» » » » Маргарита Акулич - История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект


Авторские права

Маргарита Акулич - История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект

Здесь можно купить и скачать "Маргарита Акулич - История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект"

Описание и краткое содержание "История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект" читать бесплатно онлайн.



В книге раскрыта лаконичная история еврейского образования с древних времен до того времени, когда еврейские школы на идише прекратили существование.






Чтобы поощрить евреев к получению ими общего образования, царское правительство пошло на принятие решения о предоставлении прав госслужбы и не ограниченного проживания (можно было жить, не обращая внимания на наличие черты оседлости) тем евреям, у которых имелись ученые степени.

Произошло учреждение стипендий для детей-евреев, проходивших обучение в учебных заведениях общих (как средних, так и начальных).

В этот временной период наблюдалось продолжение разработки проектов реформирования религиозного управления евреями. Нужно было упразднять коробочный сбор (акцизный сбор на кошерную птицу и мясо) и сбор свечный (он собирался с зажигаемых в субботние дни свечек).

Двумя последними вопросами обязали заниматься раввинов. Требовалось проведение реформы еврейских казенных училищ. А свечные сборы должны были идти теперь на нужды образования евреев.

Был подготовлен под руководством распущенного в 1985-м году Еврейского Комитета перечень мероприятий, которые были в итоге реализованы.


Независимые направления в образовательной политике правительства


В правительственной политике целесообразно выделение трех независимых друг от друга, направлений.

Первое из них касалось реформирования еврейских казенных учебных заведений. В 1866-м году имел место приход в Министерство просвещения графа Д. А. Толстого, проявившего большую активность в деле подготовки данного реформирования.

Реализация реформирования произошла в 1873-м году благодаря во многом влиятельности Толстого, которому удалось это сделать, минуя Госсовет. «Основные начала» царь утвердил, а Толстой сделал все возможное, чтобы провести реформу в жизнь. Еврейские начальные училища и учительские институты возникли вместо училищ раввинских и казенных.

Вторым направлением было направление, касающееся разработки в Министерстве новых для меламедов (домашних учителей) правил.

Принятым в 1893-м году Законом о меламедах не предусматривались какие бы то ни было условия для получения этими меламедами разрешительных свидетельств. Евреи должны были обучаться в общих для всех детей (не только еврейских) школах.

В 1873-м году (в конце января) На заседаниях Комиссии было подчеркнуто, что привлекать детей-евреев в учебные заведения общие означает использование средств на распространение знаний учениками между собой и избавления их от замкнутости.

Третье направление было нацелено на признание нецелесообразности выплачивания евреям особых стипендий, поскольку наблюдался невероятно усилившийся наплыв евреев в учебные заведения (именно общие). В 1875-м году нецелесообразность была признана. Однако правительство заметило особые успехи евреев при получении ими общего образования.

II КАЗЕННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ УЧИЛИЩА В БЕЛАРУСИ. ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЕВРЕЕВ И НЮАНСЫ ОТНОШЕНИЯ К НИМ

2.1 Понятие казенных еврейских училищ и их виды

Понятие казенных еврейских училищ


Под казенными еврейскими училищами принято понимание государственных школ детей-евреев в государстве Российская империя в 1847-м —1873-м годах.

Еврейскому Комитету требовалось, в первую очередь, определить меры, имеющие отношение к коренному преобразованию евреев (1840-й—1863-й годы). Поэтому были учреждены еврейские училища в духе, противоречившем существовавшему талмудическому учению.

Данная идея рассматривалась как компонент «просветительской политики», проводимой правительством Николая Первого в 19-м столетии (во 2-й его четверти) по отношению к еврейскому населению, и как ключевая мера их просвещения в принудительном порядке.

В феврале 1841-го года было утверждено «Положения об еврейских училищах». К процессу разработки устава таких училищ имело место привлечение заведующего рижским еврейским училищем доктора М. Лилиенталя. Большинство евреев отнеслись к его деятельности откровенно враждебно. Они поняли, что правительство задумало посягнуть на религиозные устои евреев. М. Лилиенталя поддержали только некоторые общины на российском юге и небольшая группа маскилимов (которые были умеренным крылом движения за еврейское просвещение).


Виды казенных еврейских училищ


Введение еврейских казенных училищ было осуществлено согласно указу 1944-го года (от 13-го ноября). Это должны были быть училища, относящиеся:

к разряду первому c 2-годичным курсом обучения в рамках начального образования (они были наподобие приходских училищ по признаку периода обучения);

к разряду второму (они были наподобие училищ приходских по признаку периода обучения), но с направлением обучения реальным.

Училища казенные находились в подчинении Министерства народного просвещения и были под присмотром христиан-смотрителей, общие предметы преподавались также христианами. И лишь предметы еврейские преподавались учителями-евреями, подготовкой которых занимались открывшиеся в ту пору раввинские училища.

Обучаться в еврейских казенных училищах его учащиеся могли бесплатно. Однако, по сути, для евреев бесплатным оно не было. Обязанность их содержания ложилась на евреев, которым вменялось в обязанность отдавать суммы, которые они собирали за субботние сборы, за свечи в синагогах, с откупа еврейских типографий (их было две), а также пошлин, взимаемых с книг для евреев, ввозимых из-за рубежа.

Открытие первых казенных еврейских училищ произошло вначале в Житомире и Вильне в 1847-м году. Позднее они открылись и в других городах.

Если говорить об училищах второго разряда, то можно отметить их намного меньшую распространенность (к началу 1860-х годов их было всего тринадцать).

2.2 Гонения на хедеры, меламедов и «школьные гонения»). Принятые при Александре Втором меры, касающиеся образования евреев

Гонения на хедеры, меламедов и «школьные гонения»


Благодаря учреждению еврейских казенных училищ удалось лишь на какое-то время обеспечить сохранение преподавания Талмуда.

На хедеры и меламедов шло полицейское гонение. Оно дополнялось антиеврейскими правительственными мероприятиями:

в 1844-м году был введен налог на ношение еврейской традиционной одежды;

в 1848-м году был введен налог на ношение ермолки;

1850-м году еврейская одежда была запрещена вовсе. Все это привело усилению недоверия граждан-евреев к еврейским казенным училищам. Когда они открывались, евреи молились. А просветительскую политику именовали «школьными гонениями».

Из-за непопулярности отбывания еврейской молодежью школьной повинности в спецучилищах евреи стремились к ее избежанию с помощью договоров с чиновниками, найма для учебы детей из бедных семей и. т. д.

Чиновники обычно пересылали в Министерство просвещения фиктивные перечни учащихся (нередко две трети указанных учащихся на самом деле таковыми не являлись). Те же, кто действительно учился, прекрасно освоили русскую культуру и язык.


Принятые при Александре Втором меры, касающиеся образования евреев


В 1859-м году При Александре Втором имело место принятие мер, связанных с повышением квалификационного уровня учителей еврейских казенных училищ, и вменение в обязанность еврейских купцов и почетных граждан отдавать детей в училища на учебу (они этого не сделали, детей своих они отдавать не стали).

У каждого из училищ должен был быть собственный «почетный блюститель» из числа отличающихся влиятельностью членов общины.

В конце 1861-го года. еврейских учителей казенных училищ освободили от повинностей, в том числе от податей.

Начиная с 1862-го года места смотрителей-христиан постепенно стали заниматься евреями. Но еврейские казенные училища не демонстрировали больших успехов в отношении ассимиляции евреев. К тому же евреи начали массово заполнять учебные заведения для русских. Это наводило правительство на мысли о том, чтобы их преобразовать либо закрыть. К тому же евреи-ортодоксы и широкие народные массы хотели их упразднения и ходатайствовали от этом.

В итоге в 186-м году было принято решение о закрытии большинства училищ второго разряда, их в России осталось всего лишь 5. В Царстве же Польском казенные еврейские училища (в 1862-м году их насчитывалось 10) развивались по-своему.

С 1852-го года в еврейских казенных училищах 13 с половиной часов в неделю из 24 отведенных изучались религиозные еврейские дисциплины, которые в основном велись на немецком языке.

В 1860-х годах время на изучение еврейских дисциплин было сокращено. А преподавать стали на русском языке, который окончательно вытеснил немецкий в 1864-м году. Так, в училищах Витебска и Могилева преподавание на немецком, а заодно преподавание еврейских дисциплин, было отменено вовсе. Но увеличилось внимание к преподаванию «русской грамоты».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект"

Книги похожие на "История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Маргарита Акулич

Маргарита Акулич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Маргарита Акулич - История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект"

Отзывы читателей о книге "История еврейского образования в Беларуси на идише. Конспект", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.