» » » » Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья


Авторские права

Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья

Здесь можно купить и скачать "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентАлетейя316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-906910-51-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать бесплатно онлайн.



Эта книга родилась на основе курса лекций по истории Древнего Востока и Египта, читавшегося автором в Латвийском Университете (Рига) осенью 2000 г. Лекционный характер обусловливает некоторые особенности книги (в частности, отсутствие примечаний). Автор не стремится заменить существующие академические истории (см. библиографию в конце книги), а также сказать нечто совершенно новое по каждой из рассмотренной в книге теме. Его задача состоит в изложении новой концепции истории и доказательстве ее на конкретном материале древней истории.

Книга мыслится в качестве пособия для студентов-гуманитариев, а также для всех, интересующихся проблемами истории и ее осмысления.






§ 28. Месоамерика в 950-1200 гг. н. э

После упадка городов майя классического периода на южных равнинах начинается подъем центров майя на севере – на полуострове Юкатан. Майя вступают в постклассический период, продолжающийся вплоть до испанского завоевания (900—1519 гг.). В это время происходит усложнение экономики, майя-путуны занимаются в основном морской и речной торговлей.

В это время в Месоамерику вторгаются тольтеки, ставшие преемниками Теотихуакана. Поддерживая союз с путунами, они устанавливают контроль над равнинными областями Юкатана, экономическим, политическим и культурным центром региона становится завоеванная тольтеками в 897 г. Чичен-Ица. Легендарным главным городом тольтеков был Толлан (Тула). Основание Толлана можно возвести к 720 или к 856 г. Тольтеки покинули прежнюю родину, называвшуюся Тлапаллан, и нашли место для новой столицы. Ее остатки были раскопаны в 1940-х гг. в штате Идальго. Тула далеко уступала Теотихуакану по размерам, однако была важным центром. Источником процветания для Тулы были месторождения обсидиана, находившиеся неподалеку, в городе были мастерские по изготовлению обсидиановых орудий. Тула была торговым и военным центром. В городе найдены различные военные символы: фризы из черепов, воин с оружием и со щитами, орлы, выклевывающие сердца, и ягуары, подкрадывающиеся к жертве. Возможно, что у тольтеков существовали два военных ордена: орден ягуаров и орден орлов. Первым правителем Толлана был Чальчиутланецин. За ним последовали Накошок, Митль-Тлакомиуа, правительницы Шихикеницин и Иштакальцин. Самим знаменитым правителем, о котором сохранились легенды, был Се Акатль Топильцин Кецалькоатль, вступивший на престол в 925 г. Кецалькоатля считали впоследствии сыном бога небес и богини земли, его почитали как «змея в птичьем оперении». Он стал реформатором календаря, создал новые сплавы драгоценных металлов, способствовал расцвету искусств. Однако вследствие столкновений с нетольтекской частью населения – ноновальками Топильцин был изгнан и ушел на восток, возможно, в Ольмекан. Случилось это в 947 г. В мифах противником Кецалькоатля выступает Тескатлипока, а возвращения Кецалькоатля (на языке майя – Кукулькана) ждали тольтеки, а затем ацтеки и другие племени Месоамерики, что помогло испанским завоевателям взять столицу ацтеков Теночтитлан.

После изгнания Кецалькоатля в Туле на трон вступила новая «змеиная» династия, имена почти всех правителей оканчивались титулом «змей». В династию входили Матлалошочитль, Митлакоацин, Тлилкоацин и Секоатль-Уэмак (родился около 1098 г.). Уэмак женился на чужеземке, что вызвало возмущение, в результате которого он был вынужден покончить жизнь самоубийством. В стране вспыхнули эпидемия и голод, и тольтеки покинули Тулу (в 1168 или 1186 гг.). Возможно, что город был разрушен вторгнувшимися кочевниками.

В эпоцу расцвета в Туле был храм, посвященный Утреннней звезде. Шестиэтажная пирамида 43 на 43 метра в основании была украшена изобрайниями змея в птичьем оперении и орла. Вход в храм был украшен двумя каменными колоннами, увенчанными головами змеев, покрытых оперением. Своды храма поддерживались пятиметровыми статуями правителей или воинов. В Туле были найдены статуи тольтекского бога дождя и бури Чак-Мооль. Тольтекское влияние возобладало не только на побережье Мексиканского залива, но и в Западной и Северо-Западной Мексике. В это время в Месоамерике начинают использоваться металлы – медь, золото и серебро. Возможно, что металлургия была привнесена из Панамы, Эквадора или Перу сначала в Западную Мексику, а затем в Месоамерику. Возможно, что к тольтекам восходит 52-летний календарный цикл, впоследствии широко распространившийся в Месоамерике. Об этом свидетельствует то, что их многим правителям приписывали 52-летний срок правления.

Центром цивилизации майя в это время стал Майяпан, в котором образуется Майяпанская лига (987—1185 гг.). В 1007 г. династия Шиу основывает Ушмаль. Путунские торговцы контролируют в это время морскую торговлю. В 1194 г. Хунак Кеель из династии майяпанских правителей Кокомов захватывает Чинен-Ицу, в которой к тому времени были возведены пирамиды в честь Кецалькоатля-Кукулькана. Майяпан, имевший, в отличие от других городов, крепостные стены, становится правителем Юкатана. В это время продолжается расцвет миштеков, наиболее известным правителем которых был «8 олень» (1011–1063 гг.). Между 1030 и 1100 гг. на севере тотонакской территории появляются воинственные хуастеки, близкие по языку майя.

В целом этот период можно назвать тольтекским. Империя толь-теков явилась мостиком между Теотихуаканом и ацтеками, ацтеки высоко ценили тольтеков, само слово «тольтек» в ацтекском языке стало равнозначным понятиям «художник, архитектор, строитель». От ацтеков дошли легенды и хроники, в которых описываются деяния тольтеков, возможно, ацтеки воспользовались опытом тольтекской экспансии. В период был в Месоамерике переходным: от Теотихуакана к ацтекам, от Древнего царства майя до нового подъема во время владычества Майяпана.

Итоги V периода

V период (первый период поздней архаики) для большинства цивилизаций был переходным. Наивысшего расцвета достиг только Египет во времена Среднего царства (12 династия). В междуречье и Месоамерике проходит борьба между различными центрами силы, в Индии начинается упадок городов. В орбиту цивилизации начинают втягиваться новые народы – возникает цивилизация на Крите, в Малой Азии возникают различные города с торговыми центрами (карум). В экономике нарастают новые тенденции, ширится торговля, Крит и Месоамерика вступают в век металлов, увеличивается частная собственность и количество рабов. В культуре – стремление подражать классическим образцам (строительство пирамид в Египте, зиккуратов в Месопотамии, «пирамид» у майя, копирование старых шумерских памятников) сочетается с поисками нового. Изменения происходят в религии (новые культы Амона-Ра в Египте, местных семитских богов в Двуречье, Кецалькоатля в Месоамерике). Наконец, изменяется и сам язык, сохраняя довольно большую схожесть с языком классической эпохи (среднеегипетский по сравнению со староегипетским, староассирийский и старовавилонский по сравнению со староаккадским, язык майя Нового царства по сравнению с языком Древнего царства). В политике сильны тенденции к объединению, реализованные в Египте, но вызывающие борьбу на Крите, в Междуречье и Месоамерике. Сложность для цивилизаций представляют кочевые народы, не раз вторгающиеся в пределы ее территории в Двуречье и Месоамерике. Тенденции V периода получают развитие в следующем, VI периоде.

VI период. II период поздней архаики (Старый Свет – 1800–1550 гг. до н. э., Новый Свет – 1200 г. – до испанского завоевания)

§ 29. Минойская цивилизация в 1800–1400 гг. до н. э

В XVIII–XVII вв. Крит пережил несколько землетрясений (1700, 1660 и 1600 гг.). В результате на развалинах Старых дворцов строятся еще более величественные Новые дворцы. Страна тяготеет к объединению, и в начале позднеминойского периода (1580–1450 гг. до н. э.) формируется единое государство с центром в Кноссе, воспоминания о котором сохранились в греческих мифах о Миносе, правившем, согласно греческой исторической традиции, примерно в XVI–XV вв. до н. э. На острове появляется сеть дорог, охраняемых сторожевыми постами. В кладовых Кносского дворца скапливаются продовольственные запасы и ремесленные изделия, собиравшиеся в виде податей с населения острова. Существовал большой штат чиновников, учитывающий эти поступления. Таблички линейного письма А, очевидно, содержат подобные хозяйственные записи. В экономике отмечается подъем: выращивается пшеница, просо, ячмень, чечевица и и горох, возделываются виноград и оливки, пряности, лен и шафран, развивается садоводство и огородничество, животноводство – разведение крупного рогатого скота, коров и овец, не ранее середины XVI в. появляется лошадь, продолжаются занятия рыболовством, охотой и пчеловодством. Флот Крита господствует в Восточном Средиземноморье, очевидно, собирая дань с островов Эгейского моря. Изделия критских ремесленников встречаются от Пиренейского полуострова до Месопотамии. Египетский текст времен Тутмоса Третьего (1504–1450 гг. до н. э.) повествует о принесении фараону даров жителями Крита. Критяне считались искусными врачевателями, в египетском папирусе той эпохи сохранилось критское заклинание, записанное египетскими иероглифами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Книги похожие на "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Рeбрик

Виктор Рeбрик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Рeбрик - Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории Древнего Востока: от ранней архаики до раннего средневековья", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.