» » » Марина Федотова - Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования


Авторские права

Марина Федотова - Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования

Здесь можно купить и скачать "Марина Федотова - Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Федотова - Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования
Рейтинг:
Название:
Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-94338-632-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования"

Описание и краткое содержание "Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования" читать бесплатно онлайн.



Обобщены результаты научных исследований по проблеме устойчивого развития, рассмотрены функции сельских территорий, теоретические основы и зарубежный опыт их устойчивого развития, основные методологические и методические подходы к разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий.






Поэтому в перечне государственных интересов, которые обычно формулируются в соответствующих официальных документах, в числе приоритетных (мы даже считаем, что самым стратегически приоритетным) должен появиться, в соответствии с «Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» ‒ переход страны на новую цивилизационную модель. Точно так же среди общественных функций государства должна оказаться комплексная функция перехода к устойчивому развитию, которая в этом переходном процессе будет всё больше влиять на традиционные функции государства – экономическую, социальную, обеспечение национальной безопасности и т. д. Соответственно, государственные службы, реализующие эти функции, должны также трансформироваться, а также появятся государственные органы управления, которые должны осуществлять, координировать развитие российского общества в направлении устойчивого развития [137, c. 168-169].

Россия, выбирая свой путь в будущее, должна учитывать как мировые тенденции, так и особенности своего опыта и геополитического положения, ресурсные и экологические резервы, традиции и духовный мир населения.

Главное содержание грядущего этапа развития российского общества должно определяться объективными потребностями принятия новой парадигмы развития, основанной на механизмах устойчивого и гармоничного сосуществования человека, общества и природы: эффективной, экологичной, основанной на различных формах собственности экономике, нравственном гражданском обществе и реальных правах и свободах личности. Развитие должно идти на основе интеграционной стратегии устойчивого развития, которая означает солидаризацию интересов и потребностей личности, общества и природы и обеспечивает равноправное вхождение России в систему мировых хозяйственных связей на основе принципов постиндустриального развития. Только в этом случае Россия учтёт общецивилизационные тенденции и в то же время продолжит естественный исторический путь развития на основе своего материального и духовного потенциала. Отношения между Россией и миром должны выстраиваться на основе равноправного партнёрства и взаимоуважения национальных культур без ущерба для её долговременных интересов.

Выбор долгосрочных целей и краткосрочных задач, наличие индикаторов, по которым мировое сообщество будет судить о степени продвижения страны к устойчивому развитию, представляют основу для работы над национальной стратегией устойчивого развития Российской Федерации.

Таким образом, применительно к рассматриваемой нами проблеме, при разработке стратегии устойчивого развития кроме экономических и социальных факторов большое внимание необходимо уделять и экологической составляющей, так как под влиянием антропогенного воздействия продолжает ухудшаться агроэкологическое состояние земли, в целом природных ресурсов, что тормозит развитие производства и снижает жизненный уровень сельских жителей.

1.2 Особенности устойчивого развития и функции сельских территорий

Развитие любой территории подчиняется сочетанию двух принципов: функционального соответствия и позиционному. Первый подразумевает использование земель в зависимости от их внутренних, природных свойств и ресурсной ценности. Второй требует принимать во внимание пространственное положение земель относительно других природных и антропогенных объектов, а в более широком смысле – социально-экономическую обстановку.

Согласно этим принципам производится деление на сельскую местность (сельские территории) и высоко урбанизированные, промышленные зоны. Иногда также выделяют малодоступные, необитаемые или используемые природные территории (леса, болота, пустыни…), биосферные территории, заповедники, где запрещена не только хозяйственная деятельность, но и жёстко ограничен доступ человека.

Село – славянское слово, означало селение, в котором находился владелец земель, а окружающие его селения назывались деревнями. В начале XX века селом считалось сельское поселение, где была церковь.

В общественных науках (экономике, социологии, экономической и социальной географии и др.) понятие «сельская местность» (сельские территории) традиционно определяется как обитаемая местность вне крупных городов с её природными условиями и ресурсами, сельским населением и овеществлёнными плодами предшествующего труда людей, т. е. разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории. На современном этапе развития производительных сил и общественных отношений сельскую местность следует рассматривать как сложную природно-хозяйственную территориальную систему, развитие которой, определяется главным образом, степенью зрелости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления. Для неё характерно проявление следующих специфических качеств: целостность (единство целей, функций и структуры), автономность (стремление к большей упорядоченности), относительная устойчивость (сохранение и развитие внутренней структуры), двухмерность управления (выделение общих районных приоритетов, дифференциация экономических нормативов центра и экономических интересов хозяйствующих субъектов, местных инициатив населения).

Термин «сельский», следовательно, имеет территориальный акцент вне зависимости от способов землепользования, степени экономического развития и преобладания какого-либо экономического сектора. Это обстоятельство затрудняет сбор статистических данных, поскольку сельская местность не обязательно совпадает с административными границами или зоной влияния определённого экономического сектора.

Однако на практике она разделена административными границами субъектов Федерации, муниципальных образований, сельских администраций. Поэтому для удобства, с учётом административного деления, часто применяются термины «сельские регионы», «сельские районы» [90, c. 11-13].

По мнению А.В. Петрикова, село как социальнотерриториальная подсистема общества, представляет собой единый социально-экономический, территориальный, природный и историко-культурный комплекс, включающий сельское население, совокупность общественных отношений, связанных с его жизнедеятельностью, а также территорию и материальные объекты, расположенные на ней.

Законодательно закреплённого понятия «сельская местность» в нашей стране нет, как и нет чётких количественных разграничений между городом и селом, которые действовали до принятия Конституции 1993 года. Теперь эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть определение «сельского поселения» ‒ это один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, «межселенной территории» (территория, находящаяся вне границ поселений) [7]. Но это определение дано с позиций целевой функции данного закона, а не в социально-географическом смысле. При этом в законе указывается, что сельские населённые пункты входят в состав сельских поселений и даже городов.

В странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Великобритания, Франция, Германия и др.) к сельским районам причисляют общины с плотностью менее 150 жителей на 1 км² и на региональном уровне выделяют: сельские территории (в сельских общинах проживает более 50 % населения); преимущественно сельские территории (от 15 до 50 %); преимущественно городские территории (менее 15 %). В России критерии, подобные стандартам ОЭСР, не установлены.

Классификация административных районов Российской Федерации по критерию ОЭСР показывает, что подавляющее большинство из них – сельские (таблица 1) [111, c. 86-87].


Таблица 1 ‒ Распределение административных районов Российской Федерации по доле проживающих на территории сельских жителей в 2009 г.


Особенность сельской территории определяется тем, что она является источником множества благ: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов.

Народнохозяйственные функции сельских территорий многообразны и заключаются, по меньшей мере, в следующем:

– производственная функция – удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности, продукции лесного и охотничье-промыслового хозяйства, а также продукции других отраслей и видов хозяйственной деятельности;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования"

Книги похожие на "Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Федотова

Марина Федотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Федотова - Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования"

Отзывы читателей о книге "Устойчивое развитие сельских территорий как направление стратегии их функционирования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.