» » » » Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры


Авторские права

Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры

Здесь можно купить и скачать "Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Описание и краткое содержание "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать бесплатно онлайн.



Темы рассматриваются в контексте идей философии Востока, Запада и русской философии.






Обратим внимание на подходы, представленные в разных сферах жизни человеческого общества. Если религиозные учения исходят из постулата, что Бог сотворил человека, то в науке, в ряде философских направлений существуют концепции, исходящие из естественного (природного) происхождения человека, понимая его как результат эволюции неживого вещества в живое. Одна из таких концепций опирается на эволюционную теорию Ч. Дарвина, представленную в 1859 году в его работе о происхождении видов и, ставшую основой естественнонаучного истолкования происхождения человека. Эта концепция в настоящее время разделяется многими учеными. Но, несмотря на закрепление её положений в естественнонаучных представлениях, она в наши дни подвернута серьезной критике. Так, согласно ей, человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов. Исследования же антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Потом, около 35 тысяч лет назад неандертальцы вдруг исчезают, а их место сразу же занимают кроманьонцы, которые практически ничем не отличаются от современного человека. То есть речь идет о проблеме «недостающего звена», сформулированной еще в 1863 году Геккелем, Гексли и Фохтом. Суть её заключается в том, что исследователям не удалось обнаружить морфологически определенной формы между предполагаемыми обезьяноподобными предками и современным человеком разумным. Это «недостающее звено» не найдено по сей день.

Известный французский ученый палеонтолог, антрополог, философ ХХ века Тейяр де Шарден рассуждал в этой связи примерно так. Если перенестись мысленно в мир конца третичного периода, то можно обнаружить, что природа похожа на нашу и лишь усилиями воли убеждаешь себя, что нигде не поднимается дым лагеря или деревни. И спустя «планетарный миг», примерно в тысячу лет, вдруг обнаруживаем человека, причем он уже покрывает весь Старый Свет – от Мыса Доброй Надежды до Пекина, о чем говорят следы каменных орудий труда. При этом он уже говорит, живет группами, добывает огонь.

К сказанному следует добавить, что, согласно более поздним исследованиям антропологов, наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности, а также, по последним сообщениям в прессе, найдены следы человеческих поселений более ранних на целые тысячелетия, по сравнению с теми, которые считались самыми древними. Это все, конечно, еще более усложняет решение проблемы происхождения человека и направляет нас к поиску новых концепций.

Другой достаточно распространенный вариант подхода к проблеме антропосоциогенеза получил название трудовая теория происхождения человека. Сторонники марксисткой версии этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятельности руки становятся более умелыми, развивается мозг, общество все более сплачивается, обретается способность говорить, начинают регулироваться брачные отношения, возникает мораль, нравственность.

Вероятно, создатели этой теории видели в ней определенную логичность и последовательность, но она порождает огромное количество вопросов, которые не позволяют считать ее законченной. Среди них такие. Почему вдруг наши животные предки начали трудиться, если и до сих пор никакие другие виды не начали производить и не испытывают в этом потребности, т.к. природа вполне позволяет поддерживать их существование? Кроме того, при наличии, порой, хорошей, как бы смышлёности животных, им так и не удалось преодолеть границ животного мира.

Далее, если выводить развитие мышления из труда, а не труд из мышления, то неясен механизм перехода от инстинктообразных форм деятельности животных к целеполагающим формам труда человека, тем более в срок менее чем тысяча лет. Неясно также происхождение сознания, т.е. сам «механизм» его возникновения, не говоря о том, что в науке и по сей день, нет четкого, однозначного определения сознания как такового и его места в системе космического Бытия.

Неясен и механизм аккумулирования и передачи накопленного опыта новым поколениям, позволяющего им совершенствоваться. У животных аналогичного развития не происходит. И множество других вопросов.

Мы говорили о трудовой теории происхождения человека, но существуют и другие. Например, концепция, выводящая процесс антропогенеза из культовой и культурной деятельности. Ее предложил американский философ и культуролог Л. Мемфорд, после того, как критически проанализировал трудовую теорию становления человека.

По мнению Мемфорда, способность к изготовлению орудий труда не требовала и не создавала у древних людей развитого черепно-мозгового аппарата, т.к. у многих насекомых, птиц, животных появились более радикальные новшества, чем у предков человека: сложные гнезда, домики, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные муравейники и т.д. Отсюда следует, что если бы техническое умение было определяющим в развитии видов, и человека в том числе, то он бы надолго отстал от других.

Мемфорд считает, что преимущество человека перед другими видами состоит не в использовании им орудии труда, а в том, что он изначально являлся использующим, главным образом, свой ум, самосовершенствующимся животным. То есть именно появление способности к умственной деятельности позволило осуществление процесса развития человеческого существа. И в этом процессе техника, орудия труда служили лишь вспомогательным средством, т.к. они являются составной частью культурной целостности. Она оказывает на них свое определяющее влияние, вплоть до того, что трудовые циклы, алгоритм труда всех операций отражают в значительной степени религиозные традиции, культовые ритуалы, обрядовые службы и другие формы культурной деятельности.

Трудности в объяснении процесса антропосоциогенеза подталкивают современных исследователей обращаться к космическим версиям, которые долгое время считались ненаучными и игнорировались. Тем не менее, среди них есть достойные внимания.

1.2.1. Учение Живой Этики о происхождении человека

Обратимся к концепции космического происхождения человека, которая созвучна знаниям Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции. В современном, более глубоко осмысленном, системном варианте она нашла свое выражение в Учении Живой Этики, в работах Е.И. и Н.К. Рерихов, а также Е.П. Блаватской и их последователей. Проблема антропосоциогенеза этой мировоззренческой традиции органично включена в космогенез и является его составной частью. Поэтому вначале отметим важные моменты космогенеза.

Согласно Учению Живой Этики, Единая Реальность или «Абсолют вмещает понятие Непроявленного и Проявленного. – пишет Е.И. Рерих, – Только Проявленный Космос может оявляться на беспредельном раскрывании. Космос Непроявленный вне времени и Пространства не может быть познан, но лишь осознан» [22, С. 252]. Здесь можно использовать ещё метафору древних учений Индии, в соответствии с которой этот процесс может быть представлен как «дыхание Брамы». При «выдыхании» происходит проявление одухотворенного Космоса, представляющего собой иерархически взаимосвязанное законами Бытия неисчислимое множество центров Проявления – Монад, находящихся на разных этапах эволюционного развития от минимального, до максимального. Этот процесс и сопровождается возникновением и становлением всей той структурной организации, которую мы наблюдаем в окружающей нас действительности и называем природой. Но является и та, которая хотя остается за пределами нашего чувственного восприятия, тем не менее, играет в нашей жизни более важную роль. Имеется в виду Духовная Космическая Иерархия разумных Существ одухотворенного Космоса, находящихся по сравнению с человеком на более высоком уровне эволюционного развития и, по сути, ведущих эволюционный процесс. Появляются также существа, имеющие более низкий относительно человека уровень развития. Фаза Проявления космического Бытия Единой Реальности получила название Манвантара. При «вдыхании» происходит процесс обратный, предполагающий «растворение» или возвращение Космоса к Непроявленное состояние, которое получило название Пралайя. И так – в Вечности по законам Ритма, Цикличности, Причин и Следствий, Перевоплощений и многих других проявляются и растворяются миры (вспомним Гераклита, для которого основа всего – огонь, «мерами загорающийся и мерами потухающий»), проходя все более совершенные ступени в своем поступательном развитии.

Человек, согласно Живой Этике, – микрокосмос, структурно в себе объединяющий все принципы Космоса. Он находится в середине космического цикла Проявления, когда Монада призвана преобразиться, по выражению Л.В. Шапошниковой, из «объекта эволюции» в субъект эволюции, способный к сознательному, свободному и гармоничному творческому созиданию космического Бытия. То есть человек встает на первую ступеньку духовного космического восхождения. В начале своего эволюционного развития космические способности (разум, духовность) человека находятся еще в несовершенном состоянии, и ему предстоит раскрыть свой потенциал в процессе очень сложной, длительной, циклически организованной, духовной эволюции, начало которой здесь, на Земле. Именно на ней человечеству предстоит создать предпосылки к обретению иных более тонких форм существования (например, по Циолковскому – «лучистое человечество») и расширить сферу своей жизнедеятельности в совершенно иных космических масштабах и с иными жизненными задачами, но уже в других циклах проявления Космоса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Книги похожие на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Святохина

Галина Святохина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Отзывы читателей о книге "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.