» » » » Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности


Авторские права

Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Издательство «Максат», год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Рейтинг:
Название:
Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-9967-31-033-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Описание и краткое содержание "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать бесплатно онлайн.



Цель данного учебника – ввести читателя в мир социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, ее предмет, т. е. проблемы, которые она ставит и пытается решить, концептуальные подходы к их решению, место этой науки в системе социологических дисциплин и других наук, ее значение и историю развития.

Учебник предназначен для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений.

Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






Сохраняются термин «физкультурная двигательная деятельность» и его краткие варианты – «физкультура», «занятия физкультурой», которые прочно закрепились в научной терминологии. Но этим терминам придается строго однозначное значение – они используются для обозначения лишь той формы двигательной активности человека, которая обладает указанными выше особенностями. Чтобы подчеркнуть этот аспект значения данных терминов и исключить возможность их другой интерпретации, они дополняются новым термином «личностно-ориентированная (личностная) двигательная деятельность».

Следовательно, в качестве основного вводится термин «физкультурная (личностно-ориентированная) двигательная деятельность». В том или ином контексте в качестве синонимов этого основного термина (прежде всего для краткости) могут использоваться также термины: «физкультурная (личностная) двигательная деятельность», «физкультурная двигательная деятельность», «физкультурно-двигательная деятельность», «физкультурно-двигательная активность».

Термин «физкультурная деятельность», который также часто применяется, не очень подходит для указанных целей: им обозначают и определенную форму двигательной деятельности и деятельность по формированию физической (телесной, соматической) культуры. Поэтому его использование может привести к смешению этих двух значений данного термина, что, как правило, и имеет место.

Вместо терминов «физкультурная (личностная) двигательная деятельность», «физкультурная двигательная деятельность», «физкультурно-двигательная деятельность» можно использовать и более краткий термин «физкультура» (или «занятия физкультурой»). Но при этом важно четко осознавать, что он является синонимом именно этих терминов.

Значит, следует учитывать особенности и взаимоотношение используемых в данном учебнике понятий «физкультура» и «физическая культура». Обычно термин «физкультура» рассматривается как сокращенный вариант термина «физическая культура». В системе базисных понятий социологии спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности данные термины имеют разное значение. Первый термин – «физкультура» – является кратким вариантом более длинного термина «физкультурная двигательная деятельность». Второй термин – «физическая культура» – обозначает не физкультурную двигательную деятельность (как это имеет место, например, в работах Л. П. Матвеева, А. Воля и многих других авторов), а культуру, связанную с социокультурной модификацией тела человека.

Предлагаемая терминология, конечно, имеет ряд недостатков. Но как предварительный вариант она необходима для устранения многозначности обсуждаемых терминов и фиксирования указанных выше содержательных различений. Кроме того, она позволяет сохранить традиционное выражение «заниматься физкультурой». Выражение «заниматься физической культурой», которое также часто используется в публикациях, вряд ли целесообразно, равно как и выражения «заниматься интеллектуальной (эстетической, нравственной и т. п.) культурой)».

Конечно, имеет смысл продолжить поиски и более приемлемой терминологии.

В структуру каждой из «специализированных» (по своему функциональному назначению) форм двигательной активности человека, «обслуживающих» ту или иную деятельность, входят не только общие, но и специфические двигательные действия, особенность которых в первую очередь определяется тем, для каких целей они предназначены.

Физкультурная двигательная деятельность основана на использовании особых двигательных действий, которые специально созданы, сконструированы в первую очередь для оптимизации физического состояния (оздоровления, формирования и совершенствования физических качеств, двигательных умений и навыков, параметров телосложения и т. д.) человека, осуществляющего эти действия. Такие действия традиционно обозначаются термином «физические (телесные, двигательные) упражнения».

Но физкультурная двигательная активность человека при определенной ее организации, как отмечено выше, может не только выполнять функции оздоровления и физического совершенствования человека, но также быть прекрасным средством:

• формирования и совершенствования психических, нравственных, эстетических и других качеств и способностей, разностороннего развития и самосовершенствования личности, реализации ее творческого потенциала;

• рекреации – отдыха, развлечения, получения положительных эмоций;

• реабилитации – восстановления физических и психических сил после интенсивного труда или учебы;

• позитивного неформального общения с другими людьми и с природой.

Эти функции в отличие от других возможных функций двигательной деятельности целесообразно обозначить термином «личностные (физкультурные)», так как они характеризуют именно физкультурную двигательную активность и личностный характер ее воздействия на человека.

Конечно, и другие специализированные формы двигательной деятельности в некоторой степени могут выполнять эти функции (например, физический труд может использоваться не только для создания материальных благ, но и как средство личностного совершенствования – физического и психического развития, общения, отдыха и т. д.)

Но использование этих форм двигательной деятельности для решения «личностных (физкультурных)» задач, т. е. в «не свойственной» им функции, поскольку они предназначены в первую очередь для других целей, дает, разумеется, меньший эффект по сравнению с физкультурной (личностной) двигательной деятельностью.

Значит, эта специализированная форма двигательной деятельности по своему функциональному назначению (выполняя «личностные/физкультурные функции») существенно отличается от таких специализированных форм данной деятельности, которые используются в первую очередь и главным образом для выполнения иных функций (в том числе указанных выше). Вместе с тем, как отмечено выше, она отличается от форм двигательной деятельности, которые являются элементом спорта (спортивной тренировки или спортивных соревнований).

Подробную характеристику спортивной двигательной активности читатель может найти в статье Б. Г. Коренберга «К теории спортивной двигательной активности»[130].

Итак, физкультурная (личностно-ориентированная) двигательная деятельность – это такая специализированная двигательная (физическая) активность человека, которая применительно к ее непосредственным участникам предназначена для решения комплекса социально-педагогических задач (физическое совершенствование, оздоровление, рекреация, реабилитация, формирование и совершенствование личностных качеств и способностей человека, культуры личности, позитивных отношений с другими людьми и с природой), а вместе с тем не имеет соревновательного характера и не является элементом спортивной подготовки (тренировки), т. е. отличается от спортивной двигательной активности.

Следует обратить внимание на то, что многие исследователи (особенно зарубежные) ограничиваются общим понятием «двигательная деятельность» (или «физическая активность»), не вводя какие-то понятия для характеристики тех или иных ее видов (форм, разновидностей), в том числе понятие «физкультурная двигательная деятельность» (или «физкультурная деятельность», «занятия физкультурой», «физкультура» и т. п.). На основе данного понятия строится и программа многих социологических исследований, в том числе международных[131].

Такой подход представляется не очень плодотворным, так как не дифференцирует различные формы (разновидности) физической (двигательной) активности, смешивает «в одну кучу» физкультурную двигательную деятельность, физический труд, двигательную активность как элемент спортивной, художественной и других видов деятельности. В социологических исследованиях он не позволяет выяснить, какими видами физической активности занимаются респонденты, каким из них они отдают предпочтение.

Отказ от введения понятия для выделения особой формы двигательной активности человека, который выше обозначен термином «физкультурная двигательная активность», приводит и к тому, что специфические свойства этой двигательной активности приписываются двигательной (физической) активности вообще. Так, по мнению В. К. Бальсевича двигательная (физическая) активность – это «целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, ориентированных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры»[132].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Книги похожие на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.