека.


Рисунок 1 – Модусы человеческой реальности (образы субъективности) (по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву)


Переживания индивидом различий времени как жизненных потоков (прошлого, будущего, настоящего), ощущение значимости личного руководства этим процессом и попытка на уровне реального существования определить свое место в жизни выводит человека на самоопределение.

По мнению В.А. Андрусенко, М.Х. Хаджарова, В.И. Петрова «самоопределение человека, в классическом смысле слова, … происходит посредством дистанцирования человека в качестве «Я» от остальной действительности. Он находится в мире, и как бы вне его, в оппозиции к миру. С дистанцированием связь не разрушается, она становится только более напряженной, приобретая форму субъектно-объектной связи» [339, с. 8]. требующей разрешения в силу своей противоречивости и разрешающейся с помощью специфических механизмов. Таким образом, суть самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед выбором и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения.

Важным для нашего исследования является то, что для природы человека характерно «чувство жизни», его максимальная целевая направленность. Всякое направление в развитии индивида предполагает восхождение от одних состояний к другим, рассматриваемым как ступени для самовыражения и осознания человеком своего места и назначения в жизни. Тот факт, что человек задумывается над этим, можно рассматривать как выражение внутренней потребности к самоутверждению себя как личности и как показатель ее зрелости. Все это связано с рефлексией или попыткой рефлексии человека над собственной жизнью. Таким образом, самоопределение обусловлено не только объективно, но и субъективно, личным решением человека, предполагающим выбор жизненного пути и места в мире и обществе. С одной стороны самоопределение социально детерминировано, с другой – оно выступает как самодетерминация личности и в ней выражается активная природа внутренних стремлений человека занять определенную позицию. С.Л. Рубинштейн подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения, «верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [295, с. 382].

Этимология слова «самоопределение» и его семантика дает нам возможность проследить его происхождение и выявить отражательную природу и функциональную характеристику.

Слово «самоопределение» происходит от слова «определить», первоначальное значение которого – «выяснить», «установить», «раскрыть» [111]. В этих значениях оно указывает на действия субъекта, на процесс взаимодействия субъекта и объекта. С течением времени поле действия его расширялось, оно было перенесено на социальную реальность и трансформировано со спецификой социальной формы познания путем присоединения к нему части «само», которая привела к образованию сложного слова «самоопределение». Теперь это слово обозначает: самому выяснить, установить, определить касающиеся овеществленного или неовеществленного объекта характеристики или, если в качестве объекта выступает сам человек, самопознание, самовыявление, самооценку и самокоррекцию [111].

Понятие самоопределения нередко рассматривается в связи с процессом определения человеком своего места, назначения, отношения к миру, обществу, где осуществляется переход возможности в действительность. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова читаем: «Самоопределиться – осознать себя… определить свое особое место в мире, обществе».

В.И. Даль понимает под самоопределением «самостоятельное распоряжение собственной судьбою по собственному выбору» [111].

Термин «самоопределение» используется в различных областях человекознания для обозначение процесса взросления человека, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии, своего мнения относительно факта, события и т.д., то есть, для характеристики осмысленной и целенаправленной деятельности человека, приводящей в конечном счете к достижению поставленной цели. По мнению Н.М. Шахмаева, самоопределение подразумевает определение человеком «своего места в мире, в отношениях к основным общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, в системе общественных отношений; в социально-ролевой интерпретации своего социального статуса, в формировании ценностно-смыслового ядра личности» [353, с. 13].

М.Р. Гинзбург отмечает два подхода к самоопределению: «социологический – характеризует самоопределение как результат вхождения в социальные структуры и сферы жизни», тем самым подчеркивая его завершенность и ретроспективность; «психологический – рассматривает его как процесс проявления механизмов вхождения индивида в какие-либо структуры», что говорит о некоторой его пролонгированности и перспективности [99, с. 19].

Одно из наиболее емких определений дано в педагогическом тезаурусе «Новые ценности образования» [249, с. 81], где самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы».

Изучение данного понятия с разных позиций дает наиболее общее понимание самоопределения как способности к самостоятельному построению своей жизни. По мнению К.А. Абульхановой – Славской, центральным моментом самоопределения является собственная активность и осознанное стремление человека занять определенную позицию [3, 4].

Центральным звеном, ведущим личностным механизмом, обеспечивающим самоопределение в любой сфере, является выбор. Выбор как механизм ценностного самоопределения важен для нашего исследования, так как именно характер поведения школьника в ситуации выбора (выбор профиля дальнейшего обучения, выбор референтной группы сверстников и достижение собственного статуса в ней, позиция в отношении к учению и познанию, этнокультурная идентичность…) могут стать критериально значимым показателем состоявшегося ценностного самоопределения.

Выбор, состоящий в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, говорит о транспективности и одномоментности самоопределения. Мы согласны с мнением В.Д. Повзун, утверждавшей, что «выбор обнаруживает, формирует и закрепляет ценностные отношения человека, которые приобретают направление – статус ориентации. Именно в ситуации выбора многократно закрепленный опыт приобретает устойчивость качества. В выборе задействованы все стороны формирующейся личности: рациональный (когнитивный) выбор, эмоциональный (эмотивный), действенный (проективный)» [271, с. 10].

Большую роль и значение выбора как механизма самоопределения отмечают многие психологи. Так, В.И. Бакштановский, В.И. Братусь, показывают, что выбор относится к той группе педагогических явлений, которые педагоги учитывают и на которые они, преимущественно интуитивно, оказывают воздействие исходя из здравого смысла и индивидуального опыта [27, 70].

Выбор как педагогическая категория традиционно присутствует в исследованиях, касающихся социального самоопределения (С.Г. Вершловский) [218], культурного самоопределения (Н.Б. Крылова, Э.А. Орлова) [190, 191, 260], профессионального самоопределения (А.Я. Журкина, С.В. Сальцева, С.В. Чистякова) [129, 131, 132, 300].

Значение выбора как механизма саморегуляции на завершающем этапе ориентации в мире социальных ценностей отмечает А.В. Кирьякова [167, 168, 169]. Л.И. Божович представляет «выбор будущего пути» старшеклассников как аффективный центр их жизненной ситуации [57, с. 380].

В настоящее время в философской и педагогической литературе (В.А.Андрусенко, Т.К. Ахаян, В.П. Выжлецов, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Т.В. Машарова, В.Ф. Сержантов) особо подчеркивается взаимосвязь свободы и ответственности выбора [13, 24, 88, 89, 108, 124, 233, 309]. Утверждается мысль, что если у человека есть возможность выбирать, то он свободен. Общепринято под свободой человека понимать осознанную необходимость действий, соответствующую знаниям, возможностям и способностям человека, но находящуюся под прессом требований и условностей общества.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ценностное самоопределение старшеклассника"

Книги похожие на "Ценностное самоопределение старшеклассника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Носова

Татьяна Носова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника"

Отзывы читателей о книге "Ценностное самоопределение старшеклассника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.