» » » » Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры


Авторские права

Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры

Здесь можно купить и скачать "Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Описание и краткое содержание "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать бесплатно онлайн.



Темы рассматриваются в контексте идей философии Востока, Запада и русской философии.






В соответствии с этой мировоззренческой парадигмой, процесс духовного совершенствования человека, его высшего Я не имеет ни пространственных, ни временных границ в силу его связи с Вечностью и Беспредельностью. Например, В.С. Соловьев говорил, что следующей стадией человеческого развития будет Богочеловеческая. «И так в Беспредельность» – говорится в Живой Этике. С. Вивекананда, подчеркивая достижение Буддой высокого уровня космической эволюции, писал: «В будущем людей, подобных Будде, будет столько же, сколько виноградных лоз: тогда с игрою будет покончено. Это подобно тому, как на начинающей кипеть воде вскакивает сперва один пузырь, затем множество и, наконец, все больше и больше, пока вся вода не начинает кипеть, превращаясь в пар. Будда и другие основатели религий – наибольшие пузыри из всех, доныне явленных миру. … Со временем все станут пузырями и улетучатся; однако, вечно юная Природа накачает свежую воду и весь процесс кипения, с начала до конца, повторится еще раз» [13].

Важность человеческой стадии развития космических существ очень велика, поскольку является определенным переломным этапом в раскрытии космического потенциала разумности и духовности, на котором возможны срывы и падения. Дело в том, что, в соответствии с космогенезом, до появления человека космический этап развития называется инволюцией, т.е. «вхождением Духа в материю». Это находит свое выражение в неисчислимом многообразии зримых и незримых форм космического, в том числе природного Бытия. С появлением человека начинается обратный процесс эволюционного развития или «восхождения Духа» через посредство человеческой истории. Но это восхождение возможно только при духовном устремлении и созвучии человека с высшими эволюционными уровнями космического Бытия в лице Духовной Космической Иерархии и Её непосредственном мудром руководящем участии. «Все вещи получили начало свое в Духе – первоначально эволюция началась сверху в нисходящем порядке, но не наоборот, как это преподается теорией Дарвина» [9]. На человеческом, переломном этапе эволюционного развития велика ответственность всех участников Космического процесса за его успешную реализацию и выход на новый этап, но особая ответственность ложится именно на человека. Об истинном осознании её значимости человеком может свидетельствовать лишь его сердечное и практическое устремление к Высшему, к Познанию и к Прекрасному.

При всей необычности для европейского сознания этой концепции антропосоциогенеза, с точки зрения системности и последовательности суждения, она самая гармоничная.

1.3. Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни встает перед каждым человеком, когда он задумывается: Для чего я живу? Есть ли какая-то цель в моем существовании? Если есть цель, то кто ее поставил или для кого она имеет значение? – Для меня лично? – Для другого? Или для Бога? И т.д. Как она может быть осуществлена? Что такое смерть? Эти и многие другие вопросы возникают, когда по разным причинам исчерпывался интерес к обыденности, повседневным смыслам, связанным в значительной степени с организацией быта, и человек вдруг ощутил эмоциональную пустоту, никчемность житейской суеты, а порой и самой жизни.

Осознание индивидом проблемы смысла жизни – сложный и длительный процесс и далеко не все люди способны сформулировать его, осмыслить. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира человека.

Проблемы смысла жизни и смерти, возможно, самые главные для человека, но и самые сложные. «Кто знает, – спрашивал Еврипид, – не есть ли жизнь смерть, а смерть жизнь?»

«Нет в мире земном ни одного смертного человека, и лишь невежество делает нас таковыми!» – говорит Сенека.

Нужно отметить, что тема жизни и смерти занимала одно из центральных мест во всей культуре человечества. О существовании иного бытия еще с древних времен извещали людей древние священные тексты многих народов: Египетская и Тибетская Книги Мертвых, Веды и Упанишады, Бхагавадгита, Старый и Новый Заветы, Коран. На протяжении всей мировой истории осуществляются попытки отыскать возможную связь смысла жизни человека с таинством небытия, продлить свою жизнь в вечность.

Можно привести пример отношения к проблеме «жизнь-смерть» в китайской культуре, о котором говорит Е.А. Торчинов. Согласно этому подходу, «поскольку все сущее представляет собой лишь непрестанный процесс перетекания форм и модусов единой субстанции, то вопрос о смерти вообще может быть снят: есть только переходы от одних состояний ци к другим, но не уничтожение чего-то сущего. Конечно, конкретные формы и модификации исчезают, но эти исчезновения никак не затрагивают собственно сущего ци, …». Можно найти во фрагментах «Чжуан-цзы» – крупном памятнике китайской мысли – и такие рассуждения: «Как нам знать, не будет ли чувство умершего подобно чувству человека, в детстве потерявшего свой дом, а теперь, наконец-то, нашедшего дорогу обратно?» [32].

Вопросы посмертного существования души и то, какое влияние на это состояние оказывает земная жизнь человека, интересовали мыслителей разных времен и народов. Римский поэт I века до н.э. Вергилий (поэма «Энеида»), итальянский философ и поэт XIY века Данте Алигьери («Божественная Комедия»), русский писатель ХХ века Д.Андреев («Роза Мира») в своих работах образно отразили путешествия душ в иных мирах, в сложноорганизованных тонкоматериальных сферах, где они пожинают ужасные или прекрасные плоды своего земного существования. И здесь важное место занимает вопрос о смысле существования человека.

Существуют различные подходы к пониманию смысла жизни в зависимости от мировоззренческих установок.

Религиозный подход к пониманию смысла жизни человека утверждает, что жизнь на Земле – это очень важный этап бытия индивида. Она имеет большую ценность и значение, т.к. позволяет подготовить его к жизни вечной. В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоления первородного греха, как способ соединения человека с Богом. В буддийской религиозно-философской традиции важной задачей жизни человека становится выход из колеса сансары, наполненного страданиями. В китайской традиции в этой связи важное место занимает вопрос о продлении жизни или долголетии.

В рамках религиозно-философского подхода к пониманию смысла жизни, например С.Л. Франком, внешняя, эмпирическая жизнь бессмысленна, она – поток хаотического возмущения в общем мировом движении. Лишь внутренняя, духовная жизнь человека, которую Франк называет «истинным бытием», имеет смысл. Но смысл этот доступен лишь ищущей, беспокойной душе. «Преодоление мировой бессмыслицы истинно сущим смыслом жизни – это добровольное самоуничтожение своего тварного существа ради торжества в нас нашего божественного существа… Единственное дело, осмысляющее жизнь и потому имеющее для человека абстрактный смысл, есть, следовательно, не что иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни». Таким образом, согласно религиозным представлениям, настоящий смысл жизни обретает тот, кто уже здесь, в земных условиях обратился сердцем к миру Божественного бытия.

Несмотря на то, что наибольшее внимание поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека традиционно уделялось в религиозной философии, не обходили ее стороной и мыслители атеистического направления. Так, марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности, и смысл ее видится в самореализации сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. В соответствии с марксистским подходом, человек живет среди людей и это дает ему возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность и память потомков о себе. То есть человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества – и в этом видится смысл. Сходная позиция прослеживается и у философа-психоаналитика Э. Фромма: смысл жизни в развитии человечности, разума, гуманности, свободы мышления.

Представленные в атеистическом направлении подходы касаются в большей степени абстрактно-всеобщего, родового смысла жизни человека. Возможно, решение этого вопроса и с позиций отдельно взятого человека. В качестве примера может быть приведен подход французского экзистенциалиста А. Камю, в творчестве которого вопрос о смысле жизни занял центральное место. Камю решает его парадоксально, утверждая, что мир абсурден, хаотичен, а потому вера в смысл жизни – в бунте против абсурда, о котором пишет так: «Ничего кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение. Вера в абсурд, по определению, учит нас прямо противоположному… Переживать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно полнее – значит жить, и в полную меру… Этот бунт придает жизни цену» [15].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Книги похожие на "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Святохина

Галина Святохина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Отзывы читателей о книге "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.