» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






В грекоязычной исторической традиции существовал легендарный список ассирийских царей, начинающийся с Бела, которому приписывалось правление в 2284–2229 гг., затем следовали Нин и Семирамида, о которых повествовали греческие историки с опорой на сочинения Ктесия Книдского. В начале 1 тыс. до н. э. были составлены ассирийские царские списки, в которых перечислялись правители Ассирии со времен «семнадцати царей, обитавших в шатрах». Предпоследним из этих царей был Ушпиа (Аушпиа), а последним – Апиашаль. Данные списка подвергаются проверке реальными строительными надписями ишшиаккумов (шум. энси), сохранившимися в храме бога Ашшура и в других сооружениях. Ушпиа в дальнейшем приписывалось строительство храма, а строительство стен Ашшура приписывалось Киккиа, правившему вторым после «обитателей шатров». В 3 тыс. эти территории населяли восточные семиты, в конце тысячелетия здесь появляются западносемитские кочевые племена – диданы, а затем ханецы, названные аккадцами амурру (амореями). Древнейшая надпись из Ашшура относится ко времени правления царя 3 династии Ура Амар-Зуэна (2043–2037 гг. до н. э.). Она была сделана ашшурским наместником Зарикумом и посвящена богине Белат-Экаллим («Госпоже дворца»).

После падения 3 династии Ура в Ашшуре начинает править династия, основанная, скорее всего, в начале XX в. до н. э. Пузур-Ашшуром Первым. После него правили Шаллимахум, Илушума, Эришум Первый (1940–1901 гг. до н. э.)и Икунум. Затем в Ашшуре появляется свой Саргон Второй (Шаррумкен), за ним правят Пузур-Ашшур Второй, Нарам-Син и Эришум Второй, которого свергает аморейский вождь Шамши-Адад Первый (1813–1781 гг. до н. э.), создавший великое государство. Этот период называют староассирийским (XX – нач. XVIII вв. до н. э.).

Храмовым и ирригационным строительством и храмовым хозяйством в городе ведал ишшиаккум, должность которого передавалась по наследству, а административную и судебную власть возглавлял укул-лум, выбиравшийся советом города. В большинстве случаев должности ишшиаккума и укуллума в Ашшуре совмещались, но при этом надписи составлялись не только от имени правителя, но и от имени города (алум), т. е. городского совета. Годы (лимму) в Ашшуре носили имя городских казначеев (эпонимов). Возможно, что введение лимму относится ко времени Эришума Первого.

Ашшур был в это время важным центром международной торговли, торговые пути из Месопотамии через Ашшур шли в Сирию и в Восточную Малую Азию, к месторождениям меди, серебра и свинца. Из Двуречья вывозились в основном ткани, всеобщим эквивалентом было серебро, реже золото, мелкие платежи осуществлялись медью и оловом. Создавались торговые общины (карум), наиболее важным из них был Каниш в Малой Азии (см. ниже, § 31). Надпись Илушума свидетельствует, что он освободил от ввозных пошлин товары, доставляемые в Ашшур из Ура и Ниппура и других городов. То же сделал и Эришум Первый. Возможно, что Саргон ассирийский выступил на защиту купцов в Малой Азии, хотя поэма, сохранившаяся в списке XIV в. до н. э., приписывает этот поход Саргону аккадскому, при котором в Малой Азии не было еще ни аккадских купцов, ни торговых факторий.

Б. Грозный в 1923 г. раскопал староассирийский архив неподалеку от Кюль-Тепе. Около 15 тыс. глиняных табличек содержат тексты канишской торговой организации. Торговое поселение (карум «пристань») находилось в 200 м от самого города и было окружено крепостной стеной. Городской общиной (алум) руководил правитель (рубаум) или правительница (рубатум). Отдельными ремеслами заведовали «великие» (рабиутум): начальник кузнецов, ткачей, литейщиков бронзы, складов, конюшен и т. д. Торговцы карума платили правителям города пошлины и пользовались его покровительством. В Северной части карума жили ассирийцы и амореи, южная была заселена местными жителями – анатолийцами (лувийцами, хаттами, хурритами). Дома возводились в основном из дерева, были двухэтажными или четырехэтажными. Существовала в каруме и школа, о чем свидетельствуют школьные таблички. Здесь были найдены два отрывка из надписи Эришума Первого, правителя Ашшура. Под юрисдикцией Ашшура находились, судя по всему, только ассирийские торговцы, а не сам город, сохранявший независимость. По текстам из Каниша известно 11 подобных торговых поселений, кроме них, существовало 11 поселений меньшего ранга (вабартум «станов»), поселения были расположены в Северной Месопотамии и Малой Азии. Всего в торговле участвовало около 120 городов и поселений Анатолии. Карум управлялся советом, насчитывавшим около 50 торговцев, один из них был эпонимом-казначеем (лиммум). Важным центром торговли был Уршу в Северной Сирии, в этом городе находился и храм Ашшура. Каниш был главнм транзитным пунктом в торговле медью, здесь формировались большие караваны вьючных ослов.

Восточную Анатолию в это время населяли хатты, центр которых – Хаттуса, также имевший карум, был разрушен около 1800 г. до н. э. Севернее хаттов жили каска, южнее-протолувийцы, в долине верхнего Евфрата жили хурритские племена. На верхнем Евфрате существовало государство Мари, от которого сохранился архив конца XIX – начала XVIII вв. до н. э., а в Сирии – государство Ямхад с аморейской династией с центром в Халебе, под властью этого государства находилась вся долина Оронта, а также Эбла.

Мари и Ямхад стали главными соперниками царя Ашшура Шамши – Адада Первого (1813–1781 гг. до н. э.), основавшего новую, ханейскую династию и создавшего большую империю. Ханейцы были западносемитскими кочевыми племенами, жившими в районе Терки (где раньше обитали кутии) и в области по Хабуру. Отец Шамши-Адада Илах-Кабкабуху, правитель Терки, потерпел поражение и его страна вошла в состав Мари при царе Ягид-Лиме. Илах-Кабкабуху бежал в Вавилон, там же обучался его сын Шамши-Адад. Прежде всего, около 1810 г. Шамши-Адад победил марийского царя Яхдун-Лима и посадил на престол Мари собственного младшего сына Ясмах-Адада. Сын Ях-дун-Лима Зимри-Аим укрылся в Ямхаде. В союз с Шамши-Ададом вступили цари Каркемиша и Катны в Сирии, опасавшиеся чрезмерного усиления Ямхада. На Тигре Шамши-Адад занял Экаллатум, а затем и Ашшур, изгнав Эришума Второго. В Экаллатуме Шамши-Адад посадил старшего сына Ишме-Дагана, ставшего соправителем отца. У самого Шамши-Адада было две резиденции: построенный им Шубат-Эллиль (дом Эллиля) и Ашшур. В Ашшуре он вел храмовое строительство и носил титул «ишшиаккум» Ашшура, но затем удовлетворился титулом «царь множеств, поставленный Эллилем». Верхняя Месопотамия была разделена им не менее чем на 14 военных округов во главе с назначаемыми и перемещаемыми царем администраторами. Таким образом, общинное самоуправление было фактически сведено на нет. Войско Шамши-Адада состояло из отборных частей, охрана – из евнухов храма богини Иштар. От Шамши-Адада дошла обильная переписка, он поучал незадачливого сына Ясмах-Адада, правившего в сложных условиях, на границе с враждебными племенами и государствами. Переписка велась на среднеассирийском диалекте аккадского языка, близком к старовавилонскому. Шамши-Адад ввел и среднеевфратскую форму клинописи, вытеснившую староассирийскую. Однако вытеснить староассирийский диалект не удалось. Походы Шамши-Адада стали основным мотивом староассирийского изобразительного стиля, сохранившего героический стиль искусства династии Аккаде. Староассирийский диалект сохранил ряд черт, характерных для староаккадского, а староассирийская клинопись использовалась далеко за пределами Ашшура.

В XVIII–XVII вв. до н. э. в Северной Сирии основными царствами являлись Халеб и Каркемиш, враждовавшие с хеттами. Существуют и постоянно усиливаются хурритские государства, к началу XVII в. они овладевают городами Уршу, Хашшу и Хахха. В Ашшуре после смерти Шамши-Адада Первого правит его сын Иддин-Даган Первый (1781–1741 гг. до н. э.), очевидно, побежденный Хаммурапи. После Ишме-Дагана царские списки помещают десять царей, правивших вместе около полустолетия. После них около 1700 г. правит Адаси. После него в конце 17 – конце XVI в. правят цари, известные только по царским спискам: Луллайа, Кидин-Нинуа (1633–1620 гг. до н. э.), Шарма-Адад Первый и Второй, Эришум Второй, Шамши-Адад Второй, Ишме-Даган Второй, Шамши-Адад Третий, Ашшурнерари Первый, Пузур-Ашшур Третий. Последний заключил мир с царем касситов Бурна-Буриашем Первым. Правитель Ашшура носил титул ишшиакку, и был верховным жрецом (шангу). Сам Ашшур был со всех сторон окружен хурритами и не играл большой роли в международных отношениях.

В целом обстановка в Северной Месопотамии и Сирии в это время характеризовалась соперничеством трех государств: Ямхада, Мари и Ашшура, в Малой Азии существовали поселения хаттов и других народов, впоследствии завоеванных хеттами. Важную роль играли торговые фактории, главной из которых был Каниш. В области культуры эта территория отставала от Нижней Месопотамии. Держава Шамши-Адада оказалась непрочной и развалилась после смерти энергичного правителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.