» » » Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника


Авторские права

Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника
Рейтинг:
Название:
Ценностное самоопределение старшеклассника
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
5-7410-0585-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ценностное самоопределение старшеклассника"

Описание и краткое содержание "Ценностное самоопределение старшеклассника" читать бесплатно онлайн.



Материалы, представленные в монографии, будут интересны учителям и руководящим работникам средних общеобразовательных учреждений, классным руководителям, практическим психологам, а также аспирантам и соискателям, область интересов которых связана с подростковым и ранним юношеским возрастом.






Выделенные в схеме смысловые пространства можно считать удачной классификацией уровней самоопределения по сравнению с типологией самоопределения, которая в настоящее время представлена в научной литературе. Так, выделение таких отдельных типов самоопределения как самоопределение на рабочем месте, самоопределение в специальности, самоопределение в конкретной трудовой функции и самоопределение в профессии, на наш взгляд, не имеет должного обоснования и может быть отнесено к одному типу самоопределения – профессиональному (или трудовому), относящемуся к профессиональной сфере. Эти типы различаются только уровнем или способом самоопределения. Предложение выделить тип личностного самоопределения и тип жизненного самоопределения не имеет однозначного объяснения в разных источниках. Попытка развести их не имеет завершенности. Остается неясным, почему некоторые авторы ставят в один общий ряд типов самоопределения ценностное самоопределение. Оно всегда находится «над», ибо самоопределение в любой сфере (социальной, культурной, сексуальной, профессиональной, когнитивной…) всегда и для любого человека ценностно. Выделение типа жизненного самоопределения естественно ставит вопрос: «а другие типы самоопределения не жизненные?»…

В связи с сказанным, нам видится более перспективным и удобным рассмотрение самоопределения по предложенным уровням (смысловым пространствам) и сферам, которые объясняются естественным развитием человека и его практической деятельностью. Что касается сфер самоопределения, то мысль о соотнесении их со сферами жизнедеятельности человека, предлагаемая в научной литературе, кажется нам наиболее правомерной.

Выделенные нами уровни самоопределения находятся в некотором соответствии с уровнями самоопределения, предложенными А.А. Пресновым [276, с. 151]. Он предлагает выделить три уровня: сенсорный, когнитивный, деятельностный. По нашему мнению, выделенный автором сенсорный уровень (интуитивный) соответствует уровню самоопределения модуса индивида, действующему в биологическом смысловом пространстве. Когнитивный уровень самоопределения, базирующийся на некоторой приобретенной сумме знаний, согласуется с модусом субъекта. И, наконец, деятельностный уровень, характеризующийся осознанностью и ценностными ориентациями человека, отвечает его духовным модусам (личность, индивид, универсум) и действует в социальном и культурно-духовном пространстве.

Развивая мысль о ценностном характере самоопределения, которой придерживаются М.Р. Гинзбург, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, В.Н. Сагатовский [99, 100, 101, 154, 155, 156, 167, 168, 299], мы должны уточнить ряд позиций. Основой самоопределения выступает ценностно – смысловое самоопределение, то есть определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выявления и обоснования собственной жизненной концепции во всех сферах жизнедеятельности. Человеческий идеал согласуется с ценностными ориентациями, которые формируют ценностную иерархию жизненных целей, более отдаленных, относительно близких и ближайших, а также ценностей – средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. Иными словами, ценностные ориентации как система устремлений человека, а также характер этой устремленности являеются внутренним источником самоопределения и лежат в основе активной деятельности каждого человека. Косвенным доказательством включенности ценностных ориентаций в основу самоопределения является то, что они динамичны и конструктивно меняются в кризисные периоды жизни человека, а переосмысление личностных ценностей лежит не только в основе процессов преодоления этих периодов, но и в основе биографических событий.

Рассматривая феномен «самоопределение» с позиции философской антропологии как социальное и личностное (психическое) явление мы пришли к формулировке следующих предварительных выводов.

Во-первых, способы и уровни самоопределения человека зависят от сформированности его реального модуса. Самоопределение носит ценностный характер и определяет направленность развития человека. Центральным звеном и ведущим личностным механизмом самоопределения является выбор. Выбор взаимосвязан с таким понятием, как свобода.

Во-вторых, самоопределение, осуществляемое в данный момент времени, являет собой акт выбора человеком собственной позиции, соответствующей ценностным ориентациям, то есть оно транспективно и сиюминутно. Выход к акту выбора обусловлен процессом проявления внутренней свободы и воли в поисках целей жизненных перспектив (ближайших или отдаленных), таким образом оно пролонгировано и перспективно. Вместе с тем, самоопределение всегда завершенно и ретроспективно, так как ему свойственны характеристики результата акта выбора собственной позиции. Уточненное понятие ценностного самоопределения может быть дано с учетом следующих его характеристик:

– уровень самоопределения детерминирован сформированностью модусов субъективности человека;

– восхождение по иерархии уровней самоопределения является естественным процессом поступательного развития человека;

– в основе самоопределения лежат ценностные ориентации как система устремлений и целей человеческой деятельности;

– механизмом самоопределения является выбор, свободно осуществляемый человеком, но находящийся в зависимости от внешних условий и самодетерминации;

– самоопределение пролонгировано, сиюминутно и завершено.

Под ценностным самоопределением мы понимаем процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемый на основе ценностных ориентаций как результат сложного динамического новообразования.

1.2 Психолого-педагогические характеристики самоопределения старшеклассников

Интерпретацию теоретического и практического материалов, касающихся проблем самоопределения, проведенную под углом зрения концептуальной идеи – соотношения уровней самоопределения и реальных модусов человеческого развития, мы предлагаем во втором параграфе данной главы.

Индивид в своих природных, биологических особенностях – человеческий организм. Это телесное и родовое бытие человека. Природные и телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым [7, 8]. Индивидуальные свойства человека подразделяются им на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуальнотипических свойств. Совокупности важнейших свойств индивида и их сложных образований выступают в наиболее интегрированных формах в виде темпераментов и задатков, определяют органические потребности и сенсомоторную организацию.

Существенным аспектом проблемы развития как и проблемы самоопределения является карта естественных предпосылок, определяющих эволюцию параметров и уровней выделенных категорий. Это, прежде всего, возраст, который, благодаря свойству сензитивности, определяет некоторый общий и универсальный уровень и качество новообразований. В связи с этим, мы считаем необходимым остановиться на общей характеристике возрастных особенностей старшеклассников.

Понятие возрастных особенностей человека в педагогике связано с описанием его физиологических свойств, психического и социального развития, а также наиболее важных сензитивных и критических периодов в жизни человека. Это учение берет свое начало еще с педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо [175, 264, 297].

Принимая замечание И.С. Кона [176, 177, 178] по поводу того, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого принципиально неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной кагорте, мы, все же, ссылаемся на общую характеристику возраста старшеклассников, как на необходимое условие понимания индивидуального, особенного через общее.

По В.А. Сухомлинскому, Д.И. Фельдштейну, Л.М. Фридману [320, 335, 336, 343] это период (15 – 17 лет) завершения полового созревания, значительного и равномерного развития физических качеств, продолжения развития головного мозга. Юноши и девушки весьма озабочены соответствием своего тела и внешности эталонам «мужественности» (мускулинности) и «женственности» (фемининности). Юноши болезненно реагируют на недостаточный, по их мнению рост, мускульную силу, дефекты кожи. Девушки переживают полноту тела, которую они склонны преувеличивать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ценностное самоопределение старшеклассника"

Книги похожие на "Ценностное самоопределение старшеклассника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Носова

Татьяна Носова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Носова - Ценностное самоопределение старшеклассника"

Отзывы читателей о книге "Ценностное самоопределение старшеклассника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.