Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Описание и краткое содержание "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать бесплатно онлайн.
Обеспечение эффективного функционирования современного рыночного механизма невозможно без проведения государством продуманной и взвешенной налоговой политики, стимулирующей инновационные и инвестиционные процессы в стране. Ускоренная реализация мер налогового стимулирования инноваций позволит государству минимизировать последствия экономического кризиса, вызванного в том числе и действиями экономических санкций, обусловивших отток капиталов из экономики страны, и как следствие, ухудшением доли инвестиционного рынка.
В монографии рассмотрены вопросы налогового стимулирования инноваций в России и отмечается слабый инновационный и инвестиционный потенциал налоговой системы в целом. В отличие от большинства экономически и промышленно развитых стран, где налоговый механизм является основным источником стимулирования роста экономики, в Российской Федерации система налоговых льгот и преференций не стимулирует рост инвестиций в основной капитал и не поощряет инновации. На основе опыта промышленно развитых стран и особенностей национальной экономики разработаны рекомендации и предложения по повышению регулирующей роли налогов в стимулировании инноваций и инвестиций.
Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2014 г.
Появление монографии расширяет круг изданий, предназначенных для студентов, аспирантов, слушателей учебно-методических центров, работников налоговых служб, а также экспертов и государственных служащих в области налогов, формирует разностороннее представление о роли налогов в системе мер.
Источник: OECD. Main Science and Technology Indicators.
По данным таблицы видно, что по причине слабой коммерциализации научных достижений и разработок государство вынуждено брать на себя большую часть финансирования НИР, в то время как в инновационно-продвинутых странах основную долю затрат на НИР несет не государство, а частный бизнес, университеты и негосударственные организации.
Восприимчивость отечественного бизнеса к инновациям остается крайне низкой. Так, в 2009 г. разработку и внедрение инновационных технологий осуществляли 9,4 % от общего числа отечественных предприятий промышленности, тогда как, например, в некоторых экономически развитых странах аналогичный показатель составлял: в Бельгии – 59,6 %, Германии – 69,7 %, Ирландии – 56,7 %, Чехии – 36,6 %, Эстонии – 55,1 %20. Достаточна мала и доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8 %).
Недостаточный спрос со стороны отечественных предприятий во многом объясняется сырьевой направленностью отечественной экономики, где инновационные продукты используются в основном в нефте- и газодобывающем секторе. Причем современное и высокотехнологическое оборудование, используемое в этих отраслях, завозится в Россию из-за рубежа.
Российские компании тратят на инновации значительно меньше, чем их зарубежные конкуренты в соответствующих секторах экономики. Об этом также свидетельствуют данные рейтинга 1000 крупнейших компаний, осуществляющих исследования и разработки в инновационный продукт. Среди этих компаний представлены лишь три российских компаний: Газпром (на 108 месте), АвтоВАЗ (на 758 месте) и ОАО «Ситроникс» (на 868 месте).
Важную роль в национальных инновационных системах стран ЕС играют университеты. В таких странах, как Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания, осваивают примерно 25 % общенациональных средств на НИР.
Что касается стран – новичков ЕС, то роль высшей школы в этих странах менее значительна, но при этом в последнее время отмечается некоторый рост влияния учебных заведений в этих странах на структуру НИР. Так, например, в Польше, странах Балтии, на Кипре и Мальте университеты стали центрами инновационного прогресса, осваивая более трети общенациональных финансовых вложений в НИР. В остальных странах «новой» Европы университеты получают до четверти общенациональных средств, выделяемых государством на научные исследования и инновации. При этом университетский научный потенциал ориентирован, как правило, на выполнение фундаментальных и прикладных исследований в области сельского хозяйства, медицины и биологии, физики, где интерес коммерческих структур менее значителен.
Общей тенденцией в странах ЕС является предоставление университетам существенных прав и большей автономии, выражающееся в проведении НИР и коммерческого использования их результатов.
Значительное внимание уделяется укреплению связей университетов с промышленностью, а также интеграции научных знаний и идей в высокотехнологичные отрасли экономики.
Для успешной интеграции научных знаний в сферу промышленности необходимо создание на базе университетов соответствующих структур. Чаще эти структуры представлены в виде научных баз, научных центов, технопарков и др. При этом создаются такие структуры в форме частных коммерческих организаций, что позволяет им активно функционировать в соответствии с потребностями рынка и запросами промышленных компаний. Другими словами, это посредники между накопленными знаниями в университетах и теми структурами, которые непосредственно заинтересованы в их реализации. Такая кооперация дает возможность учебным заведениям, с одной стороны, получать дополнительное финансирование, в том числе и от создаваемых структур и предприятий промышленности, с другой стороны, устанавливать целевые ориентиры научных изысканий и разработок. При этом в последнее время отмечается увеличение финансирования коммерческими предприятиями университетских НИР. Это дает им возможность не только привлечь инициативных университетских ученых в инновационно-инвестиционную деятельность компаний, но и расширить доступ к рынку квалифицированных кадров.
Участие частного бизнеса в финансировании НИР и обеспечение на этой основе более тесной связи всех участников НИС (университетов и научно-исследовательских организаций с промышленными и коммерческими предприятиями) является основным условием коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Так, например, в Германии для помощи ученым и экспертам созданы различные агентства PVA (Patent Valorization Agency)21. Такие агентства создаются с целью обеспечения возвратности средств от результатов коммерциализации научных исследований к новым разработкам. Еще одной немаловажной задачей подобных агентств является повышение ценности и привлекательности результатов исследований, а также повышение имиджа участников НИС.
Опыт стран ЕС в преобразовании и гармонизации НИС, несомненно, может быть полезен для России и некоторых стран СНГ в аспекте возможной консолидации их научно-технического и инновационного потенциала.
2.2. Существующие проблемы развития национальной инновационной системы и пути… их решения
Бизнес и государство в инновационном развитии осуществляют освоение научно-исследовательских решений на основе создания институциональных проектов по воспроизводственным отраслям экономики.
В рамках инновационной системы государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов осуществляется в различных способах. Одним из способов такого регулирования может быть взаимодействие бизнеса и государства в сфере науки, высоких технологий. При этом особое внимание должно уделяться стимулированию партнерских отношений в научно-исследовательской, опытно-конструкторской и проектно-изыскательской деятельности на основе повсеместного использования инновационно-инвестиционных механизмов обновления и расширения потенциала промышленности. Немаловажную роль также следует уделять созданию положительного инновационно-инвестиционного климата для наукоемкого бизнеса, в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса.
Другая проблема НИС, по оценкам ученых, вызвана трансформационным кризисом, проявившимся в современной России в связи с сокращением предложения на национальные инновации22. Сырьевой вектор развития экономики способствовал снижению спроса на инновации. Такое положение дел способствовало тому, что к 2009 г. численность научных работников сократилась почти в 4,5 раза по сравнению с 1991 г. и в 3 раза по сравнению с первым годом независимого развития России23.
Таким образом, одной из важнейших проблем инновационного развития Российской Федерации является наличие глубокого разрыва между существующим научно-техническим и инновационным потенциалом в стране с одной стороны и слабой ее востребованностью с другой.
По мнению большинства экспертов, неразвитый спрос на результаты НИОКР и инновации со стороны промышленного сектора экономики обусловлен общей антиинновационной направленностью современного российского законодательства, которое обеспечивает необоснованно высокую по сравнению с наукоемкими производствами рентабельность сырьевому и банковскому секторам24.
По мнению других экспертов, неразвитый спрос на результаты НИОКР объясняется разобщенностью общественных и государственных институтов, бизнес-сообщества, образовательных учреждений в формировании общей долгосрочной стратегии развития. При этом решающая роль принадлежит государству, обеспечивающему надлежащие институциональные предпосылки для успешного инновационного развития25. Отсюда объективная потребность в формировании НИС, включающей все основные компоненты, на которых базируется инновационное развитие.
При этом, по мнению Н. Ивановой, непременное условие, определяющее эффективность взаимодействия всех элементов сложнейшего динамического комплекса, каким является НИС, – высокое качество правовых институтов, которые не только декларированы, но и реализуются в нормах поведения государственных, общественных структур и отдельных граждан в каждодневной 26.
В контексте формирования НИС одной из ключевых проблем является проблема, связанная с процессом коммерциализации исследований. Бизнес-сообщество не готово оплачивать результат интеллектуального труда ученого, учитывая неопределенность конечного результата. А ученый в своих разработках, как нам известно, не концентрируется на получении результата и не учитывает возможные в будущем факторы риска.
Как мы видим, предпринимательская среда в России направлена на получение быстрой прибыли. При этом даже держатели венчурного капитала стремятся вложить его в те нововведения, которые уже были трансформированы в продукты или для которых можно определить возможности продвижения на рынке.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Книги похожие на "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алисен Алисенов - Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография"
Отзывы читателей о книге "Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.