» » » Коллектив авторов - Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)


Авторские права

Коллектив авторов - Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентСмысл52a3c212-3139-11e1-aac2-5924aae99221, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)
Рейтинг:
Название:
Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-89357-266-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)"

Описание и краткое содержание "Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Сборник содержит теоретические и методические материалы, посвященные проблеме системной экспертизы и мониторинга развивающих возможностей школы. Впервые представлен опыт управления инновационным развитием образовательных учреждений на основе анализа результатов системной экспертизы и мониторинга.

Авторами сборника являются ученые, разрабатывающие экспертно-аналитическую методологию управления развитием образовательных систем (Часть I), а также руководители и специалисты образовательных учреждений, внедряющих данную методологию в повседневную практику (Части II и III).

Адресуется руководителям образовательных учреждений, специалистам методических центров, психологам системы образования, научным сотрудникам, аспирантам и студентам педагогических и психологических специальностей, всем, чья профессиональная деятельность связана с анализом образовательных систем.






Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей к конструктивному сотрудничеству со специалистами экспертной группы. С одной стороны, это готовность всесторонне содействовать сбору необходимой информации и самим выступать в роли источников такой информации (заинтересованность и искренность ответов на вопросы экспертов). С другой стороны, это готовность со вниманием и доверием отнестись к выводам и рекомендациям экспертной группы.

Серьезная проблема работы экспертов в школе часто возникает из-за непонимания принципиального различия между экспертизой и проверкой (инспекцией) школы.

Психолого-социальная экспертиза проводится приглашенными независимыми специалистами и представителями школы в интересах самой же школы, то есть заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив). При этом полученные результаты не сравниваются с какими-либо внешними нормами или эталонами и не оцениваются в логике «соответствует – не соответствует». В этом смысле сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности школы, а затем с помощью экспертной группы найти оптимальные пути их решения. Другими словами, экспертиза является внутренним делом школы, сама школа решает, какие данные могут быть в интересах школы представлены широкой общественности, а какие будут использованы только для внутреннего анализа и выработки рекомендаций.

Проверки и инспекции всегда осуществляются лицами, представляющими определенные государственные органы, причем смысл их заключается в установлении соответствия (или несоответствия) школьной действительности установленным нормам и требованиям, на основании чего делаются те или иные «оргвыводы».Следует отметить, что в последнее время отмечается тенденция осуществления проверок и инспекций под «вывеской» проведения экспертизы. Таким образом, происходит серьезная дискредитация экспертных методов среди педагогической общественности. Этим определяется стратегия поведения администрации и педагогического коллектива – стремиться выглядеть как можно лучше, подчеркивая свои успехи и скрывая неудачи и недочеты. К сожалению, именно эта стратегия поведения сотрудников школы часто транслируется и на экспертную деятельность.

Выделяются четыре основных этапа проведения психолого-социальной экспертизы школы: сбор фоновой информации, сбор основной информации, применение структурированных методик, подготовка экспертного заключения.

1. Сбор фоновой информации – это изучение различных школьных документов: учебного плана, образовательной программы, концепции школы, а также журналов, тетрадей, дневников, отчетов и административных распоряжений, сочинений, стенгазет, стендов, фотографий и т.п. Важное значение имеет также собственное впечатление от посещения школы: «лица» администрации, школьников и педагогов, общий характер их взаимодействий,«дух» школы и т.п.

2. Сбор основной информации – это материалы бесед с «включенными экспертами»: администрацией, педагогами, школьниками, родителями. Выявляется представительный набор всевозможных мнений, отражающих соответствующие позиции и установки различных участников. Эта информация составляет основу базовых гипотез инструментального исследования школы, а впоследствии и экспертных оценок, предложений и рекомендаций.

3. Применение структурированных методик (инструментальное исследование) – получение определенных количественных результатов для сравнения, ранжирования, выявления динамики различных процессов, протекающих в образовательной, организационной и социальной подсистемах школы. Эти диагностические данные позволяют проводить глубокий системный анализ, дают возможность перепроверить сложившиеся субъективные оценки эксперта, придать им большую убедительность в процессе доклада результатов экспертизы.

4. Подготовка экспертного заключения – итоговый этап экспертизы. Экспертное заключение должно содержать следующие разделы:

• краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы;

• состав экспертной группы;

• полный перечень источников информации;

• общая характеристика школьной организации;

• экспертные оценки;

• экспертные рекомендации.

Экспертиза предполагает как предъявление экспертом собственных ценностей, так и его работу по пониманию и выявлению тех ценностей, которые лежат в основе изменений, происходящих в данной школе. Включение в понятие экспертизы школы вопроса о ценностях приводит к идее общественно-государственной экспертизы, открытого и демократичного порядка подбора экспертов и самой процедуры экспертизы.

Принципы организации и проведения экспертизы инновационного развития школы предлагаются А.Н. Тубельским.

1. Принцип общественно-государственного характера экспертизы предусматривает формирование экспертного совета на паритетной основе, когда в него в равных соотношениях входят как эксперты, назначенные государственным органом управления, так и эксперты, предложенные самой школой.

2. Принцип инициативы школы на проведение экспертизы и ее приоритета в определении экспертируемых проблем предусматривает возможность любых экспертиз только при согласии самой школы, а также формулирование школой целей экспертизы и вопросов, на которые предполагается получить ответы в результате ее проведения.

3. Принцип исследовательского характера деятельности экспертов предусматривает использование в процессе экспертизы соответствующих исследовательских атрибутов и процедур; таких, как постановка задач, выдвижение гипотез, их проверка в результате наблюдений, бесед, интервью, изучения продуктов деятельности школьников и педагогов и т.п.

4. Принцип участия экспертов в дальнейшем проектировании и развитии школы предусматривает определение различных вариантов дальнейшего развития школы, путем решения выявленных в ходе экспертизы проблем.

5. Принцип публичности и открытости экспертизы предусматривает заблаговременное ознакомление всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) с целями, задачами и программой экспертизы, а также открытость заседаний экспертной группы.

6. Принцип деятельностного характера экспертизы предусматривает непосредственный анализ самой педагогической деятельности, а не только различных школьных документов (концепций, планов, программ, результатов тестирования и т.д.).

Экспертиза школы должна обеспечивать «включение в анализ образовательного процесса, его организации, результатов и последствий множество образовательных и внеобразовательных разнопрофессиональных позиций», на основе которых формируется «комплексное полидисциплинарное многопозиционное общественное понимание» происходящих в школе процессов, которое всегда оказывается сложнее и глубже, чем понимание этих процессов руководителями и педагогическим коллективом самой школы (Громыко, 2005). При экспертной оценке школьных программ инновационного развития, наряду с рассмотрением их психолого-социальной направленности, «ведущими принципами (основаниями) экспертизы являются: реалистичность, реализуемость и управляемость программы. Критерии экспертирования определяются соответственно этим принципам и целям конкретной экспертизы» (Алексеев, 2005).

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет рассматривать психолого-социальную экспертизу школы как направление гуманитарной экспертизы образования. Обобщенная цель такой экспертизы заключается в выявлении условий инновационного перехода организационно-образовательной (управленческо-педагогической) системы школы на оптимальную траекторию развития. Предметом психолого-социальной экспертизы выступает собственно процесс инновационного развития образовательного учреждения. Содержание экспертизы школы – анализ характера деятельности различных субъектов образовательного процесса в различных условиях с точки зрения гуманитарного развивающего потенциала, а также оценка связей между различными компонентами системы с точки зрения их взаимной комплементарности. Могут быть выделены внешняя и внутренняя функции экспертизы. Внешняя функция связана с оценкой гуманистической направленности и социальной адекватности целей, вводимых в школе инноваций, а внутренняя – с оценкой соответствия различных сторон жизнедеятельности школьной организации заявленным целям ее развития. Принципы проведения экспертизы школы должны обеспечивать ее демократичность и результативность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)"

Книги похожие на "Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.