» » » » Валентин Фурсов - Мониторинг образования


Авторские права

Валентин Фурсов - Мониторинг образования

Здесь можно купить и скачать "Валентин Фурсов - Мониторинг образования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мониторинг образования
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мониторинг образования"

Описание и краткое содержание "Мониторинг образования" читать бесплатно онлайн.



В книге изложены новые научные положения, проясняющие сущностные черты мониторинга как метода научного познания, характер его применения в системе образования, что позволяет расширить границы его понимания и увеличить эффективность практического применения как основы анализа закономерностей в образовательном пространстве, социального моделирования и прогнозирования. Книга имеет научно-практический характер и ориентирована на управленческих работников, НПР, студентов социально-гуманитарных вузов.






Необдуманные социальные эксперименты обходятся обществу очень дорого. Снижение до минимума управленческих рисков в системе образования – сегодня одна из самых актуальных задач, стоящих перед системой образования в целом. Новые мировые реалии диктуют особые задачи. Сегодня необходимо ориентировать образовательную практику на стратегию упреждающего развития, включающую в себя проектирование, моделирование и реализацию саморазвивающихся и самоорганизующихся образовательных систем. А значит, образование, и как процесс и как соответствующую сложную систему нужно рассматривать синергетически, используя современные философские подходы [87].

Система столичного образования уникальна. Она – локомотив российской образовательной системы. В московском образовательном пространстве активно накапливается опыт инноваций, и здесь в первую очередь дает о себе знать эффект от реализации централизованных образовательных проектов. В Москве успешно работает система поэтапного целевого планирования развития образовательной системы, выраженная в городских целевых программах. Это ориентирует образовательную систему на устойчивый рост и развитие, закрепление позитивных результатов, преемственность ступеней и форм образования, сокращение тупиковых направлений. Последовательная реализация московских и федеральных программ и проектов направлена на создание единой информационной и инновационной среды, научно-методической, материальной и кадровой базы, формирование адекватного соответствия реальной образовательной деятельности поставленным задачам, а также организации и совершенствования в московских педагогических системах целостного учебно-воспитательного процесса, его форм и методов. Все это дает возможность другим регионам не только воспринимать создаваемые в Москве инновации, но и учиться на опыте и ошибках самой презентабельной и крупной в России «экспериментальной площадки».

Система столичного образования находится в фокусе влияния как положительных, так и отрицательных факторов, типичных для всего социально-экономического и политического пространства России. Москва – крупнейший научный и управленческий центр, где формируются концептуальные подходы и реальная управленческая политика в области образования [88].

Этим определяется важность и актуальность разработки, внедрения и непрерывного совершенствования социально-управленческих методов системного изучения, оценки эффективности деятельности института столичного образования по реализации целей и решению совокупности объективных задач ставящихся современным российским обществом [89].

Мониторинг системы образования, в основу которого должен быть заложен комплексный общественно-государственный подход, наилучшим образом отвечает интересам решения задач устойчивого развития московской образовательной системы. Время требует, чтобы такие инновационные методы были досконально отработаны на социально-философском, социологическом, управленческом, дидактическом и педагогическом уровнях. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы они были комплексно интегрированы в образование в виде целостной и строго научной системы информационно-аналитической поддержки принятия и реализации управленческих решений в области общего (полного) среднего образования московского мегаполиса.

В системе социально-гуманитарных наук образование рассматривается в неразрывной связи с обществом и государством. Научная и философская мысль исторически стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать ценности и пределы образования. В этой связи можно напомнить имена Сократа2, Платона3, Аристотеля, Руссо4, Локка5 и других ученых, философов и мыслителей, которым человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования.

Немецкая философия XIX века в лице Канта, Шлейермахеля, Гегеля, Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности, ее самосознания, предложила пути реформирования систем школьного и университетского образования.

Крупнейшие мыслители, в числе которых можно привести имена В. Дильтея6, К. Ясперса, А. Н. Уайтхеда7 и др. размышляли о проблемах образования, выдвигали проекты новых образовательных институтов.

Не менее ярко проявила себя в области осмысления образования отечественная школа выдающихся русских философов, педагогов, мыслителей. Достаточно вспомнить такие имена, как М. В. Ломоносов8, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, А. С. Хомяков9, Л. Н. Толстой10, М.Н.Катков11, П. А. Столыпин, С. А. Рачинский12, В. А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, В. В. Зеньковский13, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, С.И.Гессен14, А.Т.Павлов, И. П. Тутышкин15, других ученых и общественных деятелей, творивших на Родине и в эмиграции16.

С утверждением социологии в качестве самостоятельной науки была выявлена взаимосвязь между развитием человеческой личности и социума (О. Конт). Работа Э. Дюркгейма «Педагогика и социология» посвящена системному рассмотрению образования, воспитания и самосовершенствования человека как «…явление главным образом социальное как по своим функциям, так и по происхождению, и, следовательно, педагогика зависит от социологии сильнее, чем от любой другой науки»17.

Комплексное рассмотрение образования в связи со всеми сферами жизнедеятельности общества на социально-философском уровне осуществляли Г. Спенсер, М. Вебер, Н. Кареев, П. Сорокин18. Из отечественных ученых и философов: Б. Н. Бессонов19, Н. П. Пищулин20, П. С. Гуревич21, А. С. Запесоцкий22, Б. С. Гершунский23, В. М. Кондратьев24 и др.

Вопросы мониторинга в образовании освещались А. Н. Майоровым25, как средства социальной диагностики качества образования А. А. Шаталовым, В. В. Афанасьевым26 и др., как инструмента оценки качества образовательных услуг и для комплексной оценки деятельности московской образовательной системы Н. П. Пищулиным, Л. Н. Холодновой,27, С. Е. Шишовым28, О. В. Ковальчук29, как технологии самоисследования и саморегуляции в педагогических коллективах К. Я. Вазиной30, для прогнозирования воспитательных систем Л. Е. Никитиной и др.31, с точки зрения методологии и технологии в педагогике В. И. Андреевым32. Использование мониторинга в системе управления образовательным учреждением изучали А. Н. Рычихина33 и др., вопросы организации мониторинга качества обучения выпускников средней школы – Г. Н. Рогожина34, социологический мониторинг региональной системы образования Л. Ф. Холодновой35 под руководством В. В. Рябова и Н. П. Пищулина, как направления совершенствования системы социологических измерений образовательного процесса в школах В. А. Викторовым36 и другими представителями социологической школы МГПУ.

В настоящее время в системе образования используется малая часть возможностей, которые предоставляет мониторинг. Как метод познания он никем не рассматривался в социально-философском аспекте. По этой причине значительная часть мониторинговых исследований не выявляют движущих сил изучаемых процессов и явлений, ввиду чего прогностические возможности этого мощного метода используются незначительно, ценность их результатов намного ниже, чем могла бы быть, поскольку извлекается лишь малая доля потенциальной информации. Связь с управленческой практикой недостаточна. Система управления недополучает ценной и важной информации и не имеет возможности апробировать сценарии своих решений на аналитических моделях. Разумеется, что в этих условиях управленческая эффективность не выходит на достойный уровень, увеличиваются риски [91].

Тем не менее, мониторинг обозначен в качестве первостепенной меры минимизации рисков при достижении целей государственной программы развития образования г. Москвы, где прямо указано, что «В рамках мониторинга достижение конкретных целей и решение задач Программы отслеживается с использованием системы количественных показателей и качественного анализа. Обратная связь об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий»37.

В то же время, как метод научного исследования и познания закономерностей сложных систем, мониторинг не будет иметь себе равных, если его рассматривать синергетически, как когнитивную систему, используя междисциплинарный подход. Благодаря этому, достоверность результатов и аналитических выводов социально-философских и социологических исследований может быть многократно повышена. Мониторинг целесообразно органически интегрировать в управленческую систему, и тогда он станет действительно высокоэффективным инструментом инновационной управленческой практики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мониторинг образования"

Книги похожие на "Мониторинг образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Фурсов

Валентин Фурсов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Фурсов - Мониторинг образования"

Отзывы читателей о книге "Мониторинг образования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.