» » » » Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников


Авторские права

Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников

Здесь можно купить и скачать "Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Гуманизм для чайников
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гуманизм для чайников"

Описание и краткое содержание "Гуманизм для чайников" читать бесплатно онлайн.



Книга о мировоззрении, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью, а также предлагает наиболее человечные способы организации общества.






Как и религии, идеологии претендуют на монопольную истину и не допускают никаких иных альтернативных взглядов. В каком бы государстве или обществе ни сложилось господствующее положение одной религии или идеологии, все другие мнения считаются вредными, а поэтому запрещаются и преследуются.

«Виной» религиозного и идеологического фундаментализма является то, что на протяжении длительного периода времени он не позволял развиваться альтернативным точкам зрения и альтернативным моделям общественного устройства, которые, как показывает история, только и могли привести человечество к свободе и процветанию. Рассмотрим все по порядку.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Интересной с точки зрения развития цивилизации является эпоха Средневековья, которая следует за периодом Античности (как часть Древнего мира) и длится примерно с 500 по 1500 год. Интерес эта эпоха представляет с точки зрения центрального места религии – христианства – в европейском обществе. «Средневековьем» также образно называют более позднее (Русь и Российская Империя) и современное (Ближний Восток, Африка) доминирование религиозного фундаментализма.

Повседневная жизнь в средневековой Европе

Одной из проблем средневекового европейского общества было полное отсутствие приемлемых условий для жизни, в частности, гигиены. В эпоху Античности существовал культ тела. Было высоко развито искусство скульптуры и спортивных состязаний, которые демонстрировали силу и гармонию человеческого тела. Гигиенические процедуры были возведены в ранг удовольствий. В Древней Греции существовали термы (бани), которыми пользовалось все население городов. В Древнем Риме термы стали настоящими центрами общественной жизни. Иные бани занимали площадь в несколько гектаров и могли вместить до трех тысяч человек. На территории бань находились сады с фонтанами и павильонами, библиотеки, залы для собраний и спортивных упражнений. Термы императора Каракаллы вообще считались одним из чудес Рима. Не все, конечно, было радужно, существовали и вещи, которые покажутся современному обывателю неприятными и неприемлемыми, однако они не идут ни в какое сравнение с тем, что появилось в эпоху Средневековья и господства религиозных догм.

С принятием христианства приходят стыдливость и суровость, культ умерщвления плоти, превозносимые в качестве добродетелей. Забота о собственном теле стала неприличной, это не приветствовалось и включалось в список деяний, осуждаемых церковью. Попытки приукрасить «созданное творцом» тело приравнивались к таким тяжким грехам, как сладострастие и гордыня. Более того, считалось, что при купании можно смыть с себя святую воду, к которой человек якобы прикоснулся при крещении. Грязь считалась признаком святости, а вшей называли «божьими жемчужинами». Публичные бани были запрещены.

Как результат, в обществе возникло негативное отношение к процедурам, связанным с мытьем и эстетической коррекцией тела. Жители средневековой Европы не мылись годами, а то и вообще никогда. Туалеты, которые в большом количестве существовали в Древнем Риме, были забыты. Нужду справляли где угодно. Клопы, вши и прочие паразиты были обычным делом как для «простолюдинов», так и для королевских дворцов и замков знати. В городах вместо канализации использовались уличные канавы, по которым текли зловонные ручьи и реки помоев. Скот забивался прямо на улицах, там же потрошили и разделывали туши. Вокруг паслись свиньи, копошились крысы, роились насекомые. Никто ничего не убирал и не чистил десятилетиями и веками. В таких условиях процветали диарея, чума, холера, оспа, уносившие миллионы жизней и превращавшие жизнь людей в сущий ад…

Для средневекового и более позднего общества характерны были также хроническое недоедание, голод, отсутствие эффективной медицины, высокий процент смертности, особенно младенческой и детской, необходимость тяжелого физического труда, полное бессилие перед природными стихиями.

Ситуация начала меняться к лучшему только к середине 19 века. Ужас повседневного бытия, как оказалось, было вполне возможно устранить. Более того, жизнь человека можно было значительно облегчить и улучшить в сравнительно короткое для истории время, с помощью науки и научно-технического прогресса. Но для этого необходимо было наличие свободомыслия и свободы творчества, свободы обсуждения и критики. Все это, однако, пресекалось господствующей религией на корню.

Неприятие инакомыслия

Эпоха Античности является блестящим периодом в истории становления научного знания и свободомыслия. В Древней Греции был заложен фундамент классической науки и философии. Возникают библиотеки и философские школы. Широко распространяются письменность и грамотность. Философы совершают целый ряд гениальных прозрений относительно атомизма, шарообразности Земли, расположения небесных тел. Появляется гелиоцентрическая система мира. Зарождается и развивается техника.

Положение резко меняется с наступлением эпохи средневековья, началом доминирования религии и церкви.

Католицизм и инквизиция

Эпоха средневековья характеризуется, среди прочего, безраздельным господством религии. Отступление от религиозных догм и предписаний, тем более несогласие с ними беспощадно и жестоко карались. В эпоху Средневековья появилось такое явление, как Инквизиция – судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения всякого рода «ересей», каковыми считались «договоры с нечистой силой», ведьмовство, и т.д., а также отклонение от церковных норм и предписаний. Представить что-либо подобное в эпоху Античности, с ее философами, мыслителями и учеными, невозможно.

В настоящее время понятие «инквизиция» используется больше в переносном значении, и подразумевает изощренное до жестокости издевательство и травлю.

Жертвой инквизиции мог стать кто угодно. Для инициирования инквизиционной процедуры достаточно было любого свидетельства, в том числе со стороны преступников, лиц, замеченных в нарушении клятвы, отлученных от церкви и др. При этом имена «свидетелей» подозреваемому не сообщались. Сам процесс «разбирательства» проходил тайно, отличался крайней жестокостью, отсутствием у подозреваемого каких-либо процессуальных прав и защитника. В ходе «следствия» широко использовались пытки, часто чрезвычайно изощренные и жестокие. «Раскаивавшихся» «еретиков» приговаривали к пожизненному заключению, которое могло быть сокращено или заменено каторжными работами. Упорствующих «еретиков» приговаривали к сожжению на костре. Однажды осужденный судом инквизиции мог быть привлечен к ответственности снова и снова.

В 1486 году был написан трактат по демонологии и о методах преследования ведьм – «Молот ведьм». В трактате приводились «доказательства» существования колдовства, особенно со стороны женщин, описывались способы обнаружения ведьм и методы «доказательства» их «виновности». В соответствии с трактатом, самым убедительным «способом» заставить «ведьм» и «колдунов» сознаться, а также выдать своих «сообщников», являлись жестокие пытки. «Сознавшихся» в ходе «процесса» сжигали на костре. Как и в случае с еретиками, подозреваемым в «колдовстве» мог стать кто угодно и когда угодно.

Инквизиция просуществовала вплоть до 1834 года (Испания – последняя страна, где инквизиция была упразднена).

Обвинение в ереси распространялось и на тех, кто занимался научными исследованиями, которые могли поставить под сомнение религиозные догматы. Церковные иерархи осуждали методы научного познания, запрещали изучение природы и медицины, занятие хирургией и анатомией.

Одним из первых исследователей, подвергшихся преследованиям церкви, был Роджер Бэкон (ок. 1214-1294) – английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, профессор богословия. Бэкон занимался математикой, химией, физикой, астрономией, астрологией. Сделал множество ценных наблюдений, предугадал принцип работы микроскопа и телескопа. В своих сочинениях проводил мысль о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить ее законам математического вычисления; отвергал слепую веру в авторитет Священного Писания. За свои взгляды ученый подвергался различным ограничениям: запрет читать лекции, изгнание, помещение под монастырский надзор. Позже он был посажен в монастырскую тюрьму, где находился более десяти лет, выйдя оттуда лишь накануне смерти.

Одним из первых ученых, казненных по приговору суда инквизиции, стал итальянский астроном, астролог, математик, философ Чекко д’Асколи (1257-1327), автор поэмы-энциклопедии средневековых знаний по астрономии, метеорологии, антропологии, высказываний о добродетелях и пороках, о любви, о животных,  разнообразных сведений по естественной истории и психологии. За свои взгляды, расходящиеся с церковными догматами, был сожжен на костре во Флоренции (которая, по иронии судьбы, позже стала одним из главных центров Возрождения).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гуманизм для чайников"

Книги похожие на "Гуманизм для чайников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Пивовар

Игорь Пивовар - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Пивовар - Гуманизм для чайников"

Отзывы читателей о книге "Гуманизм для чайников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.