» » » » Эдвард Кантерян - Людвиг Витгенштейн


Авторские права

Эдвард Кантерян - Людвиг Витгенштейн

Здесь можно купить и скачать "Эдвард Кантерян - Людвиг Витгенштейн" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентАд маргинемfae21566-f8a3-102b-99a2-0288a49f2f10, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдвард Кантерян - Людвиг Витгенштейн
Рейтинг:
Название:
Людвиг Витгенштейн
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-91103-295-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Людвиг Витгенштейн"

Описание и краткое содержание "Людвиг Витгенштейн" читать бесплатно онлайн.



Людвиг Витгенштейн (1889–1951) – один из самых сложных и неоднозначных философов XX века. Ученик Готлоба Фреге и Бертрана Рассела, он стоял у истоков современной аналитической философии. Наследник одного из крупнейших состояний Европы, Витгенштейн следовал идеалам нестяжательства и жил практически в нищете. Один из самых выдающихся умов работал учителем начальных классов, лаборантом в больнице и садовником в монастыре. В течение всей жизни он изводил себя этическими и религиозными вопросами. В своих работах Витгенштейн – разрушитель иллюзий и ложных воззрений, сторонник кристальной ясности стиля и абсолютной честности мысли. Во второй половине XX века Витгенштейн стал культовой фигурой. О нем писали романы, снимали художественные фильмы и даже сочиняли музыкальные произведения.

В своем исследовании Эдвард Кантерян не только проливает свет на трудноуловимую связь между жизнью философа, отразившей противоречия бурного XX века, и его трудами, но и доступно и аккуратно объясняет суть его философских идей от «Логико-философского трактата» (1921) до «Философских исследований» (1953), показывая не романтизированного героя, а Витгенштейна – человека, интеллектуала и философа.






Уместнее, конечно, было бы говорить о постепенном процессе, из которого в итоге выкристаллизовалось желание заняться философией, а не о внезапном обращении к ней, однако надлом, очевидно, был настоящим и оказался лишь усилен тем, что его интерес к философии вошел в противоречие с надеждами отца на то, что хотя бы один из его сыновей займется чем-то осмысленным.


Философ и математик Готлоб Фреге, оказавший серьезное влияние на Витгенштейна


В Манчестере, отчасти благодаря изучению воздухоплавания, Витгенштейн заинтересовался сначала высшей математикой, начав ходить на лекции Дж. Литлвуда по теории математического анализа, а затем и основаниями математики. После длительного забвения основания математики вновь стали интересны в XIX веке; им уделяли внимание в своих работах Джон Буль, Георг Кантор, Рихард Дедекинд, Готлоб Фреге, Джузеппе Пеано, Карл Вейерштрасс и другие, и в начале XX столетия это был передний край науки. Речь шла ни много ни мало об обосновании математики как научной дисциплины. В частности, высказывания Готлоба Фреге (1848–1925) при его жизни игнорировали, однако со временем его тезисы оказались определяющими; так, его ответ на основополагающий вопрос привел к важнейшим революционным изменениям в логике со времен Аристотеля. Основная идея собственной теории математики Фреге – так называемого логицизма – заключалась в том, что все арифметические истины выводятся из нескольких чисто логических истин, которые самоочевидны, бесспорны и не зависят от человеческого мышления. Согласно другому логицистскому утверждению, числа – это подлинные объекты, хотя не физические и не ментальные, а абстрактные, расположенные в некоем «третьем мире». Соответственно утверждения о числах, например «1 + 2 = 3», не являются утверждениями о физических или ментальных объектах, к примеру о нескольких яблоках, лежащих на столе, или об умственных идеях, находящихся в нашем сознании или в мозгу, – это утверждения о неких абстрактных объектах. Чтобы доказать, что арифметика выводима только из законов логики, Фреге придумал идеальный язык и формальное логическое исчисление, гораздо более действенные, чем имевшиеся до того времени аристотелевские силлогизмы. Эту логику он представил в работе «Исчисление понятий» (1879). В «Основах арифметики» (1884) он отстаивал логицизм, который полностью сформулировал в капитальном двухтомнике «Основные законы арифметики» (том I – 1893, том II – 1903). Логику высказываний и логику предикатов, которые сегодня преподают в университетах, также придумал в свое время Фреге. Его размышления о языке, опубликованные им в нескольких статьях, столь же важны и стали классикой философии языка. Фреге считал, что наш естественный язык – «базарный», как он его называл, – мутен, неточен и обманчив, поэтому не подходит для изложения логицистской программы. Изложить ее можно только с помощью идеального языка, который он и разработал в качестве средства логического исчисления. Утверждения Фреге окажут глубочайшее влияние на Витгенштейна, многие из них он будет оспаривать.


Бертран Рассел. 1918


Схожую программу в Англии разрабатывал Бертран Рассел (1872–1970); она была изложена сначала в «Принципах математики» (1903), затем – в соавторстве с Альфредом Нортом Уайтхедом – в Principia Mathematica (1910–1913). В знаменитой статье «Об обозначении» (1905) Рассел утверждал, что естественный язык обманчив и что его структуру можно понять только с помощью логического анализа. Так, он говорил, что предложение типа «Нынешний король Франции лыс» только кажется обычным предложением с субъектом и предикатом, тогда как на самом деле оно намного сложнее. Рассел считал, что для выявления реальной структуры предложений можно применять логику и так решать любые проблемы, которые возникают из-за спорных утверждений. В данном случае трудность вызывает фраза «нынешний король Франции», которую, по Расселу, следует считать бессмысленной, если рассматривать ее в качестве грамматического субъекта, поскольку нынешнего короля Франции не существует. А если один из компонентов предложения бессмыслен, то и все предложение не имеет смысла. Таким образом, мы должны сделать вывод, что раз фраза «нынешний король Франции» не имеет смысла, то лишено смысла и все предложение «Нынешний король Франции лыс»! Однако предложение «Нынешний король Франции лыс», разумеется, не является бессмысленным. Мы все это понимаем. Рассел решил эту проблему посредством утверждения, что предложение на самом деле означает: «Есть один-единственный король Франции, и он лыс», и это его фактическая, хотя и более сложная форма (которая в системе обозначений математической логики выглядит еще сложнее). Здесь фраза, вызвавшая затруднение, – «нынешний король Франции» – отсутствует и не порождает проблему. Этот остроумный аргумент чем-то напоминает то, как Герц описывал термин «сила», о чем было сказано чуть выше. Благодаря статье Рассела возникла парадигма философского анализа, которая будет доминировать в англоязычной философии на протяжении почти всего XX века. Витгенштейн поначалу соглашался с ней (то есть с тем, что реальную структуру нашего языка можно понять только посредством логического анализа) и отверг ее лишь спустя годы (см. главу 8).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Подробнее см.: Timms E. Karl Kraus: Apocalyptic Satirist. Culture and Catastrophe in Habsburg Vienna. New Haven, CT, and London, 1986. Р. 3–39.

2

Fin-de-siècle – букв. «конец века»: название периода европейской культуры 1890–1910-х годов. – Примеч. ред.

3

Weinzierl U. Der Fluch des Hauses Wittgenstein // Die Welt. 5 July 2003.

4

Monk R. Ludwig Wittgenstein: The Duty of Genius. London, 1990. Р. 13. Со слов Витгенштейна Рашу Ризу, который в свою очередь пересказал их Рэю Монку.

5

McGuinness B. Young Ludwig: Wittgenstein’s Life, 1889–1921. Oxford, 2005. Р. 26.

6

Nedo M., Ranchetti M. Wittgenstein: Sein Leben in Bildern und Texten. Frankfurt, 1983. P. 54.

7

Друри, М. Беседы с Витгенштейном / пер. В. П. Руднева // Логос. 1999. № 1. C. 131–150.

8

Cornish K. The Jew of Linz. London, 1998.

9

Monk. Ludwig Wittgenstein. Р. 15.

10

См.: Хаманн, Б. Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности / пер. с нем. О. В. Козонковой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.

11

Rhees. Ludwig Wittgenstein. Р. 2.

12

Monk. Ludwig Wittgenstein. Р. 16.

13

McGuinness. Young Ludwig. Р. 47–48.

14

Monk. Ludwig Wittgenstein. Р. 498.

15

Monk. Ludwig Wittgenstein. Р. 78.

16

Monk. Ludwig Wittgenstein. Р. 23.

17

Ibid. Р. 23ff.

18

Друри, М. Беседы с Витгенштейном. С. 131–150.

19

Вейнингер, О. Пол и характер / пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. Астрель, 2011.

20

McGuinness. Young Ludwig. Р. 54.

21

Герц, Г.Р. Принципы механики, изложенные в новой связи / пер. с нем. В. Ф. Котова и А. В. Сулимо-Самуйло. Изд. АН СССР, 1959.

22

McGuinness B. Young Ludwig. Р. 73–74.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Людвиг Витгенштейн"

Книги похожие на "Людвиг Витгенштейн" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдвард Кантерян

Эдвард Кантерян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдвард Кантерян - Людвиг Витгенштейн"

Отзывы читателей о книге "Людвиг Витгенштейн", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.