» » » Анатолий Батаршев - Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)


Авторские права

Анатолий Батаршев - Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Батаршев - Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Очерки, издательство ЛитагентЛитеоfa2b97dd-0af8-11e7-9c73-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)"

Описание и краткое содержание "Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)" читать бесплатно онлайн.



Первая часть очерков посвящена событиям, связанным с действиями подводных лодок 641 пр. на позициях патрулирования в Бермудском треугольнике во время Карибского кризиса 1962 года, поставившего мир на грань термоядерной войны. Вторая часть книги повествует о походе подводных лодок 613 пр. Тихоокеанского флота в Индонезию в летне-осенний период 1962 года. Лодкам предстояло блокировать подходы на подступах к Западному Ириану в период освободительной борьбы индонезийского народа против голландских колонизаторов.

Авторы книги – непосредственные участники этих драматических событий.

Книга предназначена для флотского читателя (офицеров и ветеранов Военно- морского флота, курсантов военно-морских учебных заведений) и все тех, кто интересуется историей Военно-морского флота России, особенно в период Холодной войны 1958−1980 гг.






События укоряют свой бег. 22 октября 1962 года США вводят блокаду Острова Свободы. Президент Джон Кеннеди выступает по американскому радио с заявлением о том, что Америка находится накануне ядерной войны с Советским Союзом. Поводом для такого заявления послужили данные ЦРУ о размещении на Кубе ракет и большого контингента советских войск. В это время у берегов Флориды в полной боевой готовности уже сосредоточена армия вторжения, насчитывающая вместе с резервистами до 250 тысяч человек, готовая в любую минуту по приказу Пентагона обрушиться на Остров Свободы. В 5 часов 40 минут 23 октября на Кубе объявлено военное положение. Ракетные войска переводятся в повышенную готовность для того, чтобы в случае развязывания войны нанести удар по важнейшим объектам на территории США. Противоборство Страны Советов и США достигло апогея. Любая оплошность, просчет, недосмотр становились слишком непредсказуемыми и могли привести к действию огромный ракетный потенциал двух сверхдержав.

В операции «Анадырь» по размещению на Кубе группы советских войск приняли участие все виды Вооруженных Сил Советского Союза, в том числе Военно-морской флот, действия которого разворачивались под условным наименованием «Кама» (составной части операции «Анадырь»).

В середине октября 1962 года вдоль Багамских островов в соответствии с операцией «Кама» была развернута бригада дизельных торпедных подводных лодок 641 проекта Северного Флота (по классификации НАТО пл «Фокстрот»). Каждая из лодок имела полный запас торпед, одна из которых была с ядерной боеголовкой. В этот период военно-политическое противостояние двух сверхдержав достигло высшего накала. Главным штабом Военно-морского флота для подводных лодок бригады была объявлена четырехчасовая готовность к применению торпедного оружия. Ядерное безумие могло разразиться в любую минуту.

В своих воспоминаниях капитан 1 ранга в отставке Алексей Федосеевич Дубивко, бывший командир подводной лодки Б-36 – одной из четырёх, курсировавших в дни Карибского кризиса у Багамских островов, рассказывает о подготовке пл к походу, об особенностях преодоления противолодочных рубежей НАТО в Атлантике, о переходе в район патрулирования. Особый интерес, на мой взгляд, представит описание тактики борьбы подводной лодки, не приспособленной для действий в тропиках, с превосходящими противолодочными силами США. Это честный, правдивый рассказ опытного командира-подводника о мужестве моряков его экипажа, их героизме в борьбе с морской стихией и противолодочными силами вероятного противника. Отдадим должное экипажам подводных лодок, действующих на позициях боевого патрулирования в Саргассовом море. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной и человечеством. В устранении угрозы термоядерного апокалипсиса есть и их заслуга.

В период описываемых событий автор этого предисловия, капитан 2 ранга Анатолий Батаршев (тогда – капитан-лейтенант), руководил отработкой торпедистами подводных лодок 613 проекта свойственных им задач в Главной базе Военноморских сил Индонезии Сурабае в качестве флагманского минёра 54-й отдельной бригады подводных лодок Тихоокеанского флота (командир бригады пл – контр-адмирал Анатолий Антонович Рулюк). Предстояла передача подводных лодок индонезийским ВМС после их возвращения из похода в район Западного Ириана. О трудностях боевого патрулирования в экваториальных широтах подводных лодок, не приспособленных к условиям тропиков, он знал не понаслышке.

Справка

Решение о создании больших дизельных подводных лодок 641 проекта было принято в октябре 1954 года. Строились они в Ленинграде на заводе № 196 («Судомех»), впоследствии вошедшим в Ленинградское Адмиралтейское объединение (ныне «Адмиралтейские верфи»).

Главным конструктором этого проекта лодок с 1957 года стал Сергей Алексеевич Егоров, с 1950 по 1957 год возглавлявший ЦКБ18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» – ЦКБ МТ «Рубин»). Впоследствии должность главного конструктора занял Зосима Александрович Дерибин. Всего за период с 1957 по 1982 гг. завод № 196 «Судомех» («Адмиралтейские верфи») построил 75 лодок 641 проекта. Строились они по технологии из крупных смонтированных блоков. Блоки изготовлялись поточнопозиционным способом.

Водоизмещение ПЛ: нормальное – 1952 тонн; подводное – 2575 тонн.

Размерения: длина – 91 м, ширина – 7,5 м, осадка – 5 м.

Скорость хода (максимальная): в надводном положении – 17 узлов; в подводном положении – 16 узлов. Глубина погружения предельная – 280 м. Вооружение: десять 533 мм торпедных аппаратов.

Если лодки проекта 613 предназначались для решения задач главным образом в морях, хотя использовались и в океане, то большие пл проекта 641, которые строили «Адмиралтейские верфи, освоили практически весь Мировой океан. Следует подчеркнуть, что корабли этого типа отличались высоким качеством постройки. Приведём наиболее яркий пример. В карибских событиях октября 1962 года участвовала бригада пл проекта 641. Все лодки бригады были построены на «Судомехе» в Ленинграде. (Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130) – командиры-капитаны 2 ранга соответственно Р. А. Кетов, А. Ф. Дубивко, В. С. Савицкий, Н. А. Шумков). Командир Б-36 А. Ф. Дубивко вспоминает, что обстоятельства принудили идти над водой в шторм целые сутки. Высота волн – 30 метров! А крен лодки достигал 50 градусов! Но Б-36 выдержала это испытание. Сам А. Ф. Дубивко не раз говорил спасибо «судомеховцам» за качество его Б-36. Всё, что было сделано на «Судомехе», работало в океане безотказно» [2, с. 314−323].

Глава 1

Подготовка к переходу в неизвестность

В начале лета 1962 года из состава 4-й эскадры подводных лодок Северного флота (г. Полярный), которой командовал контр-адмирал Н. И. Ямщиков, была сформирована 69 бригада лодок 641 проекта. В состав бригады подводных лодок вошли Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130 под командованием капитанов 2 ранга Р. А. Кетова, А. Ф. Дубивко, В. С. Савицкого и Н. А. Шумкова соответственно. Командиром бригады назначили контр-адмирала И. А. Евсеева. Лодки находились в высокой степени готовности к выполнению любых боевых заданий командования.

Нам поставили задачу подготовить лодки к дальнему переходу в базу одной из дружественных стран, которая не называлась. Мы лишь предполагали, что это будет одна из африканских стран или Куба, так как в это время в прессе активно обсуждались происходящие там события. Естественно, разговоры об этом велись не только на службе, но и в семьях. Видимо, по этой причине за месяц до выхода уже окончательно подготовленные лодки были перебазированы в губу Сайда (пос. Гаджиево). Там же располагалось и руководство вновь сформированной 20-й эскадры подводных лодок, в состав которой вошла наша бригада. Командиром эскадры назначили контр-адмирала Л. Ф. Рыбалко. По свидетельству В. Г. Лебедько, кроме нашей 69-й обпл в состав 20-й эскадры вошла и 18-я дивизия подводных лодок под командо-ванием контр-адмирала И. Л. Пархомюка. В соответствии с планом операции «Анадырь» предполагалось вслед за нашими лодками послать по назначению дизельные ракетные лодки 18-й дивизии (К-36, К-91, К-93, К-110, К-113, К-118, К-153) [4, с. 215].

В Гаджиево нас неоднократно проверял командующий Северным флотом адмирал В. А. Касатонов со своим штабом. Основными вопросами проверок были готовность лодок к длительному плаванию, готовность аппаратуры, механизмов, доведение количества запасных частей и продовольствия до полных норм. Командиров лодок неоднократно заслушивало командование разных степеней.

При подготовке лодок бригады в поход я обратил внимание на неоднократные доклады командира Б-130 Н. А. Шумкова о том, что необходима замена аккумуляторной батареи (АБ), практически выслужившей установленный для неё срок на этой лодке. Батарею по каким-то причинам заменить не удалось. Впоследствии этот факт сыграл негативную роль в развернувшихся событиях и способствовал принятию мною неправильного решения при встрече в Саргассовом море с американским противолодочным кораблём. Казалось бы, какая связь может быть между выслужившей свой срок АБ на лодке Н. А. Шумкова и тактикой противоборства Б-36 с противолодочными силами вероятного противника?! Оказалось, что такая связь всё-таки была. Но об этом – потом.

Подводная лодка Б-36 была построена в Ленинграде на судостроительном заводе «Судомех». В декабре 1960 года лодка вошла в строй, принята мною и передана в состав Северного флота. В 1961 году были успешно отработаны и сданы задачи Курса боевой подготовки. Экипаж добился присвоения лодке звания «Отличный корабль». К этому времени я имел девятилетний стаж командования дизельными подводными лодками различных проектов, служил на Северном флоте с 1956 года. Имел несколько длительных плаваний и переходов («автономок»). Неоднократно участвовал в проводившихся на Северном флоте учениях под руководством командующего флотом адмирала А. Т. Чабаненко, командующего подводными силами вице-адмирала А. Е. Орла и других флотских командиров-военоначальников.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)"

Книги похожие на "Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Батаршев

Анатолий Батаршев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Батаршев - Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)"

Отзывы читателей о книге "Карибский кризис глазами российских подводников (пятьдесят пять лет спустя)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.