» » » » Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности


Авторские права

Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Издательство «Максат», год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Рейтинг:
Название:
Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-9967-31-033-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Описание и краткое содержание "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать бесплатно онлайн.



Цель данного учебника – ввести читателя в мир социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, ее предмет, т. е. проблемы, которые она ставит и пытается решить, концептуальные подходы к их решению, место этой науки в системе социологических дисциплин и других наук, ее значение и историю развития.

Учебник предназначен для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений.

Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






Еще одно из следствий указанного подхода состоит в том, что теория физической культуры отождествляются с теорией двигательной деятельности или с теорией телесно-двигательной культуры[133]. Так, Р. Абзалов и Ф. Ситдиков в статье «Физкультурология – наука о природе двигательной деятельности» теорию физической культуры называют «физкультурологией» и отождествляют ее с теорией двигательной деятельности. На это указывает название статьи и некоторые формулировки в самом ее тексте, например: «Нами рекомендуется следующее определение науки о физической культуре: «Физкультурология есть наука о природе двигательной деятельности человека»»; «Как наука физкультурология изучает объективные закономерности двигательной деятельности, систематизирует объективные знания о действительности (природе) двигательной деятельности… Объектом науки "физкультурология", по нашему мнению, является природа двигательных способностей человека, а предметом – закономерности развития двигательных способностей человека в процессе его двигательной деятельности»[134].

В теоретико-методологическом и содержательном плане такой подход вряд ли целесообразен. Он не учитывает всего многообразия форм двигательной (физической) активности человека и специфики тех ее форм, которые изучают теория физкультурной двигательной деятельности, теория физической культуры и «спортивная наука» в целом. Как отмечает в одной из своих статей Л. П. Матвеев, «общую теорию физической культуры тоже, конечно, интересуют движения, но не вообще и не только, а главным образом как элементы человеческой двигательной деятельности особого рода. Предметом же особого внимания здесь является деятельность, модифицируемая и направленно используемая в обществе по закономерностям оптимизирующих воздействий на физическое состояние и развитие человека в социальной системе культуры, образования и воспитания»[135]. С этим положением в принципе следует согласиться, хотя следует добавить, что теорию физической культуры (равно как и теорию физического воспитания) интересует не только указанная разновидность двигательной деятельности, а последняя – как средство не только физического совершенствования, но также решения многих других социокультурых и педагогических задач.

Целесообразно различать понимание физкультурной двигательной деятельности в узком и широком смыслах. Понятие «физкультурная двигательная деятельность (физкультура)» в узком смысле выделяет особую форму двигательной деятельности человека, которой свойственны указанные выше особенности. Понятие «физкультурная двигательная деятельность (физкультура)» в широком смысле характеризует весь комплекс социальных явлений, складывающихся на основе физкультурно-двигательной активности и в связи с ней, в том числе: социальные отношения, нормы и принципы поведения, складывающиеся между ее участниками, физкультурное движение и т. д.

Нередко понятие «физкультурная двигательная деятельность» («занятия физкультурой») отождествляется с понятием «занятия физическими упражнениями». Они действительно близки по своему содержанию. Ведь под физическими упражнениями, как правило, также понимают такие формы двигательной активности, которые ориентированы на участников этой активности и призваны решать указанные выше личностные (физкультурные) задачи. Однако следует учитывать, что к числу физических упражнений относят и такие формы двигательной деятельности, которые используются для решения не этих задач, а для подготовки человека к спортивным соревнованиям.

Значит, занятия физическими упражнениями включают в себя две группы двигательной активности:

1) личностную (физкультурную) двигательную деятельность;

2) двигательную деятельность, используемую в процессе спортивной тренировки, подготовки человека к спортивному соревнованию.

Физкультурная двигательная деятельность имеет многообразные формы.

При классификации и систематизации ее разновидностей прежде всего следует учитывать возможные функции этой деятельности, ее направленность на решение тех или иных задач. По этому критерию обычно выделяют лечебную и оздоровительную физкультуру (иногда эту ее форму обозначают термином «моцион»). Физкультурно-двигательную активность, ориентированную на формирование и совершенствование телесных, психических и других личностных характеристик, необходимых в определенной профессиональной деятельности, принято называть профессионально-прикладной физической культурой (ППФК).

Важные разновидности физкультурной двигательной деятельности связаны с выполнением функций рекреации и реабилитации. «Рекреация – это любой вид деятельности досуга, как индивидуальной, так и групповой, которая является свободной и приятной и сама по себе и не навязывается ожидаемым вознаграждением или непосредственной необходимостью»[136] [Neameyer М. Н., Neameyer E. S., 1958, p. 19]; реабилитация (от позднелат. rehabilitatio – Восстановление) – «комплекс мед., пед., проф., юрид. мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов»[137]. Физкультурно-двигательную деятельность, ориентированную на выполнение функций рекреации и реабилитации обычно называют «физкультурной рекреацией», «физкультурно-рекреативной деятельностью» и «физкультурной реабилитацией» или «физической рекреацией» и «физической реабилитацией».

Физкультурная двигательная активность в свободная время, связанная с прогулками, походами, экскурсиями в познавательных, научных, культурных и т. п. целях, выступает как составная часть туризма. Согласно Энциклопедическому словарю, «туризм (франц. tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха»[138]. Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1976 и 1980 гг. Хартия научного и культурного туризма и Манильской декларации по мировому туризму дает следующее определение этой разновидности туризма: «Научный и культурный туризм имеет своей целью inter alia – личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников»[139].

В игровой деятельности физкультурная двигательная активность предстает как «подвижные несоревновательные игры».

С учетом места организации физкультурно-двигательной активности (на производстве, в быту, в рамках учебного процесса и т. д.) и ее задач выделяют также производственную, бытовую, учебную и т. д. физкультуру.

Система понятий, необходимых для отображения всей системы форм и видов личностной (физкультурной) двигательной деятельности, в случае необходимости ее более детального анализа, разумеется, может (и должна) быть дополнена рядом других понятий.

Однако вряд ли целесообразно в их число включать понятие «физкультурная спортивная деятельность» характеризующее одну из форм физкультурной деятельности, и понятие «физкультурная спортизация» для характеристики одной из теорий этой деятельности, как это делается в некоторых работах[140]. Это приводит к «размытости» понятия «физкультурная деятельность», к смешению физкультурной двигательной активности (занятий физкультурой, «физкультуры») со спортивной деятельностью (спортом). Такое же негативное следствие имеет и отмеченное выше причисление к физкультурной двигательной деятельности всех форм занятий физическими упражнениями, в том числе имеющих целью подготовку к спортивным соревнованиям. В данном случае имеется в виду спортивная тренировка, и потому эти занятия целесообразно относить не к физкультурной двигательной активности, а к спортивной (спорту).

2.5. Структура и название социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Сначала уточним структуру данной отрасли социологии.

Структура социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности. Как показывает анализ объектной области этой социологической науки и введение системы изложенных выше понятий, эта область включает в себя три основных («крупных»), относительно самостоятельных, а вместе с тем связанных друг с другом, социальных явления:

1) спорт – особая разновидность соревнований («спортивные соревнования»), подготовка к ним, а также другие связанные с ними явления;

2) физическая (телесная, соматическая) культура как элемент культуры, связанный с процессом социокультурной модификации тела человека;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Книги похожие на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.