» » » Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1


Авторские права

Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство ЛитагентСадраa5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Рейтинг:
Название:
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-906016-49-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Описание и краткое содержание "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемый сборник содержит обзор взглядов на проблемы педагогики пятерых известнейших мусульманских мыслителей: Ибн Мискавайха, Зарнуджи, Сухраварди, Ходжи Туси и Маулави. Изучение их богатого философского наследия способно оказать немалую помощь при создании исламской педагогической системы, а также может стать отправной точкой для изучения истории исламской мысли и цивилизации в целом.

Данный сборник может быть полезен не только в учеб но-практическом плане, но сможет иметь также теоретическое и исследовательское применение, послужив началом для классифицирования педагогических школ в исламской истории, их анализа и критики.

Сборник предназначен для специалистов в области исламской педагогики, а также для широкого круга читателей, интересующихся развитием исламской философской мысли.






Добродетели и пороки

Как было сказано выше, человек располагает тремя разными силами. Это сила разума, именуемая так же властной силой, благодаря которой человек может размышлять и познавать истины вещей. Источником этой силы является головной мозг. Другая сила, с которой связаны такие чувства, как страх, бесстрашие, гнев, тщеславие и т. п., называется силой гнева, или звериной силой. Её источник – сердце. И, наконец, третья сила, которая побуждает человека к удовлетворению физических потребностей и получению плотских удовольствий, называется силой страсти, или животной силой. Источником этой силы является печень.

Каждая из этих сил укрепляется или ослабевает в зависимости от характера, воспитания и привычек чело века. Следовательно, если ход развития силы разума умерен и направлен на постижение правильных, а не мнимых знаний, то в таком случае возникает такая добродетель, как учёность и, как следствие, мудрость. Если сила страсти будет также умеренно развиваться, контролироваться силой разума и не впадёт в пучину страстей и желаний, то тогда возникнет такая добродетель, как целомудренность. Также если ход развития силы гнева будет ровным и правильным, то, следуя силе разума, он приведёт к такой добродетели, как смелость. Итогом и венцом этих трёх добродетелей является четвёртая, самая лучшая и совершенная добродетель – справедливость[84].

а) Корни и виды добродетелей

Добродетели имеют четыре основы: мудрость, целомудренность, смелость и справедливость. Каждая из них является источником многих других человеческих добродетелей, которые считаются ответвлениями[85]. Ибн Мискавайх вкратце разъясняет, какие добродетели берут начало в этих четырёх основных добродетелях.

От мудрости происходят следующие добродетели:

1. Смышлёность: быстрое и лёгкое постижение конечных последствий.

2. Память: незыблемость отразившейся в уме или воображении картины.

3. Разумность: соразмерность поисков истин вещей с возможностями души.

4. Чистота разума: способность души извлекать уроки и подводить итоги.

5. Сила разума: внимательность души к необходимым предпосылкам.

6. Лёгкость усвоения: сила души и проницательность, благодаря которой теоретические вопросы легко постигаются[86].

Целомудренность дарует человеку множество добродетелей, главные из которых следующие:

1. Скромность: воздержание души ради предотвращения дурных поступков и уместных упрёков.

2. Кротость: спокойствие души при возбуждении страстей.

3. Терпение (сабр): сопротивление запретным плотским утехам и наслаждениям.

4. Щедрость: умеренная благотворительность в определённых случаях.

5. Свобода (хурриййа): душевная добродетель, которая побуждает человека зарабатывать состояние дозволенными путями и расходовать его на дозволенные цели.

6. Неприхотливость: умеренность в еде, питье и одежде.

7. Умиротворённость (дамаса): смиренность души перед красотами и её стремление к ним.

8. Порядочность: душевное состояние, которое побуждает человека к упорядочиванию своих дел.

9. Добрый нрав (хусну худа): любовь и приверженность к само совершенствованию.

10. Миролюбивость: мирное сосуществование с другими по собственному желанию, а не по принуждению.

11. Степенность: размеренность движений и действий.

12. Набожность: постоянное совершение благих дел, что указывает на совершенство души[87].

Добродетели, которые происходят от смелости, это:

1. Великодушие: готовность души к свершению великих дел.

2. Храбрость: уверенность в себе перед лицом трудных задач без проявления нетерпения.

3. Старательность: добродетель, которая помогает человеку преодолевать трудности во имя счастья.

4. Непоколебимость (субат): способность переносить трудности и невзгоды.

5. Кротость: добродетель, которая дарует душе такое спокойствие, благодаря которому она не сеет смуту и не гневается по пустякам.

6. Умиротворённость: способность контролировать себя в сложных ситуациях.

7. Доблесть: стремление к свершению великих дел во имя славы и доброго имени.

8. Выдержка: духовная сила, которая путём упражнений способна использовать органы тела в чувственных вопросах[88].

Добродетелей, которые происходят от справедливости, очень много, поэтому мы укажем лишь на некоторые из них.

1. Верность: искренняя любовь, которая побуждает человека быть внимательным к своему другу и по мере своих возможностей совершать ради него благие дела.

2. Привязанность: гармония взглядов и убеждений, которая формируется в результате общения с другими и которая приводит к взаимодействию в лучшем устройстве жизни.

3. Поддержание родственных связей: сопереживание родным и родственникам в радости и горе.

4. Альтруизм (исара): совершение равного или большего добра в ответ на добро, проявленное другими.

5. Коммуникабельность (хусну ширка): равнозначное участие в благих делах с другими членами общества.

6. Решимость: оказание помощи без последующих сожалений и попрёков.

7. Снискание любви: привлечение всеобщей симпатии посредством благих дел и отношений.

8. Покорность Богу: служение Всевышнему Господу, почитание Его избранных рабов из числа ангелов и людей и следование Его шариату[89].

б) Корни и виды пороков

Как было отмечено выше, добродетели – это умеренное состояние нрава. Поэтому если эти четыре добродетели впадут в одну из крайностей, то пере станут быть таковыми и превратятся в пороки. Конечно, крайностей в зависимости от времени, места, ситуации и других положений много, и потому пороки бес численны, и факторов, склоняющих ко злу, больше, чем мотивов, побуждающих к добру. Кроме того, степень умеренности одних и тех же качеств может варьироваться в разных людях.

Следовательно, основными пороками являются не четыре, а восемь качеств. Это заумность и глупость – две крайности мудрости. Алчность и апатичность – две крайности целомудренности. Трусость и безрассудство – дисбаланс смелости. Несправедливость и угнетенность – две противоположности справедливости.

Эти восемь качеств разъясняются Ибн Мискавайхом следующим образом.

1. Заумность: использование силы разума недостойным образом или там, где не следует.

2. Глупость: отказ от силы разума и мышления, под которым подразумевается не врождённая умственная отсталость, а нехватка воли.

3. Алчность: погружение в удовольствия и преступание граней приличия.

4. Апатичность: отсутствие всякого желания и стремления к дозволенным наслаждениям, которые необходимы телу и душе.

5. Трусость: страх перед совершением того, что необходимо.

6. Безрассудность: стремление совершить то, чего лучше избежать.

7. Несправедливость: приобретение власти и имущества недозволенным путём.

8. Угнетённость: терпение несправедливости в отношении себя[90].

От каждого из этих восьми корней идут многочисленные ответвления пороков.

Удовольствие и его виды

Удовольствие – это ощущение приятных чувств, а страдание, наоборот, – ощущение неприятных чувств. Способность чувствовать удовольствие и страдание возникает в животных на первых стадиях их формирования. Вследствие этой способности они стремятся к тому, что приносит им удовольствие, и избегают того, что причиняет страдания. Каждое живое существо может получать удовольствие по-разному. Так, червяки и насекомые любят помёт и навоз, а пчёлы – нектар.

Для того чтобы удовлетворять свои физические потребности, человек располагает особыми чувствами удовольствия и страдания, и фактически он получает удовольствие от устранения чувства страдания. Например, утоляя свой голод и жажду, он избавляется от вызываемых ими страданий, и это доставляет ему удовольствие. Или, например, одеваясь по погоде, он спасается от зноя или стужи; вступая в брак, он удовлетворяет свою сексуальную потребность.

Следовательно, удовольствия человека сродни лекарству от страданий. Поэтому они должны быть умеренны, так как впадение в одну из двух крайностей в этом от ношении приведёт человека к иным страданиям и не дугам и даже к смерти[91].

Одни человеческие удовольствия являются чувственными. Они берут своё начало в силе страсти и силе гнева. В этом отношении человек схож с животными.

Подобные удовольствия акцидентны и преходящи, и чрезмерность в них может привести к страданиям. По скольку они присущи самой природе человека, он уделяет им больше внимания. Главные чувственные удовольствия – это удовольствие от еды, сна, секса, мщения, власти и т. п.[92]

Другие же удовольствия, которые присущи только человеку, являются рациональными. Они сущностные и постоянные. Чрезмерное получение этих удовольствий не только не приносит человеку страданий, но и вызывает более глубокие приятные ощущения. Но поскольку они не отвечают его естественным желаниям, для их достижения необходимо терпеливо следовать религиозным предписаниям и наставлениям родителей и благодетельных людей. Но всё же рациональные удовольствия – самые высшие и благородные, и они стоят того, чтобы человек отказался ради них от многих чувственных удовольствий и перенёс много страданий[93].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Книги похожие на "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1"

Отзывы читателей о книге "Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.