» » » » Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка


Авторские права

Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка

Здесь можно купить и скачать "Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"

Описание и краткое содержание "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка" читать бесплатно онлайн.



Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка. Данная книга, написанная в живой и доступной манере, посвящена исследованию поэтического творчества замечательного российского поэта и философа Терентiя Травнiка. Пользуясь богатым архивным материалом, письмами, дневниками, предоставленными как самим Т. Травнiком, так и его друзьями, автор открывает для читателей необыкновенный, лиричный и в то же время философский, глубокий мир творческого наследия поэта.






А теперь – смотрите, как в летний дождь «по стволам стекает небо», как «тишина протуманивает озеро, и ресницы дрожат камышей», как «роса лучится и сверкает». Попробуйте и ощутите, и у вас непременно получится почувствовать, как в крещенскую ночь

                   …студеная водица
Незримой радостью искрится,
И ночь морозна и не спится.
И жемчугом речным луна
На тёмном бархате томится;
И окунаются созвездья,
Шипя, касаясь кромки льда…

Почувствуйте всем своим существом, как утро «с прохладой в окно дышит травой свежескошенной и нашепты дарит с оттенком зари». Читая эти строки, мы не думаем о том, какие образные средства языка использовал поэт, создавая эти в прямом смысле поэтические шедевры. Как живая возникает эта картина перед нашим внутренним взором и трогает наше сердце, потому что наблюдения и переживания поэта воплощены в ней поразительно точно с помощью богатых средств поэтического языка. Сердце ликует от восторга, исцеляется созданными поэтическими образами и напитывается всей этой благодатью, увиденной поэтом и запечатленной им на страницах своих книг в поэтическом слове.

Выдающейся чертой поэзии Т. Травнiка является виртуозное владение словом, высокая художественная точность и выразительность в описаниях, в передаче своих мыслей и чувств – своему читателю. «…Я часто думаю о слове, зашитом в музыку стиха…» – замечает сам поэт, обращаясь строкой ко всему своему творчеству. Слово, как известно, строится из звуков и, в большинстве языков – из букв, содержащихся в алфавите языка. «Чёрным на белом буквы горят. Слово в начале – всё как велели». В своих стихах поэт часто пишет «Слово» с большой буквы, напоминая нам о смысле, заложенном в таком словонаписании, каждый раз возвращая этим нас, своих читателей, к первоистокам, к Логосу – обозначающим Бога, и к Богу Слова – Иисусу Христу. Не перестаёшь удивляться тому, что создавая свои поэтические образы, поэт использует самые привычные, всем понятные, всеми употребляемые слова, но при этом, какой ёмкостью и точностью обладает каждое слово! При создании своих поэтических произведений, автор виртуозно воплощает в поэтических строках неписаное правило: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Невольно вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя, сказанные писателем о произведениях Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837): «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт».

В завершении этой главы приведу еще одно стихотворение поэта и позволю себе процитировать его полностью:

«А» дам – сказал Адам,
Всё остальное – сами.
Все тридцать две ступени
Вам идти. Я был в аду,
Чтоб алфавитный камень
Упавший с древа на земле найти.

От буквозёрен, до словоколосья
Нам хлеб души из трудностей растить
Чтобы из А-ад до Я, расставив в муках точки,
Нагорный путь судьбы своей пройти

Сколько глубинного смысла сокрыто в этих поэтических строках поэта! Душа купается в этой глубине, трепещет, напитывается этим смыслом, идущим от слов, растёт и развивается. Какое же это чудо, читая глазами строки поэта, душой, через дух, постигать смысл прочитанного. Глубочайшее, многоплановое, поэтическое, философское стихотворение-размышление о жизни человека. Буквально каждое слово в стихотворении имеет «бездну пространства» и «необъятно», так как вмещает в себя гораздо больше знаний, чем само обозначение этого слова и смысла этого слова, лежащих на поверхности: Адам – первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода, согласно Пятикнижию Ветхого завета. Адам был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Древа познания добра и зла. В христианской теологии Адам – символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам – всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» – Иисусом Христом. С Адама, началась история жизни человечества на Земле, как с буквы «А» начинается практически любой алфавит. В русском алфавите – 33 буквы, первую «А» Адам назвал, из остальных тридцати двух – мы, как из букв слова, складываем свой жизненный путь. Вот что означают 32 ступени в строке! Буквы, что зёрна, из которых вырастают «словоколосья» – наши дела и поступки. Из них складывается вся наша земная жизнь.

Важно так прожить свою жизнь, чтобы преодолевая жизненные трудности, «нам хлеб души из трудностей растить» и, опираясь на вечные законы добра, изложенные в Нагорной проповеди, по-христиански построить свою жизнь и принести плод духовного преображения своей личности. Да, жизненные трудности развивают наш дух, а вбирая в себя поэтическое слово Т. Травнiка, одухотворяется и наша душа. Вот так слово поэта, вложенное в поэтическую строку, способно пробить каменное сердце человека и посеять в нём и разумное, и доброе, и вечное.

Верными дорогами

Каждый год, на протяжении не одного десятка лет, после восьми месяцев труда «почти наизнос» в городе, Т. Травнiкъ отправляется в путешествия по стране: «Вновь предо мной только белый лист – неведомая дорога, новые паруса и ощущение ничего не знающего старца-ребенка. Я ухожу бродить, искать… Жить, чтобы в который раз написать чернильной пылью дорог со своих стоптанных башмаков: люблю…». Дорога без конца…

Я по полю иду, в руках посох держу,
За спиной холщовая сумка.
По родной стороне, я иду налегке,
Чтобы видеть, слышать и думать

Об этом писал поэт в свои двадцать шесть лет. Об этом он пишет и сейчас, продолжая уходить почти на полгода в паломничества, собирая по пути в своих дневниках удивительные росы впечатлений, которые позже вырастут в строки, а затем и в строфы, наполнив нас, читателей, неподдельной радостью от прочитанного, от сопереживаемого вместе с поэтом мира. Эти «странничества» благотворны и целительны для поэта. Русские просторы, глубина и одновременно естественность родной земли обновляют и умиротворяют. И хотя, порой, это физически нелегко – часто поэт живёт в деревенском заброшенном доме, ночует в шалаше в лесу, а то и просто в поле в стоге сена, без привычных городских удобств – но, по выражению самого Травнiка, «исцеляются мысли, а значит и тело». Не может русский человек без этого живого глотка и, тем более, русский поэт.

Не могу без широкого неба подолгу,
Без рязанских полей, без рассветной звезды…

Не один год Терентiй – «уставший скиталец, надорвавшийся от перемен», ездил пожить и потрудиться в разные православные обители. Начало таким поездкам было положено в далёкие 90-е годы прошлого века, когда поэт вместе со своим старинным другом, знаменитым живописцем Вадимом Геннадьевичем Овсянниковым, ставшим позже священником, стал путешествовать по России, делая совместные литературно-художественные зарисовки. Много позже эти удивительные дневниковые записи перерастут в художественные произведения «Песнь земли русской», «По весям и по градам», «Губернский круг» и положат начало совместной работе Травнiка с фотохудожником Татьяной Викторовной Кудиновой в проекте «Москва московская», вместившем в себя тысячи фотографий города, точнее его центральной части, сделанными в течении весенне-летнего периода 2005 года. Сейчас эта значительная работа стала бесценной, ибо многое, запечатленное фотографами, увы, навсегда исчезло с лица московской земли.

Путешествуя, поэт посетил немало храмов Подмосковья. Усадьба Антона Павловича Чехова в Мелихово, точнее храмы Рождества Христова и Крестовоздвиженский, что расположены недалеко от этой усадьбы, напрямую связаны с именем поэта. Более десяти лет возрождались они Терентiемъ и его многочисленными друзьями под духовным окормлением настоятеля иерея Вадима. Сохранилось четыре трехчасовых фильма об этом времени «Мелихово на рубеже веков». В воссозданном храме приняли таинство святого крещения некоторые из друзей Травнiка, а в январе 2002 года в храме Воздвижения Креста Господнего венчались родители поэта.

Продолжая тему, надо сказать, что не всегда поэт паломником посещал обители, но бывало и трудником, трудясь во Славу Божию. Монастырская жизнь – жизнь особая, к ней не столько привыкнуть надо, сколько полюбить, прочувствовать со всеми ее немудреными делами. А дела всякие бывали: приходилось и просфоры печь, и на пилораме потрудится, и на клиросе петь, и пономарить, и алтарничать – все по благословению. Вот как описывает монастырскую жизнь Т. Травнiкъ в одном из своих писем: «Пять утра. Вот и подъем. Еще с вечера решили с отцом Феодором поехать на рыбалку. Спалось плохо. Всю ночь тоскливо кричала сова, а вот и петух подхватил и продолжил совиную ноту, но как-то мажорно, по-утреннему, с эдаким августовским мордентом. Еще темно и безлунно, и очень, очень тихо. Готовим резиновую лодку, молчим. А еще в моё послушание нередко входит сбор грибов. Гуляю по лесу, да собираю. Места грибные здесь, бывало, за день принесешь ведер пять опят и плетеную корзиночку подберезовиков и подосиновиков. Потом сестры, что на послушании при монастыре их обрабатывают да по банкам, это на год к трапезам, да на посты…».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"

Книги похожие на "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Соловьёва

Ирина Соловьёва - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Соловьёва - Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка"

Отзывы читателей о книге "Поэзия одной строки… Публицистические очерки о творчестве поэта Терентiя Травнiка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.