Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"
Описание и краткое содержание "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка" читать бесплатно онлайн.
Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка. Данная книга, написанная в живой и доступной манере, посвящена исследованию поэтического творчества замечательного российского поэта и философа Терентiя Травнiка. Пользуясь богатым архивным материалом, письмами, дневниками, предоставленными как самим Т. Травнiком, так и его друзьями, автор открывает для читателей необыкновенный, лиричный и в то же время философский, глубокий мир творческого наследия поэта.
Одни строки побуждают читателя восхищаться красотой окружающего мира, другие – воспринимаются как уроки, которые даёт сама жизнь, а в-третьих – узнаёшь поэтические зарисовки обыденности нашей жизни:
Я впечатленьями пишу,
Мазкую вдохновенно строки.
Стихи – стихами ублажу,
Стихами выучу уроки…
Из дневника поэта:
«Трудно ли писать? Как-то спросили меня в одном из столичных колледжей. Размышляю… Трудно ли доверить себя чистому, девственному листу? Себя… непростого, замутненного, уставшего, искаженного, неуверенного, но ищущего, надеющегося, просящего, стучащего доверить исповеди, исповеди обыкновенному чистому листу. А так ли это, и лист ли – этот простой чистый лист? Может это иное, может в этом и есть разговор со своей совестью, с самим собой, обозначенный границами самого обыкновенного белого листа – чистого листа. С первой точки, поставленной на нем, все становится по-другому, и мир узнает иное о тебе, ты открываешься ему, ты становишься видимым, а значит доступным. Теперь многое, что ты скрывал, будет открыто и понятно. Твой слог, твой ритм, твои образы станут доступны и для обсуждения, и для осуждения. С этого начинается храбрость. Сделать шаг на белый лист, это как наступить в снег… Наследить? Или оставить след?»
Март 2005 годаСама жизнь преподносит великолепный материал для написания стихов, и Травнiкъ открыто говорит, что пишет «свои стихи с натуры – с обнажённых жизней – в мастерской». В стихотворении «Как рождаются строки» поэт, не таясь, даёт ответы на многие вопросы своему читателю – откуда берутся строки будущего стихотворения и приоткрывает занавес над тайной, как «слагаются слёзы и вздохи в куплеты» и «аккордностью строфы звучат», откуда рождается красота поэтической строки, и как поэт-художник «рисует стихи целой радугой цвета, обмакнув в небо пёрышко-луч», дает свое, поэтическое объяснение того, как рождается жизнь, и «из букв льются тысячи рек, сливаясь в единое русло планеты, дают имя реке – Человек».
Человек… Мы все такие разные! Болью пронизывает стихотворение «Случай» – оно небольшое, всего три строфы, но какая большая драма жизни человеческой разворачивается в этом произведении! Мать-одиночка – мы не удивляемся этому явлению в нашей жизни – так сложилось. Но что переживает женщина, которая природой сотворена для любви, семьи и рождения детей, вдруг лишается возможности нормально реализовать свою женскую суть – быть матерью и заботится о своём ребёнке в семье. Жизнь ставит её перед выбором – убить ребёнка в утробе или дать ему жизнь. Женщина выбирает жизнь, а вслед ей несется жестокое: «Мать-одиночка!», а дальше – бытовая неустроенность, безденежье, отсутствие нормальной семьи, невозможность дать ребёнку порой самого необходимого – всё это невыносимым тяжким грузом ложится на хрупкие женские плечи. И опять жизнь ставит женщину перед жёстким выбором – дать ребёнку всё необходимое для его развития и тем самым сохранить его жизнь, но при этом лишить его материнского тепла и заботы. И в ключевой момент принятия решения дать ребёнку необходимое развитие, спасая от гибели, совершается самая печальная драма в жизни ребёнка и мамы:
«Мать-одиночка!» – горькое во след
Ей кто-то крикнул, женским был тот голос
И поменялся на вечерний свет —
Для пагубы людской не важен возраст
Вслед уходящей, молча из окна
С лицом поблекшим, будто из картона,
Смотрела из ближайшего детдома
Судьбою отлучённая весна.
Качалась неваляшка и устало
За форточку цеплялся старый плющ.
И что-то навсегда в тот миг пропало,
Как выпал из кармана к жизни ключ
Страшная реальность нашей жизни, становится почти невыносимой, заостренной, кричащей, найдя место в поэтическом слоге. Многократно усиленная образностью мастера и, сжатая им до трех строф, она становится призывной, обволакивающей и той самой, от которой невозможно отмежеваться, убежать, спрятаться, но также почти невозможно принять, даже в стихе. Стихотворение учит: надо всем нам научиться милосердию друг к другу, чтобы не «выпадал к жизни ключ» из материнского «кармана» и у каждого ребёнка было счастливое детство, чтобы рос он в любви и материнской заботе, чтобы крепким сохранился фундамент жизни ребёнка – базовое доверие к миру.
Герменевтика поэтического слова
Есть такой способ познания, метод исследования – герменевтика, наука о создании и понимании знаково-символических систем. «Мысль, выраженная в знаковой форме, есть логический образ факта. Именно он является его смыслом». Знаковая форма – это слово автора, его поэтическая строчка, и наша задача не просто прочитать фразу или слово, а понять смысл этой фразы. «Слова используют для передачи смысла, когда смысл понят – слова отбрасывают», – эта глубокая мысль принадлежит китайскому философу Чжуан цзи, жившего предположительно в IV веке до нашей эры.
Герменевтика – происходит от греческого – hermeneutike – искусство толкования, что означает в широком смысле искусство истолкования и понимания текста. Само слово герменевтика восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные мысли. Основными принципами герменевтики являются принципы понимания и объяснения, интерпретации. Так и поэт своим творчеством передает нам, своим читателям свое понимание и объяснения красоты мира, «пропущенного» через свое сердце, в котором «бережно несёт дар, что приобрёл прикосновеньем свыше». Как важно научится не только взором и чувствами воспринимать слова поэта, но и уметь духом постигать смысл, заложенный автором в поэтических строках.
Давайте, опираясь на основы герменевтики, внимательно прочитаем удивительно яркое по своей тайнописи стихотворение Травнiка «Классика», воспевающее XIX «серебряный» век России, который поэт называет «душой» и постараемся постигнуть глубинный смысл, заложенный поэтом в его строках. Именно XIX век подарил миру целую плеяду великих русских имен поэтов, композиторов, художников, писателей. В стихотворении Т. Травнiкъ называет великие фамилии, они на слуху и на языке всего мира и вдруг… неожиданно читаешь одни отчества, без имени и фамилии. Думающий читатель воскликнет: В чем смысл, перечисленных отчеств? Только ли для рифмы использует их поэт? Только ли для связки слов? Ведь для поэта каждое слово в строке важно, значимо и несёт определённую смысловую нагрузку. Кто, как не поэт дает слову такую непомерную значимость и весомость, да-да, именно слову. А может в этом и есть тайна и более глубокое знание передаёт нам Травнiкъ этими строками? Есть над чем поразмыслить.
Внимательно вчитываешься в первые строки, сопоставляешь с названием стихотворения…«Классика» и, вдруг – понимание, как озарение! Вот он смысл поэтической строки с отчествами, к каждому из которых предшествует уточнение «великий русский»: писатель Федор Михайлович Достоевский, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, композитор Пётр Ильич Чайковский, писатель Николай Васильевич Гоголь, композитор Михаил Иванович Глинка, поэт Александр Сергеевич Пушкин, писатель Антон Павлович Чехов…
И «пока Васильич и Иваныч, Сергеич, Палыч на посту», эти «солдаты», защищающее самое дорогое – свою Родину, наш могучий русский язык – «единственное подлинное богатство России», как сказал сам поэт в одной из наших встреч, Россия «живёт и будет жить»! Вот сколько «жизни наперёд» и любви дал девятнадцатый век всему миру и России. Чувство гордости за великую, могучую державу переполняет сердце автора, и это чувство передаётся нам, его благодарным читателям и потомкам великих сынов России. Я не буду здесь приводить это стихотворение, оно очень известное и есть во многих переизданных сборниках поэта, но напомню о другом, ином, но равно обращенном к создателям и хранителям русской словесности:
О Боже, как они любили
Всем сердцем Родину свою!
Тебе ль не знать о них, Россия,
О том, о ком я говорю
Поэты! Русские поэты!
Не переплавленные в медь,
Их жизнью шитые сонеты
Не дали слову умереть
Часто душа моя отзывается удивлением на простоту и красоту поэтических строк поэта. Строчки запоминаются без усилий, их не надо заучивать, они сами входят в сердце и остаются там навсегда. Отчего так? «Просты, как голуби лишь дети…». Именно чистоту детского восприятия мира Терентiй Травнiкъ сохранил в своем чувствительном сердце, а отсюда и простота, и красота, и выразительность слога. Обращаясь к Творцу, поэт восклицает:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"
Книги похожие на "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"
Отзывы читателей о книге "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка", комментарии и мнения людей о произведении.