» » » Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства


Авторские права

Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства
Рейтинг:
Название:
Основы тренерского мастерства
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9906734-3-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы тренерского мастерства"

Описание и краткое содержание "Основы тренерского мастерства" читать бесплатно онлайн.



2-е издание книги, вышедшей в 2003 году. Тогда это стало первым методическим изданием, в котором излагались основные аспекты тренерского мастерства с анализом многих актуальных проблем: как завоевать тренерский авторитет; спортсмен – цель или средство; профессиональные и воспитательные аспекты работы тренера. Приводимые в книге рекомендации универсальны для всех видов спорта и ориентированы как на начинающих, так и на опытных тренеров.






1. Опираетесь ли вы в своей деятельности на психолого-тренерскую теорию или просто действуете на уровне здравого смысла, методических рекомендаций и опыта коллег? Если научные психолого-тренерские знания используются вами недостаточно, постарайтесь избавиться от этого, скажу прямо, серьезного упущения. Стремитесь решения в своей тренерской практике соотносить с исходными теоретическими посылками. Вначале это будет трудно, может даже казаться лишним, но в конечном счете реально поможет вам находить правильные и интересные решения и станет вашей потребностью. Очень рекомендую объединиться в этой работе с кем-нибудь из коллег.

2. Как вы считаете, есть ли у вас собственные тренерские идеи, концепции, которые для вас важны и на которые вы опираетесь в повседневной работе? Если обнаружите, что таких четких представлений о тренерском процессе пока нет, стремитесь их постоянно формировать, привлекая для этого и своих коллег по работе.

3. Считаете ли вы, что текущее тренерское планирование носит творческий характер? Чаще задавайте себе вопрос, почему вы поступили именно так, а не иначе, чем вызвано именно такое решение в вашей практике? Это развивает творческое тренерское мышление.

4. В какой мере ваша творческая деятельность предполагает реальное сотворчество воспитанника, его познавательную активность? Стремитесь расширять круг творческих заданий спортсменам. В сущности, любое задание должно быть творческим. Если ваша задача ориентирует только на воспроизводящую деятельность, меняйте ее, придавайте ей творческую направленность. Ваша деятельность должна обеспечивать творческую деятельность группы и возможности для творческого самовыражения каждого спортсмена. Если вы составили план тренировки, проверьте, какие конкретные физические качества (сила, выносливость, быстрота и т. д.) отдельных спортсменов могут раскрыться и какие методы тренировки, используемые вами, обеспечат это. Если возникают несоответствия плана задачам тренировки, меняйте его, усиливайте удельный вес научного подхода. Поставьте перед собой цель – обеспечить физическое и творческое развитие на ваших тренировочных занятиях каждого спортсмена. Создавайте индивидуальные программы тренировки для каждого спортсмена, тогда вся палитра ваших тренерских усилий приобретет для него личностно значимый смысл.

5. Проанализируйте в какой мере и по каким параметрам ваше тренерское творчество согласуется с деятельностью коллег, стилем их работы? Стремитесь находить общее в работе с коллегами (спортивной школы, кафедры института), нивелируя вашу творческую индивидуальность, помогайте создать тренерский ансамбль единомышленников.

К. С. Станиславский писал: «Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью обстоятельств, – следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему человек поступил так или иначе? Что у него в мыслях?» Выводите из всего этого соответствующие заключения, определите ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души.

О культуре наставника

Понятие «тренерская культура» еще не приобрело права научного термина. Оно недостаточно исследовано и описано в специальной литературе. Видимо, поэтому опрос тренеров различных школ и коллективов показал, что представления о тренерской культуре самые разные.

И как ни странно, различны заблуждения начинающих и опытных тренеров. Одни тренеры искренне верят в то, что если они научат спортсменов вежливости, правилам хорошего тона, искоренят у них привычку давать друг другу прозвища, привьют им некоторый интерес к восприятию прекрасного, можно будет считать – дело сделано, культурная программа-минимум выполнена. Опытные тренеры имеют иной взгляд на проблему. Они считают, что в их задачу входят не только развитие физических качеств у спортсменов и их обучение технике или тактике своего вида спорта, но и помощь юноше или девушке в поиске образа человека для подражания, умелое воспитание в учениках желания равняться на высокие нравственные идеалы в спорте; в этом первооснова культурности. Можно привести и иные точки зрения.

Напрашивается вопрос: «а что такое культура, культурный человек, тренерская культура?

Культурный человек, по мнению академика Д. Лихачева, это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, кто обогатился всем этим, кому открылась глубина мысли прошедших веков, духовная жизнь других, кто многое понял, следовательно, стал терпелив к чужому, стал это чужое понимать».

Говоря о тренерской культуре, вероятно, следует учитывать и то, что вошло в нее из общечеловеческой культуры, и то, что порождается непосредственно тренерским трудом. Одни подразумевают под этим понятием высокий уровень тренерского образования, другие качества личности тренера, выделяя педагогический такт и уважение к личности спортсмена, третьи – тренерское мастерство и т. д. Наиболее опытные тренеры считают, что тренерская культура охватывает все сферы личности тренера, весь его жизненный опыт.

Не претендуя на научную доказательность основываясь на многолетних наблюдениях большой группы опытных тренеров, автор может назвать наиболее существенные признаки тренерской культуры как сложного качества личности тренера:

– ясно выраженная, устойчивая направленность интересов и потребностей;

– умственное, нравственное и эстетическое развитие;

– тренерское мастерство;

– доброжелательный характер, общительность, увлеченность работой;

– постоянное самосовершенствование;

– культура темперамента;

– широкий научный и художественно-эстетический кругозор;

– способность легко и естественно входить в творческое состояние, умело включаться в эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

Разумеется, тренерская культура не сводится ни к отдельно названным качествам, ни к их сумме. В ее основе лежат мировоззрение, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры человека.

Тренерская «культурная программа» должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы научить воспитанника чувствовать чужую боль, как свою, уважать человеческую личность, ненавидеть эгоизм, стяжательство, лож, фарисейство.

Культура самого тренера – это способность жертвовать личным ради воспитанников, спортсменов. Культура тренера в его истинном, а не показном уважении к личности спортсмена, пусть этому спортсмену от роду каких – нибудь 5–7 лет. Тренерская культура – в высокой терпимости, чуткости, в способности к сопереживанию. Тренер не должен забывать простой истины: спортсмен имеет свойство взрослеть, может появиться из другого коллектива со своими понятиями и привычками и тренер вынужден иногда вместе со спортсменами приспосабливаться к новым условиям. Представьте, сколько усилий потребуется тренеру, чтобы сохранить свою точку зрения в новом, коллективе? Сумеет, значит высок уровень его тренерской культуры.

Быть культурным – не значит накопить запас цифр, имен, дат, словом, разнообразной и нужной информации, которую дает образование. Этого мало. Быть культурным – значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньшая, чем роль образованности (образованный хам едва ли лучше хама необразованного).

Поучителен в этом отношении сформулированный А. П. Чеховым перечень качеств, которыми должен обладать порядочный и воспитанный человек. Изложил он это в письме к своему брату Николаю, указывая на его недостатки: «Недостаток у тебя только один… это твоя крайняя невоспитанность… Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат… Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…» А. П. Чехов показал образец и того, как можно сформировать себя. Ему удалось изжить в своем характере все, что он считал недостойным, выработать в себе культуру личности, деликатность и обаяние. В одном из писем к жене он отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы тренерского мастерства"

Книги похожие на "Основы тренерского мастерства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Якимов

Анатолий Якимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Якимов - Основы тренерского мастерства"

Отзывы читателей о книге "Основы тренерского мастерства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.