» » » Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности


Авторские права

Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности

Здесь можно купить и скачать "Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности
Рейтинг:
Название:
Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-89353-509-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Описание и краткое содержание "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена теоретическому, методическому и эмпирическому обоснованию направления исследований профессиональных деформаций в профессиях инновационной сферы как ситуации развития деструктивных или адаптивных механизмов реализации профессиональной деятельности. Предложена оригинальная концепция, описывающая генезис, формы и механизмы развития как негативных, так и позитивных (адаптивных) профессиональных деформаций субъекта труда в соотнесении с актуально переживаемым функциональным состоянием, хроническими состояниями и устойчивыми функционально-структурными образованиями как субъектными ресурсами профессиональной деятельности; представлена модель развития профессиональных деформаций субъекта труда, закономерно складывающихся под влиянием приспособления личности к требованиям профессий инновационной сферы. Книга предназначена для специалистов в области прикладной психологии, психологии труда, психологии спорта, а также для всех, кто интересуется вопросами влияния профессиональной деятельности на человека.






В заключение текущей главы важно сказать о том, что современные представления о методологии изучения профессионального стресса ставят задачу рассмотрения данного феномена с позиций профессиональной деятельности в структуре конкретных организаций, условий и содержания труда, рабочих нагрузок (Качина, 2006). Как показали многие исследования, содержание и условия реализации профессионального труда, интенсивность трудовых нагрузок специфическим образом влияют на уровень стресогенности профессиональной ситуации и приводят к нарастанию напряженности деятельности (Бодров, 2000; Занковский, 1989; Касл, 1994; Качина, 2006; Мотовилина, 2003).

Основные причины развития наиболее тяжелых форм профессионального стресса – организационные изменения и увеличенные объем и продолжительность рабочих нагрузок (Организационная психология, 2013). Нижеописанные исследования дают представление об особенностях формирования синдрома профессионального стресса и наиболее типичных ПД в случае тяжелых организационных изменений, происходящих в банковском секторе, связанных с мировым экономическим кризисом, и в случае вариаций разного типа рабочих нагрузок. В фокусе внимания будут исследования массовых профессий инновационной сферы – операторов контакт-центров (справочных служб) и сотрудников банковской сферы.

Глава 3

Особенности переживания профессионального стресса и формирования профессиональных деформаций у банковских служащих в период организационных изменений

3.1

Организационные изменения как источник развития профессионального стресса и профессиональных деформаций работников банка

Данное исследование было проведено нами совместно с Н. В Кузьминой (Барабанщикова, Кузьмина, 2010а, б). Его актуальность обусловили тяжелые социально-экономические потрясения, происходящие в последние годы, оказавшие существенное влияние на многие организации. Особенно существенный ущерб был нанесен функционированию банковского сектора. Банки оказались вынужденными тщательно просчитывать и планировать свой бюджет, что отразилось прежде всего на персонале этих организаций. Огромное количество банковских работников попало под сокращение, многим ухудшили условия оплаты труда при повышении общей рабочей нагрузки. Одним из самых тяжелых стрессоров стала постоянная угроза быть уволенным в результате очередной так называемой «аттестации персонала». Наиболее уязвимыми при оптимизации штатной численности оказались работники фронт-офисов – розничного бизнеса, а именно – руководители сетевых единиц, сотрудники операционных отделов, кредитные специалисты и сотрудники секторов поддержки бизнеса. Таким образом, происходящие изменения не могли не привести к увеличению уровня профессионального стресса банковских сотрудников указанных категорий.

Тема профессионального стресса сотрудников в условиях адаптации к организационным изменениям очень актуальна в настоящий момент. Неутешительные прогнозы финансовых аналитиков свидетельствуют о том, что нестабильная ситуация в финансово-банковской сфере продлится долгое время, и все это время сотрудники будут находиться под воздействием стресса. Показано, что стресс является причиной многих заболеваний, наносит вред психическому и физическому здоровью человека (Леонова, 2000). Печальная статистика роста числа заболеваний «стрессовой этиологии», нарушения трудоспособности активной части населения, потери квалифицированной рабочей силы вследствие невозможности адаптации к новым формам труда и повышению интенсивности нагрузок, различные формы «личностного неблагополучия» (феномены психического истощения, десоциализации, отчуждения труда, специфических форм профессионально-личностных деформаций) – вот краткий перечень проблем, которые отчетливо воспринимаются социумом как серьезная угроза для качества жизни и психического здоровья человека (Психология труда и организационная психология, 1995). Все вышесказанное подтверждает актуальность дальнейших исследований профессионального стресса. Сама жизненная практика дает запрос на подобные исследования, ведь увеличение эффективности работы, особенно в кризисных условиях, становится приоритетом и основной стратегической задачей любой организации.

Таким образом, целью данного исследования становится выявление и анализ особенностей профессионального стресса различных категорий банковских служащих в условиях организационных изменений. В процессе исследования было выдвинуто следующее предположение – организационные изменения внутреннего и общерыночного характера определяют выраженность уровня профессионального стресса банковских служащих и специфику их ПД. В качестве дополнительной гипотезы проверялось предположение о том, что у различных категорий исследуемых сотрудников обнаружатся различия в специфике проявления профессионального стресса.

Среди многих других причин профессионального стресса выделяют организационные изменения (Картрайт, Купер, 2004; Леонова, Мотовилина, 2006). Профессиональный стресс связан с трудовой ситуацией, индивидуальным опытом, обязанностями человека, который переживает этот стресс, а также с эмоционально-волевой сферой, различными когнитивными характеристиками. Также на особенности протекания профессионального стресса влияют групповые и организационные взаимодействия в том коллективе, где осуществляется трудовая деятельность. Часто источником стресса сотрудников в компании являются организационные изменения и инновации, проводимые руководством. Причем среди остальных стрессоров, организационные изменения являются одним из самых мощных источников профессионального стресса. При реорганизационных изменениях новая трудовая ситуация, которая складывается в компании, требует от людей дополнительных усилий. Они должны вначале понять необходимость реорганизации и одобрить ее, потому что для любого человека поменять свои стереотипы функционирования является довольно сложной задачей.

3.2

Методика и организация исследования особенностей профессионального стресса банковских служащих в процессе организационных изменений

Данное исследование было проведено на базе крупного восточно-европейского банка (далее – Банк) с целью выявления уровня профессионального стресса сотрудников в условиях адаптации к организационным изменениям внутреннего и общерыночного характера (Барабанщикова, Кузьмина, 2010а, б).

Организационные изменения в Банке заключались в следующем:

• смена собственников Банка, переход под новый бренд и работа по новым стандартам;

• изменение руководящего состава и реорганизация внутри Банка, преобразование некоторых дирекций и управлений;

• проведение процедур оптимизации штатной численности сотрудников, которые коснулись в основном сотрудников фронт-офисов Банка;

• введение новых стандартов обслуживания клиентов, насаждающихся «сверху»;

• подготовка к проведению аттестации сотрудников фронт-офисов;

• переход на «кустовую» систему управления в розничной сети[2].

Всего в исследовании приняли участие 437 человек. Это сотрудники 35 дополнительных офисов московской розничной сети. С июля 2008 г. московская розничная сеть перешла на новую – «кустовую» – систему управления. Все дополнительные офисы московской розничной сети были поделены на 5 «кустов» – Северный, Южный, Центральный, Восточный и Западный. В каждом из этих кустов был назначен старший управляющий, который контролирует развитие бизнеса в своем «кусте». Все сотрудники московской розничной сети в соответствии со своим функционалом могут быть поделены на 4 категории, которые представлены в каждом дополнительном офисе. Это следующие категории (группы) сотрудников:

руководители сетевых единиц – дополнительных офисов (управляющие и заместители управляющих) – всего 53 человека;

сотрудники операционных отделов (включая кассовых работников) – всего 236 человек;

сотрудники отделов продаж (менеджеры продаж/кредитные специалисты) – всего 95 человек;

сотрудники секторов поддержки бизнеса – всего 54 человека.

Краткое описание профессиональных задач указанных категорий сотрудников представлено в таблице 1.

Диагностическая методика исследования. В исследовании использовалась методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) (Леонова, 2006). Необходимо отметить, что особенностью методики ИДИКС является тот факт, что она разработана как средство индивидуальной диагностики. Согласно исходной теоретической установке, на возникновение, развитие и протекание стресса существенное влияние оказывают индивидуально-психологические особенности человека и специфика конкретной ситуации. Поэтому основным объектом оценки профессионального стресса с помощью данной методики является отдельный субъект деятельности – конкретный специалист или группа профессионалов, занятых сходным видом труда (Качина, 2006).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Книги похожие на "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Барабанщикова

Валентина Барабанщикова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Барабанщикова - Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности"

Отзывы читателей о книге "Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.