Владислав Столяров - Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)"
Описание и краткое содержание "Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)" читать бесплатно онлайн.
Данная монография – вторая в серии книг автора, посвященных анализу сложных и дискуссионных проблем современного физического воспитания, процесса его модернизации, и разработанной им инновационной общетеоретической концепции комплексного физического воспитания.
В первой книге «Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания» дан аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций, в которых предлагаются различные варианты новой системы физического воспитания, адекватной современным условиям.
Данная вторая книга посвящена изложению разработанной автором инновационной общетеоретической концепции современного физического воспитания – системы понятий, характеризующих это воспитание, его структуры и методов. В данной концепции предпринята попытка преодолеть узкие, односторонние подходы к пониманию задач, форм и методов современного физического воспитания, предложить его системную характеристику, учитывающую все позитивное в предлагаемых различными авторами концептуальных подходах. При этом автор исходит из положения о том, что физическое воспитание для эффективного функционирования и развития в современных условиях должно учитывать многосторонние социальные запросы и требования, интересы и потребности разных групп населения, специфические условия организации и т. д., т. е. должно быть комплексным.
В монографии широко представлены взгляды по обсуждаемым проблемам современной системы физического воспитания также других отечественных и зарубежных исследователей.
Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т. д. Она может быть использована как учебное пособие по теории физического воспитания для тех, кто изучает или преподает эту дисциплину. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем.
Телесную (физическую) культуру ошибочно отождествлять и с одной лишь телесностью, как это делает, например, Н.Н. Визитей: «…телесность как определенный состоявшийся и реально (онтологически) существующий феномен допустимо отождествить с феноменом культуры и, как понятно, с феноменом культуры физической» [Визитей, 2009, с. 69]. Подвергшиеся социокультурной модификации параметры тела человека – важный, но не единственный элемент телесной (физической) культуры.
Определенные элементы структуры обсуждаемой культуры связаны и с тем, что на определенном этапе развития общества появляются специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие телесного бытия людей в соответствии с общественными и личными запросами. В ходе этой деятельности между ее участниками складываются определенные социальные отношения.
Таким образом, телесная (соматическая, физическая) культура имеет сложную структуру, включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие социокультурные феномены (идеалы, нормы, образцы поведения, знания, средства деятельности, интересы, потребности, ценностные ориентации ее субъектов, социальные институты и отношения и т. п.), содействующие (обеспечивающие) социокультурную коррекцию, приспособление к общественным и личным нуждам тела (физического состояния) людей.
Основные компоненты телесной (соматической, физической) культуры:
♦ идеалы, смыслы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь на которые субъект (индивид, социальная группа, общество в целом) оценивает те или иные аспекты, функции тела как ценности и предпринимает определенные действия для их формирования или коррекции в нужном направлении;
♦ эмоциональные реакции, интересы, потребности, убеждения, побуждающие субъекта к заботе о своей телесности;
♦ социальные средства (педагогические, гигиенические, хирургические, медикаментозные, генной инженерии и др.), которые применяются для сознательного, целенаправленного воздействия на тело (физическое состояние) человека;
♦ способности, умения и навыки, которые требуются для этой деятельности;
♦ ее результаты (социально сформированные физические качества и другие параметры физического состояния человека);
♦ социальные институты, цель которых – обеспечить функционирование и развитие телесного бытия людей в соответствии с общественными и личными запросами;
♦ социальные отношения, возникающие между участниками деятельности по формированию и коррекции тела (физического состояния).
Правомерно говорить о телесной культуре отдельной личности, социальной группы или общества в целом.
Телесная (соматическая, физическая) культура личности – позитивное ценностное отношение индивида к своему телесному бытию: деятельность, ее средства и результаты по осмыслению, сохранению, формированию и развитию индивидом тех или иных сторон, компонентов, функций тела, которые он, ориентируясь на определенные культурные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, оценивает как важные, значимые, т. е. рассматривает как ценности. При этом важно различать позитивное ценностное отношение индивида к телу: а) как социальной ценности (учет социального значения, социальных функций тела в жизнедеятельности людей, общества); б) как личностной ценности (учет значимости, полезности тела в собственной жизнедеятельности индивида).
Телесная культура личности также включает в себя не только социально сформированные физические качества и двигательные способности, как это иногда считают. Центральный элемент этой культуры – идеалы, смыслы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, ориентируясь на которые индивид оценивает те или иные аспекты, функции своего тела как ценность и предпринимает определенные действия для их формирования (коррекции) в нужном направлении. Человек с высоким уровнем развития телесной культуры должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. У такого человека должна быть выработана потребность в систематическом воздействии на свое физическое состояние с целью изменения его в нужном направлении. Он должен обладать умениями и навыками правильно использовать наиболее эффективные средства такого воздействия и применять эти умения и навыки в своем реальном поведении.
Основные компоненты телесной (соматической, физической) культуры личности:
♦ идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых человек оценивает (в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т. п.) определенные стороны, компоненты, функции своего тела как значимые, важные, т. е. как ценности, обосновывает (объясняет) эту оценку;
♦ интересы, потребности и т. п., побуждающие человека к заботе о своем теле;
♦ знания (об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения), а также умения, навыки, способности человека, необходимые для этой деятельности;
♦ реальная телесно ориентированная активность – забота индивида о своем теле, предполагающая сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания его в норме или коррекции в том или ином направлении;
♦ используемые индивидом средства для достижения этой цели;
♦ умение их эффективно применять;
♦ результаты активности человека, ориентированной на заботу о своем теле;
♦ стремление оказать помощь и реальное содействие другим людям в их телесно ориентированной активности, а также наличие соответствующих знаний и умений.
При анализе структуры телесной (соматической, физической) культуры важно учитывать обоснованное выше положение о наличии ее различных форм (моделей, разновидностей). Их объединяет общее позитивное ценностное отношение индивида к телу (хотя бы к некоторым его аспектам, компонентам, функциям и т. д.). Наличие этого отношения позволяет оценивать ту или иную культуру личности именно как телесную, а, например, не как интеллектуальную, эстетическую, нравственную, спортивную и т. д., и причислять все формы (разновидности) телесной культуры личности именно к этой, а не к какой-то иной культуре. Так как общее позитивное ценностное отношение индивида к телу составляет общее основание всех специфических форм (разновидностей) телесной культуры личности и определяет их общее содержание, общую направленность, то его можно рассматривать как базис этой культуры.
Необходимым условием (предпосылкой) для формирования у человека позитивного ценностного отношения к телу является наличие у него исходных знаний, умений и навыков.
К ним относятся:
а) знания об организме, о физическом состоянии, о тех или иных его компонентах (телосложении, моторике, здоровье, физической подготовленности), о процессе физического развития, хотя бы о некоторых средствах изменения (коррекции) тела в желательном направлении, методике их применения и соответствующие понятия, которые необходимы для того, чтобы можно было выделять все эти явления, отличать их от множества других явлений;
б) умения и навыки, которые необходимы индивиду для включения в те или иные телесные практики, формы деятельности, ориентированные на заботу о теле, его изменение (коррекцию) в желательном направлении в соответствии с принятыми правилами, нормами и образцами поведения, а также применять соответствующие средства.
Данные знания, умения, навыки, формируемые в процессе социализации (стихийно в ходе жизненного опыта, под воздействием окружающей социальной среды, средств массовой информации и т. д., а также сознательно, целенаправленно в процессе образования, обучения, воспитания), образуют информационно-операциональный блок базиса телесной культуры. Они обеспечивают возможность правильной ориентации в телесном бытии (физическом состоянии) человека, в различных его аспектах (выполняют ориентировочную функцию), а также реального участия в той или иной телесной практике, направленной их коррекцию (обеспечивают информационно-операциональную подготовленность к этой деятельности).
Базис телесной культуры личности, т. е. общее позитивное ценностное отношение индивида к телу, предполагает также, что тело (физическое состояние) человека (те или иные его аспекты, компоненты, функции) оцениваются как значимые, важные, полезные, т. е. как ценность. Такая оценка имеет ряд проявлений и показателей, которые характеризуют оценочные компоненты базиса телесной культуры личности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)"
Книги похожие на "Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Столяров - Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)"
Отзывы читателей о книге "Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы)", комментарии и мнения людей о произведении.