» » » » Максим Артемьев - Путеводитель по мировой литературе


Авторские права

Максим Артемьев - Путеводитель по мировой литературе

Здесь можно купить и скачать "Максим Артемьев - Путеводитель по мировой литературе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент5 редакцияfca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Максим Артемьев - Путеводитель по мировой литературе
Рейтинг:
Название:
Путеводитель по мировой литературе
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-699-85508-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путеводитель по мировой литературе"

Описание и краткое содержание "Путеводитель по мировой литературе" читать бесплатно онлайн.



Цель книги – в остроумной и невероятно познавательной форме дать возможность быстро и доступно узнать об особенностях и основных именах в той или иной национальной литературе. Путеводитель станет незаменимым помощником для тех, кто стремится быть образованным и культурным человеком и выделяться нестандартными знаниями и подходом.






Поэзия в первой половине I века до н. э. еще уступает прозе. Она представлена двумя именами: Титом Лукрецием Каром (99–55 до н. э.), написавшим натурфилософскую поэму «О природе вещей», и Гаем Валерием Катуллом (87–54 до н. э.). Лукреций проповедовал эпикуреизм, стараясь дать всему на свете логическое объяснение и преодолеть страх смерти. Катулл – автор ярчайшей любовной лирики, по большей части обращенной к его возлюбленной Лесбии, сложные отношения с которой он описывал эмоционально и с большой психологической глубиной, став новатором римской поэзии.

После убийства Юлия Цезаря и прихода к власти его внучатого племянника Октавиана Августа начинается августианский период «золотого века». Император уделял большое внимание поэзии, покровительствуя самым великим ее представителям, в том числе через своего доверенного соратника Мецената. Уставшие после гражданских войн поэты приветствовали установление империи, означавшее мир и порядок, и воспевали Августа. Расцвет культуры при нем был таков, что понятие «августианский» применяется ко многим периодам в литературах разных стран, когда при покровительстве двора возникает целая плеяда первоклассных талантов.

Понятие «августианский» применяется ко многим периодам в литературах разных стран, когда при покровительстве двора возникает целая плеяда первоклассных талантов

В этот период поэзия решительно берет вверх, и на сцену выходят три самых великих римских поэта: Публий Вергилий Марон (70–19 до н. э.), Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.– 8 до н. э.) и Публий Овидий Назон (43–18 н. э.). Вергилий – бесспорный (ему приписывают и другие сочинения) автор трех поэм: «Буколики», «Георгики» и «Энеида», из которой Онегин «помнил, хоть не без греха… два стиха». «Буколики» – это сборник из десяти пастушеских идиллий, написанных в подражание Феокриту. «Георгики» – дидактическая поэма о сельском труде, воспевающая мирные занятия земледельцев в эпоху гражданских войн. «Энеида» – эпическая поэма, продолжающая историю Троянской войны. Она повествует в 9896 строках (значительно меньше «Одиссеи») о бегстве Энея из горящей Трои, его дальнейших странствиях и прибытии в Италию, где он становится основоположником римской цивилизации, и предком императора Августа.


# Вергилий

«Энеида» с момента своего появления (Вергилий умер, не закончив буквально нескольких строк) стала сразу национальным эпосом римлян, который они считали равным «Илиаде» и «Одиссее» и которая по своему значению соответствовала «Махабхарате» или «Рамаяне» индийцев или сказаниям о Гильгамеше древних вавилонян. Поскольку в Западной Европе вплоть до Возрождения поэмы Гомера были неизвестны, то «Энеида» оставалась единственной классической поэмой, доступной на протяжении Средних веков. Недаром Данте в своем путешествии в загробный мир избрал своим провожатым Вергилия. Утверждают, что если бы даже «Энеида» не дошла до нас, то ее целый текст можно было бы восстановить по цитатам из нее в произведениях других древних авторов. На «Энеиду» ориентировались и Камоэнс, и Ронсар, и многие другие, создавая свои варианты национальных поэм. Даже украинская и белорусская литература имеет в своем начале ироикомические переделки «Энеиды» – Котляревского и Ровинского. И в XX веке Иосиф Бродский обращался к тематике Вергилия в «Дидоне и Энее». По сюжетам «Энеиды» – так же как по сюжетам гомеровских поэм – создано немало шедевров в живописи, скульптуре и музыке (например, оперы Г. Перселла «Дидона и Эней» или Г. Берлиоза «Троянцы»).

Впрочем, в последние двести лет Вергилию не везло – его противопоставляли Гомеру, обвиняя в искусственности, надуманности, отсутствии подлинного вдохновения. Многим не нравилось его воспевание имперской роли Рима. Но как бы там ни было, Вергилий – самый великий поэт латинского языка, его стихи отличаются сжатой отточенностью, блестящей звукописью.

Горацию, сыну вольноотпущенника, участнику гражданских войн на стороне противников Октавиана Августа, повезло больше. Он не воспринимался последующими поколениями как официозный поэт, хотя, безусловно, поддерживал императора, перейдя на его сторону, и даже сочинил «Юбилейный гимн» для исполнения на «Вековых играх». Произведения Горация также дошли до нас целиком – сборники «Сатиры», «Эподы», «Оды», «Послания». В своих стихах он предстает мудрецом, философом, искателем «золотой середины». Ряд его выражений также стали пословицами – «лови день» (carpe diem), «красиво и сладостно умереть за отечество». Такие его стихотворения, как «Памятник» или «Искусство поэзии», многократно переписывались поэтами последующих веков: Державиным, Пушкиным, Буало.

Овидий был младшим современником Вергилий (его он только видел мельком) и Горация. Вначале окруженный почетом, он был внезапно по распоряжению императора сослан на север – к устью Дуная, откуда писал скорбные и жалостливые «Скорбные послания» и «Письма с Понта». Овидий славен как великий певец любви – ему принадлежат поэмы «Любовное искусство», «Лекарство от любви» и сборник «Любовные элегии». Полагают, что именно своими поэтическими нескромностями он заслужил немилость стареющего и все более ханжеского Августа. Также Овидий написал «Метаморфозы» – пересказ мифов древности, герои которых проходят через перевоплощения, и «Фасты» – поэтическое объяснение римских праздников. Трагическая судьба Овидия привлекала особенное внимание в эпоху романтизма. Его не раз вспоминал в своих стихах Пушкин, сравнивая себя с великим изгнанником, причем находившимся в тех же местах, что и Пушкин.

Вместе с этими тремя титанами поэзии при Августе творили два более скромных поэта: Сект Проперций (50–15 до н. э.) и Альбий Тибулл (55–19 до н. э.). Они авторы сугубо любовной лирики. Проперций воспевал в стихах Кинфию, а Тибулл – Делию, а после нее Немезиду.

Главное прозаическое сочинение эпохи Августа – «История Рима от основания города» Тита Ливия (59 до н. э-17 н. э.) в 142 томах, от которых до нас дошло 35. Этот монументальный труд, написанный величественным языком, является соответствием «Энеиде» в прозе по своему значению. Ливий так прославился еще при жизни, что люди приезжали в Рим из Испании только ради того, чтобы увидеть его.

I столетие нашей эры в истории римской литературы известно как «серебряный век».

I столетие нашей эры в истории римской литературы известно как «серебряный век». Наиболее важными его представителями в поэзии являются автор эпиграмм Марк Валерий Марциал (40-104) и сатирик Децим Юний Ювенал (60-127). Таким образом, на смену любовной лирике, философской и эпической поэзии приходит критика нравов. Плиний-младший так описывал первого поэта: «Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности». Марциал представляет перед нами необыкновенно разнообразную картину повседневной жизни Рима, откликается на самые разные современные ему события.

Марциал со своими жалобами на бедность и неустроенность, несмотря на славу, был в известном смысле воплощением архетипа поэта, недаром Иосиф Бродский к своему едва ли не самому знаменитому стихотворению «Письма к римскому другу» дал подзаголовок «Из Марциала». Ювенал написал значительно меньше и не был столь разнообразен. Его «Сатиры» – это патетическое обличение пороков человечества. Ряд его выражений стали известными максимами: «в здоровом теле – здоровый дух», «хлеба и зрелищ».

В «серебряный век» проза получила преобладание над поэзией. Самые известные римские историки – Тацит и Светоний – писали именно тогда. Публий Корнелий Тацит (56-117) сделал блестящую карьеру, доспужившись до консула. Наблюдая изнутри изнанку римской политики, он решил «без гнева и пристрастия» описать события, которым он был очевидцем, – «История», а затем и предшествующую им эпоху с момента смерти Октавиана Августа – «Анналы». Кроме того, сохранилось жизнеописание его тестя – полководца Агриколы, завоевателя Британии, «Германия» – очерк о племенах германцев, соседях империи. Тацит имеет славу самого блестящего римского историка, с большой психологической глубиной и литературным мастерством показывавшего деяния императоров начала империи. Правда, его отношение к ним не свободно от пристрастий. Одних он изображает кровавыми узурпаторами, способными на чудовищные преступления, других, напротив, выводит в основном в положительном свете. Гай Светоний Транквилл (70-122) писал не столь эмоционально и больше внимания уделял всевозможным анекдотическим подробностям из жизни императоров, что обеспечило его труду «Жизнь двенадцати цезарей» популярность вплоть до наших дней. Кроме того, сохранились отрывки из его сочинения «О знаменитых людях», в том числе жизнеописание Вергилия. Марк Фабий Квинтилиан (35–96) внес вклад в развитие искусства красноречия книгой «О воспитании оратора». Тациту принадлежит «Диалог об ораторах». Витрувий (80–15 до н. э.) написал «Десять книг об архитектуре», очень популярные в эпоху Возрождения (знаменитый «витрувианский человек» Леонардо да Винчи нарисован по его заветам), а Фронтин (30-103) – «О римских водопроводах» и «Военные хитрости». Колумелла (4-70) продолжил вслед за Катоном и Варроном тему практического земледелия – «О сельском хозяйстве».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путеводитель по мировой литературе"

Книги похожие на "Путеводитель по мировой литературе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Максим Артемьев

Максим Артемьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Максим Артемьев - Путеводитель по мировой литературе"

Отзывы читателей о книге "Путеводитель по мировой литературе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.