» » » И. Менькова - Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки


Авторские права

И. Менькова - Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки

Здесь можно купить и скачать "И. Менькова - Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Менькова - Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки
Рейтинг:
Название:
Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91244-110-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки"

Описание и краткое содержание "Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки" читать бесплатно онлайн.



Публикуется архив духовника насельниц Московского Новодевичьего монастыря протоиерея Сергия Лебедева. Архив содержит подлинные тексты проповедей, прочитанных священником в начале XX века, его письма из ссылки в Северный край и часть переписки 1930-х годов – свидетельства истории и жизни пастыря советского времени, человека исключительных душевных качеств, с редким по доброте и отзывчивости сердцем. Представлены документы архивно-следственных дел и Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви о причислении протоиерея Сергия Лебедева к лику святых священномучеников. Документальная часть предваряется жизнеописанием, составленным на основании многолетних архивных исследований, начатых протоиереем Александром Григорьянцем и продолженных науч. сотр. отдела Новейшей истории Русской Православой Церкви ПСТГУ И. Г. Меньковой. Для лиц, изучающих историю Русской Православной Церкви, новейшую историю, почитателей подвига святых последнего времени, а также широкого круга читателей.






Да хранит же тебя Господь и впредь, как хранил истекшие двадцать пять лет! Да поможет Он тебе пережить и эту тяжелую полосу жизни, сохранить мир твоему духу! Да дарует Он нам, искренним друзьям твоим, видеть новый период твоего служения перед Его алтарем, дожить до новой юбилейной даты твоего нами духовного водительства и отметить ее в лучших условиях: свободными и душевно спокойными <…>»[83].

Послание это датировано 19 мая 1923 года и, очевидно, к сроку было передано в тюрьму.


За время, пока отец Сергий находился в тюрьме, произошло много значительных перемен в церковной жизни. Пользуясь тем, что Святейший Патриарх Тихон содержался в заключении, деятели обновленческого раскола незамедлительно и активно начали вводить неканонические новшества и «оживлять» ими церковную жизнь. Несогласные подвергались прещениям. В отсутствие Первопредстоятеля Церкви обновленцам как высшей церковной власти подчинилось большинство клириков московских храмов.

Обновленческие Высшее церковное управление (ВЦУ) и Московское епархиальное управление (МЕУ) 14 марта 1923 года издали указ следующего содержания: «МЕУ Определением своим от 20 февраля 1923 года ввиду предстоящего собора, имеющего задачей преобразование Российской Православной Церкви соответственно новым условиям жизни России», постановило: всем благочинным Москвы и Московской епархии распустить существовавшие приходские советы и «соорганизовать новые, применительно к параграфам 2 и 3 “Положения о созыве Поместного собора 1923 года” из лиц, признающих ВЦУ и МЕУ и состоящих в каноническом послушании им». Предписывалось «означенное постановление сообщить всем благочинным к неукоснительному исполнению. Для проведения в жизнь означенного постановления преподать уполномоченным особые инструкции»[84].

Клир Новодевичьего монастыря подчинился распоряжению ВЦУ и МЕУ. Во исполнение циркуляра в новый приходский совет Успенского собора Новодевичьего монастыря вошли не только освобожденный из тюрьмы настоятель церквей протоиерей Николай Козлов и протоиерей Евфимий Рыбчинский, но и введенный в клир в 1923 году на место почившего отца Евгения Алексеевича Палладина обновленческий священник Анастасий Харитонович

Латко[85], а также четыре монахини и одна послушница Новодевичьего монастыря, признавшие ВЦУ и МЕУ. Священник Анастасий Латко был назначен секретарем церковного совета приходской общины Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

За исключением монахинь, вошедших в состав нового приходского совета, и, может быть, еще нескольких, все насельницы Новодевичьего монастыря во главе со своей игуменией не приняли обновленчества, не признали «Живую церковь». О положении дел в обители настоятель церквей монастыря протоиерей Николай Козлов 30 марта 1923 года сделал донесение на заседании МЕУ, проходившем под председательством «митрополита» Антонина (Грановского). По докладу отца Николая Козлова было принято постановление, упреждающее директивы советской власти:

«Игумению Веру и казначею Агнессу уволить от занимаемой должности. Новодевичий женский монастырь упразднить и обратить храмы монастыря в приходские. Настоятелю и приходскому совету отобрать [у них] ключи от храмового имущества и церковного ящика. Поручить заведование имуществом <…> одному из членов приходского совета по доверенности. Никаких сумм церковных не расходовать на содержание монахинь, расходуя их только на церковные нужды»[86]. Обстановка в монастыре все более осложнялась: то, что еще допускалось государством, запрещали обновленцы. Свое положение они спешили упрочить. 29 апреля 1923 года (в Неделю о расслабленном, как известно, выдавшего врагам своего Избавителя Иисуса Христа (Ин. 5,15) и, по преданию, на суде ударившем Господа по лицу) живоцерковниками был созван «собор», на котором Первопредстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон был «извергнут» из сана и лишен монашества. Это «деяние» завершило присвоение обновленцами высшей церковной власти авторитетом «соборного» постановления, утвердившего законность ВЦУ.

В ответ на совершенное беззаконие и святотатство кто-то из клириков, оставшихся верными Патриарху, составил тезисы о живоцерковниках – обращение к православному народу, распространявшееся в Церкви. Отец Сергий тезисы эти читал, переписал и хранил. Они начинались словами: «Умоляю вас, братие, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17)[87], и завершались следующими выводами: «Если паства имеет своего законного епископа [в данном случае, Патриарха] и от него не отделяется, а священник своего епископа не поминает, а имеет молитвенное общение с самовольным В.Ц.У., то тем самым показывает, что он чужой своей пастве и совершает насилие, пренебрегши строем Церкви Христовой Православной. Если он совершает Богослужение по церковным книгам, но на ектении поминает имя папы, то священник, следовательно, католик, а если он поминает имя раскольнического епископа, то он явно сам раскольник».

Живоцерковники игнорировали этот и подобные документы, если неизвестно было, кого можно за них покарать. Пока Святейший Патриарх содержался в заключении, а его канцелярия находилась в руках раскольников, сами они заняли патриаршее Троицкое подворье, откуда вершили все церковные дела на «законном» основании. Инициативы, исходившие от обновленцев, поддерживались властями. Потому клир Новодевичьего монастыря, уклонившийся в обновленчество, желая ускорить освобождение отца Сергия, обратился в МЕУ с просьбой о содействии. 21 июня 1923 года на заседании МЕУ был рассмотрен вопрос о дальнейшей судьбе репрессированных клириков Успенской церкви Новодевичьего монастыря, и в протоколе № 75, в пункте втором, появилась запись: «Слушали вопрос об отношении благочинного 2-го отделения Пречистенского сорока города Москвы с представлением списка священнослужителей и мирян, по делу об изъятии ценностей по бывшему Новодевичьему монастырю задержанных. Резолюция к докладу по вопросу: ходатайствовать об амнистии в ВЦС»[88].

Тогда же и Мария Павловна Лебедева писала в Главное управление местами заключения, что просит освободить отца Сергия, принять во внимание «крайне тяжелое состояние его семьи: меня, престарелой больной, сестры – неработоспособной, психически больной, второй сестры – туберкулезной. Сын мой был нашим единственным кормильцем, и мы испытываем в его отсутствие крайнюю нужду»[89].

С освобождением отца Сергия не спешили. И за то время, пока оно оформлялось и готовилось, в Церкви произошло значительное и радостное событие. 27 июня 1923 года наконец был освобожден многострадальный Святейший Патриарх Тихон. В этот день совершались похороны широко известного, почитавшегося и любимого московского старца протоиерея Алексия Мечёва[90].

Святитель Тихон, лишь за несколько часов до того вышедший из тюрьмы, приехал на кладбище и там встречал тело покойного батюшки и похоронную процессию. «Святейший отказался войти в кладбищенский храм, перешедший в его отсутствие к обновленцам, и облачился на паперти. Здесь, таким образом, было осуждено обновленчество Главой Православной Церкви и всем православным народом, как только было возможным таковое сделать. <…> Едва только внесли гроб в церковные ворота, тысячная толпа забросала Святейшего и почившего живыми цветами. <…> Святейший отслужил по усопшему литию, а когда опустили гроб в могилу, он первый посыпал в нее землю»[91]. Затем он стал благословлять народ, что продлилось до девяти часов вечера. Возвращение Первопредстоятеля Российской Православной Церкви из заточения вызвало большой энтузиазм москвичей. Сразу началось массовое возвращение храмов под первосвятительский омофор.


Святой праведный протоиерей Алексий Мечёв

Частный архив


Протоиерей Сергий Лебедев был освобожден 11 июля 1923 года условно-досрочно, на основании ст. 53 УК РФСР[92].

События 1923–1930 годов

Отец Сергий вернулся из заключения, когда все духовенство Новодевичьего монастыря пребывало в расколе, и оказался членом обновленческого клира. Но свою собственную позицию отец Сергий определил независимо и не сразу. Для него наступила пора тяжелых раздумий и усиленной молитвы. Обновленцы развили по-своему обоснованную систему аргументов. Они утверждали, что «хотят жить тем духом почина, вдохновения и свободы творчества, который составляет драгоценный дар Христа Своей Церкви и которым жила и цвела апостольская и святоотеческая Церковь»[93]. Однако вводимые ими новшества в церковном устроении и богослужебной практике вызывали сомнения священника – как оценить происходящее, не погрешить против истины? Ему были известны деяния Вселенских Соборов, он несомненно прочитал воззвание Святейшего Патриарха Тихона, написанное 15 июля…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки"

Книги похожие на "Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Менькова

И. Менькова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Менькова - Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки"

Отзывы читателей о книге "Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.