» » » Инна Соловьева - ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века


Авторские права

Инна Соловьева - ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века

Здесь можно купить и скачать "Инна Соловьева - ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кино, театр, издательство ЛитагентНЛОf0e10de7-81db-11e4-b821-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Инна Соловьева - ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века
Рейтинг:
Название:
ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-4448-0455-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века"

Описание и краткое содержание "ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века" читать бесплатно онлайн.



Книга выдающегося историка театра И. Соловьевой прослеживает сложную и драматичную судьбу Московского Художественного театра Второго. В отличие от канонизированного в советское время Художественного театра вдохновленный гением Михаила Чехова МХАТ Второй был ошельмован, а через восемь лет после отъезда актера из СССР ликвидирован решением Правительства в феврале 1936 года. Этот театр, также являющийся национальным достоянием, долгие годы ждал попыток реконструкции, восстановления, исследования. Перед читателем одна из таких попыток, основанная на всей полноте архивных знаний. Разделы книги обозначены именами: Станиславский – Сулержицкий – Вахтангов – Чехов. Но строится рассказ не на монографиях, а на меняющейся панораме, в которой укрупняются значимые лица времени и те идейно-эстетические задачи, которые ставились великими театральными деятелями.






Станиславский работу над «Гамлетом» с опытами своей «системы» соединял убежденно. В согласии с «системой» он дал разметку роли Офелии, от Алисы Коонен перешедшей к Ольге Гзовской. К Гзовской он адресовался с просьбой знакомить с «системой» занятых в «Гамлете»: «Для этого я поручаю вам один экземпляр записок, но беру с Вас слово в том, что Вы не выпустите этих записок из своих рук. Можно потерять их, забыть на извозчике, или они могут попасть в чужие руки и в печать. Тогда то, что мне так дорого, то, что еще далеко не созрело, будет измято и испошлено заправскими актерами. Я боюсь этого. Заранее благодарю Вас и за большой труд, который я взваливаю на Вас, и за охрану того, что мне так дорого» (КС-9. Т. 8. С. 226).

50

Вахтангов. Т. 1. С. 216.

51

КС. № 763.

52

Письма, которыми К. С. и Н. – Д. обменивались 3 и 4 ноября 1906 г., см.: КС-9. Т. 8. № 18–20, и НД-4. Т. 1. № 451–453. Ограничиваемся этой общей ссылкой.

53

См. в письме Н. – Д. к Л. Н. Андрееву: «…репетируем самостоятельно и независимо друг от друга, совершенно одновременно… первый опыт проведения между нами демаркационной линии, – необходимость, вызванная беспрерывными художественными различиями между нами» (НД-4. Т. 1. С. 637).

54

В подкрепление процитируем некролог, которым Мейерхольд в декабре 1916 г. почтит ушедшего: «Сулержицкий отдал все свои силы на то, чтобы бережно перенести молодые отпрыски Театра-студии в недра Художественного театра». «„Драма жизни“, „Синяя птица“ и „Жизнь человека“ ставятся в принципах условного театра» (Биржевые ведомости. (СПб.). 1916. 20 дек.).

55

КС-9. Т. 5. Кн. 2. С. 282.

56

Там же. С. 284.

57

КС-9. Т. 7. С. 262.

58

Бирман. С. 29–30.

59

КС-9. Т. 8. С. 277. Можно уточнить, кого они там, в Новгороде-Северском, «забили»: тот же Ассинг («наш неутомимый и неизменный ревнитель театрального искусства», как напишут о нем в местном издании) уговорил И. М. Уралова, гостившего в имении поблизости, и тот до приезда Вахтангова сыграл с местными любителями свои коронные роли: городничего, Ахова из комедии Островского «Не все коту масленица», Чепурного из «Детей солнца» Горького. Он же пару раз выступит в представлениях «сулеровских учеников».

Уралов с 1908 г. служил в МХТ, но перед сезоном 1911/12 г. расстался с ним (ушел в Александринский театр).

60

Печатные программки спектаклей, шедших в помещении Новгород-Северского Народного дома, хранятся в музее-квартире Вахтангова. Пожалуй, не лишнее представить их хотя бы в сокращении. Исполнители названы в том порядке, в каком стоят в списке действующих лиц.

«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана. (Первый спектакль в Новгород-Северском – 30 мая 1911 г.) Пост. Вахтангов. Состав: А. Я. Гусев, В. И. Глеб-Кошанская, А. П. Бондырев, С. Г. Бирман, Л. И. Дейкун, В. Д. Королев, Е. Б. Вахтангов.

5 июня 1911 г. «Снег» С. Пшибышевского. Пост. А. Я. Гусев. Состав: Е. Б. Вахтангов, В. И. Глеб-Кошанская, С. Г. Бирман, В. Д. Королев, Л. И. Дейкун, А. Я. Гусев.

12 июня 1911. «Зиночка» С. Недолина. Пост. Вахтангов. Состав: М. В. Ницылог, Л. И. Дейкун, В. И. Глеб-Кошанская, А. П. Бондырев, В. Д. Королев, А. Я. Гусев. Е. Б. Вахтангов, Г. Блажек, А. А. Ассинг, С. Г. Бирман, А. М. Сиротина, Г. В. Беленков.

26 июня 1911. «Иван Мироныч» Е. Чирикова. Пост. Вахтангов. Состав: И. М. Уралов, Е. Е. Волжская, Л. И. Дейкун, В. И. Глеб-Кошанская, Андрюша (так – роль Гриши), В. Д. Королев, А. Я. Гусев, А. П. Бондырев, М. А. Карпова, А. А. Ассинг, С. Г. Бирман, О. М. Мельникова, Ю. Н. Лакида, В. И. Свидерский, Е. Б. Вахтангов. Декорации Н. М. Волков.

3 июля 1911. «Самсон и Далила» С. Ланга. Пост. Вахтангов. Состав: Е. Б. Вахтангов, Л. И. Дейкун, А. П. Бондырев, А. Я. Гусев, В. Д. Королев, С. Бирман, В. И. Глеб-Кошанская. Декорации Н. М. Волков.

10 июля 1911. «Грех» Д. Пшибышевской. Пост. Вахтангов. Состав: В. И. Глеб-Кошанская, В. Д. Королев, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Гусев.

«Сосед и соседка» Водевиль, пер. с фр. Баташева. Состав: Е. Б. Вахтангов и С. Г. Бирман.

17 июля 1911. «Доктор Штокман». Г. Ибсена. Пост. Вахтангов. Состав: Е. Б. Вахтангов, Л. И. Дейкун, С. Г. Бирман, В. И. Глеб-Кошанская, В. М. Добротворская, А. П. Бондырев, А. А Ассинг, В. Д. Королев, М. В. Ницылог, О. А. Кононенко, А. Я. Гусев. Декорация Н. М. Волков.

24 июля 1911. «№ 13» С. Найденова. Пост. Вахтангов. Состав: А. Я. Гусев, В. И. Глеб-Кошанская. В. Д. Королев.

«Ночное» М. А. Стаховича. Состав: И. М. Уралов, Л. И. Дейкун, А. П. Бондырев.

«Нежданный гость» соч. Энника, пер. Щеглова, водевиль. Состав: Е. Б. Вахтангов, Л. И. Дейкун.

30 июля 1911. «У царских врат» К. Гамсуна. Пост. Вахтангов. Состав: Е. Б. Вахтангов, Л. И. Дейкун, В. И. Глеб-Кошанская, В. Д. Королев, А. Я. Гусев, О. А. Кононенко, А. А. Ассинг, А. П. Бондырев.

Ассинг упоминается в афишке и как администратор.

Поясним фамилию «Ницылог» – так обозначал свое участие в спектакле местный любитель князь Голицын.

61

В записной книжке указана сумма, потраченная на билет: 1р. 75 к. См.: Вахтангов. Т. 1. С. 140.

62

Там же. С. 251.

63

Там же. С. 249–250.

64

Вахтангов Евг. С. 71.

65

Процитируем в подтверждение черновик воспоминаний вдовы Сулержицкого: «Л. А. мне сказал: – Женя очень просит меня взять его с собой в Париж, он никогда не был там (или за границей), а ему очень хочется там побывать. Я думаю его взять с собой… – Осмотрев Париж, Вахтангов уехал на родину, не дожидаясь Л. А.» (цит. по: Вахтангов Евг. С. 71–72).

66

Вахтангов. Т. 1. С. 252.

67

Там же. С. 245.

68

Там же. С. 264–265.

69

РЧ. № 31. Л. 6–8.

70

НД-4. Т. 2. С. 237.

71

КС-9. Т. 8. С. 279.

72

Вахтангов. Т. 1. С. 265, 216.

73

Там же. С. 265.

74

КС-9. Т. 8. С. 279, 277.

75

См. письмо К. С. к М. Ф. Андреевой от 2 апреля 1911 г. (Там же. С. 260).

76

Вахтангов. Т. 1. С. 270, 274.

77

Гиацинтова. С. 74, 75.

78

Там же. С. 75. В записных книжках Вахтангова начало этих занятий не зафиксировано. Точной даты установить пока не удается.

79

Гиацинтова. С. 76–77.

80

Там же. С. 77.

81

Дейкун Л. И. Воспоминания. См.: Сулержицкий. С. 595–596.

82

РЧ. № 429. Л. 2. Последующие обращения к этому источнику особо не оговариваются.

83

Вахтангов. Т. 1. С. 276–277.

84

КС-9. Т. 8. С. 197–198.

85

И тот и другой опубликованы в сб.: Вахтангов. Т. 1. С. 278.

86

Там же. С. 281.

87

Распределение ролей в «Просителях» см.: Там же. С. 282.

88

КС. № 911.

89

Немирович-Данченко Вл. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877–1942. М., 1980. С. 293.

90

Вахтангов. Т. 1. С. 283.

91

Русское слово. 1913. 6 марта.

92

Волконский С. Художественные отклики. Цит. по: Дикий. С. 469.

93

См.: Театр. 1912. 19 янв.

94

Вот предписания Сулержицкого, его неловкий опыт в канцелярском духе:

«Староста оповещает лиц, занятых в назначенных занятиях, посредством двух записок, в которых оповещается время и место занятий. Одна записка вешается на доске у Малой сцены – вторая записка вешается в артистическом подъезде.

Староста обязан отмечать присутствующих на занятии, а в отметках отсутствующих отмечать причины отсутствия.

Староста обязан хранить протоколы, следить за тем, чтобы помещение было приготовлено, т. е. воздух очищен, стулья, карандаши, бумага приготовлены. За 5 минут до занятий проверить, не занято ли это помещение другой репетицией и в таком случае найти другое помещение и приколоть записку у входа в помещение, в котором было назначено занятие, – записку с оповещением о том, что занятие перенесено туда-то.

Старосты должны следить, чтобы часы занятий с разными группами не совпадали, и предупреждать об этом заведующих занятиями.

Эти правила относятся ко всем старостам.

В I группе староста Вальтенберг.

Во II группе староста Сушкевич.

и подстароста в группе спектакля Кулинский.

Старосты должны сообщаться между собой.

Л. Сулержицкий».

95

См.: ВЖ. № 1275 и 1276.

96

См. «Учет занимающихся „системой“ К. С. Станиславского». 1912, после 29 февраля. В распечатках состава МХТ 14-го сезона сделаны пометки (нумерация цифрами арабскими, римскими и пр.).

Разбираясь в пометках, можно уточнить имена тех, с кем занимается К. С. (15 человек), а также состав группы Сулержицкого (21 или 22) и Вахтангова (24) и отдельную группу «Просителей».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века"

Книги похожие на "ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Инна Соловьева

Инна Соловьева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Инна Соловьева - ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века"

Отзывы читателей о книге "ПЕРВАЯ студия. ВТОРОЙ мхат. Из практики театральных идей XX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.