» » » Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства


Авторские права

Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства
Рейтинг:
Название:
Основы тренерского мастерства
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9906734-3-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы тренерского мастерства"

Описание и краткое содержание "Основы тренерского мастерства" читать бесплатно онлайн.



2-е издание книги, вышедшей в 2003 году. Тогда это стало первым методическим изданием, в котором излагались основные аспекты тренерского мастерства с анализом многих актуальных проблем: как завоевать тренерский авторитет; спортсмен – цель или средство; профессиональные и воспитательные аспекты работы тренера. Приводимые в книге рекомендации универсальны для всех видов спорта и ориентированы как на начинающих, так и на опытных тренеров.






Вся деятельность тренера основывается на различных общениях – деловых, учебных, воспитательных, профессиональных… и каждый раз требуются различные формы внешней выразительности. Иными словами, актерское искусство. Далеко не последнюю роль при этом занимают жесты. Станиславский неоднократно подчеркивал вред «многожествия»: «Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна. Игра актера, испещренная множеством жестов, подобна рисунку, сделанному на испачканном листе бумаги, и потому прежде чем приступить к созданию роли, надо убрать все лишние жесты…». «Пусть же каждый актер прежде всего обрисует свои жесты настолько, чтобы не они владели им, а он ими, – учил К. Станиславский. – Сокращенные жесты движения заменяются интонацией голоса, мимикой, лучеиспусканием, т. е. более изысканными средствами общения, наиболее пригодными для передачи тонкости чувства и внутренней жизни». Эти рекомендации полностью можно адресовать тренеру. В жестах тренера не должно быть ничего, что не несет информационной нагрузки.

Многое в работе тренера достигается мимикой. Для этого надо уметь расслаблять мышцы. Это самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции. Сначала научитесь в любой момент расслабить мышцы лица, лба, глаз, щек, век и затылка, т. е. мимические мышцы (психическую мускулатуру). Научившись этому, а также произвольному, сознательному контролю над состоянием этих мышц, через мысленное внимание нужно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» самоконтроль (не сжаты ли зубы, как выглядит мое лицо?) и мимические мышцы начинают расслабляться. Необходима только предварительная тренировка в расслаблении определенных групп после словесных самоприказов. Овладев умением расслабления – релаксации мимических мышц, человек приобретает значительную власть над своими эмоциями. Возможность произвольного их снятия или выбора повышается. Взгляд человека бывает злым и добрым, верящим и недоверчивым, огорченным или восторженным, улыбчивым или суровым, рассматривающим или подбадривающим. Истина – «глаза – зеркало души».

Спросите спортсменов, что они думают о глазах своих тренеров, и услышите, как много значит для них взгляд тренера – добрый или недобрый.

Возникает вопрос: нельзя ли научиться создавать необходимые жесты, мимику? Конечно же, можно. Можно добиться, чтобы эти черты тренера были свободными, естественными. Нужно помнить, что к естественности и непроизвольности приходят через сознательную психотехнику, через комплекс специальных приемов.

К сожалению, психофизические упражнения медленно доходят до тренера. Слабые знания в этой области и нечеткость практических упражнений для тренера делают самообразование мало эффективным.

Напряжение мышц и психическое напряжение может отрицательно сказываться на состоянии: вызывать зажатость, скованность, нервное напряжение. У Станиславского об этом написано так: «Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует всю нашу деятельность, активность, как напряжение мышц связывает психическую жизнь человека? Давайте проделаем опыт: вот там на сцене стоит рояль, попробуйте поднять его». Ученики с большим физическим напряжением поочередно приподнимали угол тяжелого рояля. В этот момент режиссер неожиданно приказывал: «Помножьте скорее, пока держите рояль 37 на 9. Не можете? Ну, так вспомните все магазины на нашей улице, начиная с угла переулка. И это не можете? Ну, пропойте каватину из «Фауста». Не выходит?»

Для того, чтобы выполнить задания режиссера, ученику пришлось опустить угол рояля, который с великим напряжением держал на весу, и, передохнув на мгновенье, он вспомнил все вопросы, осознал их и стал поочередно на них отвечать, вызывая в себе те ощущения, какие от него требовались.

«Таким образом, – подвел итог режиссер, – чтобы ответить на мои вопросы, вам, понадобилось опустить тяжелый рояль, ослабить мышцы и только после этого отдаться воспоминаниям. Не показывает ли это, что мускульное напряжение мешает внутренней работе и тем более переживанию. Пока существует физическое напряжение, не может быть и речи о правильном тонком чувствовании и нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия».

Мышечная разрядка необходима и тогда, когда человек слишком разгневан или раздражен чем-то. Но эта разрядка не должна обрушиваться на окружающих его людей, а должна быть обращена на какую-то работу, деятельность. Отличный пример разрядки отрицательных эмоций описан в книге А. Лука «Эмоция и личность». Замечательный нападающий, который 20 лет играл форвардом в одном из футбольных клубов Москвы, ни разу за это время не побывал на скамейке штрафников. Соперники из других команд, зная его невозмутимость, были очень грубы с ним во время игры, применяли запрещенные силовые приемы, но ни разу он не поддался искушению «дать сдачи», не ответил резкостью на резкость. Конечно, грязная игра соперников вызывала в нем возмущение и, может быть злость, но он умел эти чувства «переключить на мяч» и еще настойчивее забивал голы.

«Не существует искусства без виртуозности, без упражнения, без техники. И чем крупнее талант, тем больше они нужны. Отрицание техники дилетантами происходит не от сознательного убеждения, а от лени, от распущенности…» – так убеждал актеров Станиславский. Не существует и тренерского искусства без тренерской психотехники, которая до сих пор не занимает подобающего места при подготовке тренерских кадров в. вузах, а потому, – и в формировании профессионального мастерства тренера.

Что посоветовать тренеру? Иметь верные ориентиры. Аналогия с психотехнической подготовкой драматического актера оказывается удобной для иллюстрации и этой мысли. У Станиславского читаем: «…большие задачи являются одними из лучших психофизических средств, которые мы ищем для косвенного воздействия на душевную и органическую природу с ее подсознанием». И далее: «Мне остается советовать вам неустанно пользоваться сверхзадачей, как путеводной звездой. Тогда и все сказанное действие пьесы выполняется легко, естественно и в большей мере подсознательно».

Учение Станиславского о сверхзадаче пронизывающей изнутри, организующей каждое действие человека, и есть суть смысла учебного. Вот, например, как использовал в команде ЦСКА сверхзадачу заслуженный тренер РСФСР П. Садырин после возвращения команды в высшую лигу: «Но я и не говорил, как бывает обычно, что главная задача ЦСКА – постараться закрепиться, набраться опыта и тому подобное. Я не сомневался, что борьба за выживание в ней нам не грозит. Так же считали и ребята. Я сознательно не ориентировал их на какое-то конкретное место, а избрал такой путь: убеждал каждого, что он может и обязан попасть в сборную. Если так можно выразиться, определил игрокам их сверхзадачу. Стремление к ее решению по замыслу должно было сработать на команду». Так оно и получилось. Вернувшись в высшую лигу, команда ЦСКА сразу же стала серебряным призером первенства страны по футболу 1990 г., а в 1991 году завоевала чемпионское звание и выиграла кубок страны. Сделала «дубль», который удавался очень немногим командам.

Комплекс приемов, который Станиславский назвал психотехникой, актеру помогает быстрее вжиться в роль. А человеку познающему – быстрее и глубже приобщиться к знаниям, быстрее все освоить. Путь в познание – это путь активного воображения. Можно с уверенностью сказать, что в тренировочном процессе воображение играет одну из ведущих партий. Все основывается на великом свойстве человека – способности не только переноситься мысленно в другую ситуацию, но принимать на себя воображаемые роли. Побеждает в борьбе тот, кто знает, для чего борется. Тренер, имеющий задачу, поглощающую его внимание всецело, не может не искать и не творить. Такая установка – лучший возбудитель постоянной творческой мобильности и системности тренера. Увлеченность тренера своим делом начинается с того момента, когда в душе и в воображении его появится творческое «если бы». Творчество начинается с вымысла, воображения, – утверждал Станиславский. Через «если бы» нормально, естественно создаются сами собой внутренние и внешние действия. В слове «если бы» скрыта какая-то сила. Благодаря ему происходит что – то, от чего глаза начинают иначе смотреть, уши по-другому слушать, ум по – новому оценивать окружающее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы тренерского мастерства"

Книги похожие на "Основы тренерского мастерства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Якимов

Анатолий Якимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства"

Отзывы читателей о книге "Основы тренерского мастерства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.